Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 5 сентября 2011 г. N 21/02
Резолютивная часть решения оглашена 31 августа 2011 года
В полном объёме решение изготовлено 5 сентября 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Колодина Н.Н. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Панина Н.И. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Пономарева И.А. - специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Харитонова К.Г. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 08.08.2011 N 21/02 по признакам нарушения администрацией Тамбовского района Тамбовской области части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) поступило обращение <...> в лице представителя по доверенности <...> с жалобой на действия администрации Тамбовского района Тамбовской области при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, ул. Молодёжная, 3а, кадастровый номер 68:20:0601002:388.
В заявлении представитель <...> сообщил, что на основании постановления администрации Тамбовского района от 03.02.2011 N 225 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства" администрация провела 25.03.2011 аукцион с начальной ценой 24 030 рублей, в котором <...> был признан победителем с итоговой ценой (последнее предложение) 209 138 рублей. 28 марта 2011 года аукционной комиссией результаты аукциона признаны недействительными по причине необеспечения участия в аукционе заявителя <...>, и комиссия приняла решение о проведении повторного аукциона, но уже с начальной ценой, равной последнему предложению, сделанному на первоначально проведенном аукционе - 209 138 рублей.
В рамках рассмотрения заявления Тамбовским УФАС России были запрошены письменные объяснения у администрации Тамбовского района и материалы, запрашиваемые документы и сведения были представлены.
По указанному заявлению Тамбовское УФАС России возбудило настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали представитель <...> и представитель администрации Тамбовского района Тамбовской области <...>, действующие на основании доверенностей.
Представитель администрации Тамбовского района признала факт нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.
Продажа права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства является разновидностью жилищного строительства, которое относится к отношениям, регулируемым антимонопольным законодательством, поскольку объект строительства (жилой дом) может быть предназначен для продажи, обмена или иного введения в оборот, то есть является товаром.
С 1 октября 2005 года, согласно статьям 30.1 и 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьёй 30.1 Земельного кодекса РФ. Частью 2 указанной статьи установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
Статьёй 38 Земельного Кодекса РФ установлены правила приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). Частью 5 указанной статьи определено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 ЗК РФ.
Статья 38.1 Земельного кодекса РФ определяет порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (далее - Порядок).
Порядок определяет понятия:
продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка - это исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (часть 4);
организатора аукциона - это продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация (часть 6).
Также Порядок определяет функции и требования к продавцу земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка и организатору аукциона:
продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона (часть 5);
продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (часть 7);
организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона (часть 8).
В рассматриваемых правоотношениях администрация Тамбовского района является одновременно продавцом права на заключение договора аренды земельного участка и организатором аукциона.
1. На основании постановления администрации Тамбовского района Тамбовской области от 03.02.2011 N 227 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства" был назначен аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, ул. Молодежная, 3-а, кадастровый номер 68:20:0601002:388, площадью 1500 кв. м, на 25.03.2011 в 15 часов 30 минут. Начальный размер арендной платы за одиннадцать месяцев установлен в размере 24 030 рублей. Организатор аукциона - администрация Тамбовского района Тамбовской области.
Сообщение о проведении аукциона с необходимыми сведениями было опубликовано в газете "Притамбовье" (спецвыпуск, N 12 (7794) от 16 февраля 2011 года).
В постановлении от 03.02.2011 N 227 и информационном сообщении указано, что заявки принимаются с 17.02.2011 с 8-00 часов по 18.03.2011 включительно до 16-00 часов в окне N 19 здания Многофункционального центра предоставления услуг населению (МФЦ), расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. М. Горького, 20.
В информационном сообщении также указано, что участником аукциона признается претендент, представивший организатору аукциона в установленный в извещении о проведении аукциона срок, заявку по установленной форме, документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении.
В соответствии с информационным сообщением рассмотрение заявок состоялось 21 марта 2011 года в 15 часов 30 минут, было рассмотрено 2 заявки - от <...> и <...>, обе заявки допущены к участию в аукционе. Указанные претенденты были уведомлены о признании их участниками аукциона.
Аукцион проведён 25 марта 2011 года, в котором приняли участие <...> и <...>. В результате проведения аукциона победителем признан <...>. с ценой наибольшего предложенного размера арендной платы за 11 месяцев в размере 209 138 рублей (протокол N 10 от 25 марта 2011 года 15 часов 30 минут).
Установлено, что не была рассмотрена заявка третьего претендента - <...>, которая подала заявку на участие в аукционе в МФЦ 17.03.2011, то есть в установленные информационным сообщением срок (по 18.03.2011 включительно до 16-00 часов) и место приема заявок (окно N 19 здания МФЦ). Представленная копия заявки <...> свидетельствует о полном соблюдении данным претендентом времени и места подачи заявок.
Однако, аукционной комиссией администрации Тамбовского района заявка <...> не была рассмотрена в установленном порядке, а претендент <...> не была уведомлена о результатах рассмотрения её заявки. В результате этого <...> не приняла участие в аукционе, несмотря на своевременно поданную заявку на участие в аукционе.
Заявка <...> помимо регистрации в МФЦ (место приема заявок) была зарегистрирована также администрацией Тамбовского района 22.03.2011 вх. N 1825.
На рассмотрении дела представитель администрации Тамбовского района Тамбовской области пояснил, что 21 марта 2011 года на время рассмотрения заявок аукционная комиссия не рассматривала заявку <...> по причине её отсутствия у комиссии. Причины непоступления данной заявки в аукционную комиссию администрация Тамбовского района не указала. О наличии третьей заявки аукционная комиссия узнала после проведения аукциона.
После проведения 25 марта 2011 года аукциона аукционная комиссия 28 марта 2011 года составила протокол о признании результатов аукциона недействительными по следующей причине: "После проведения аукциона выяснилось, что 17.03.2011 года в 09:43 в администрацию Тамбовского района (МФЦ) поступила заявка от <...> на участие в аукционе. 21.03.2011 года при рассмотрении комиссией поступивших заявок, заявка <...> не была рассмотрена, так как была зарегистрирована и поступила в отдел по земельным ресурсам и землеустройству 22.03.2011 года (вх. N 1825). Соответственно, <...> не была признана участником аукциона и надлежаще уведомлена о допуске к аукциону, следовательно, не имела возможности принять участие в данном аукционе. Предложено: признать результаты аукциона недействительными".
Администрация Тамбовского района Тамбовской области 30 марта 2011 года уведомила участников аукциона - <...> и <...>, а также <...> о признании недействительными результатов аукциона, указав также, что сообщит о повторном проведении аукциона. К письмам-уведомлениям был приложен протокол аукционной комиссии от 28.03.2011 о признании результатов аукциона недействительными.
Таким образом, администрация Тамбовского района как организатор аукциона нарушила порядок приема и рассмотрения заявок на участие в аукционе, объявленного в соответствии с постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 03.02.2011 N 227 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства", в результате чего нарушены условия конкуренции, а также права и законные интересы одного из претендентов на участие в аукционе - <...>, а участникам аукциона <...> и <...> созданы преимущественные условия участия в аукционе.
После этого администрация Тамбовского района приняла постановление от 26.05.2011 N 1950 "О проведении повторного аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка", которым решено провести повторно 08.07.2011 в здании администрации Тамбовского района торги в форме аукциона, лотом N 3 которого объявлен рассматриваемый земельный участок - земельный участок, расположенный: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, ул. Молодежная, 3-а. Пунктом 2 данного постановления определен задаток в размере 41 828 рублей.
Информационное сообщение о проведении аукциона с необходимыми сведениями опубликовано в газете "Притамбовье" (спецвыпуск, N 41 (7823) от 1 июня 2011 года), в котором установлен начальный размер арендной платы вышеназванного земельного участка в сумме 209 138 рублей (без НДС).
Также администрация Тамбовского района 2 июня 2011 года уведомила заявителей первого аукциона <...>, <...> и <...> о проведении повторного аукциона с указанием сведений о публикации и месте подачи заявок на участие в аукционе.
Заявки на участие в повторном аукционе не поступили, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся.
2. Решения администрации Тамбовского района как продавца права на заключение договора аренды земельного участка о проведении аукционов для жилищного строительства по рассматриваемому участку (постановления от 03.02.2011 N 227 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства" и от 26.05.2011 N 1950 "О проведении повторного аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка") не соответствуют установленным действующим федеральным законодательством требованиям.
В преамбулах названных постановлений указано, что они приняты в соответствии с Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808.
Однако, рассматриваемый земельный участок предназначен для жилищного строительства, поэтому применение вышеназванных Правил в данном случае является неправомерным, так как частью 5 статьи 38 ЗК РФ установлено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства определяется статьей 38.1 ЗК РФ.
Администрация Тамбовского района, являющаяся продавцом права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства, при принятии решений о проведении рассматриваемых аукционов - постановлений от 03.02.2011 N 227 и от 26.05.2011 N 1950 допустила несоблюдение установленных требований.
В постановлении от 03.02.2011 N 227 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства" не установлены начальная цена предмета аукциона, сумма задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды, что является обязательным в соответствии с частью 7 статьи 38.1 ЗК РФ.
В постановлении от 26.05.2011 N 1950 "О проведении повторного аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" также не установлены начальная цена предмета аукциона, существенные условия договора, в том числе срок аренды.
При проведении администрацией Тамбовского района повторного аукциона также допущено нарушение требования части 7 статьи 38.1 ЗК РФ в части определения начальной цены предмета аукциона.
Администрация Тамбовского района сообщила (исх. от 25.08.2011 N 2/7549, вх. от 26.08.2011 N 8006), что начальный размер арендной платы по рассматриваемому земельному участку при проведении первого аукциона на основании постановления от 03.02.2011 N 227 определен в сумме 24 030 рублей на основании акта оценки.
Представленная копия отчета N 8-10 от 24 декабря 2010 года об определении рыночно обоснованной величины арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности и государственная собственность на которые не разграничена на территории Тамбовского района Тамбовской области, для продажи на аукционе, свидетельствует, что рыночно обоснованная стоимость арендной платы за 11 месяцев по объявленному земельному участку составляет сумму 24 030 рублей.
Информационное сообщение о проведении повторного аукциона на основании постановления от 26.05.2011 N 1950 опубликовано в газете "Притамбовье" (спецвыпуск, N 41 (7823) от 1 июня 2011 года), в котором начальный размер арендной платы того же земельного участка объявлен в размере 209 138 рублей (без НДС).
Однако, установление начального размера арендной платы в указанном размере при повторном проведении аукциона осуществлено произвольно, без определения данной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, как предписывает часть 7 статьи 38.1 ЗК РФ.
Рыночно обоснованная величина арендной платы за пользование рассматриваемым земельным участком для продажи на аукционе после декабря 2010 года не определялась.
Исходя из изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что орган местного самоуправления - администрация Тамбовского района при проведении в 2011 году двух аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для жилищного строительства, который расположен по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, ул. Молодёжная, 3а, кадастровый номер 68:20:0601002:388, нарушила условия конкуренции.
Рассмотренные действия администрации Тамбовского района Тамбовской области противоречат части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается при проведении торгов совершать действия, которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать администрацию Тамбовского района Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
в части отсутствия обязательных сведений о проведении аукциона в постановлениях от 03.02.2011 N 227 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства" и от 26.05.2011 N 1950 "О проведении повторного аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка" (начальная цена предмета аукциона, сумма задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды);
в части приема и рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, ул. Молодёжная, 3а, кадастровый номер 68:20:0601002:388, объявленного на 25 марта 2011 года;
в части определения начального размера арендной платы в 209 138 рублей при повторном объявлении аукциона по продаже права аренды вышеназванного земельного участка (постановление от 26.05.2011 N 1950 и информационное сообщение о проведении аукциона в газете "Притамбовье" N 41 от 01.06.2011).
2. Выдать предписание администрации Тамбовского района Тамбовской области о совершении в срок до 17 октября 2011 года действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно - принять меры, обеспечивающие соблюдение требований Земельного кодекса Российской Федерации и антимонопольного законодательства:
при принятии решений (постановлений, распоряжений, др.) о проведении аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства;
при приеме и рассмотрении заявок на участие в аукционе по предоставлению земельных участков для жилищного строительства;
при установлении начальной цены предмета аукциона.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица администрации Тамбовского района Тамбовской области по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель комиссии: |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии: |
Н.Н. Колодина Н.И. Панина И.А. Пономарева К.Г. Харитонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 5 сентября 2011 г. N 21/02
Текст решения официально опубликован не был