Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Тамбовской области от 28 декабря 2010 г. N 1552 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Целевая программа
"Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области
на 2009 - 2012 годы"
(утв. постановлением администрации Тамбовской области
от 28 апреля 2009 г. N 482)
27 ноября 2009 г., 18 января, 28 декабря 2010 г.
Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", национальной доктриной об образовании в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. N 751, Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 2783, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, Законом Тамбовской области от 29 декабря 1999 г. N 96-З "Об образовании в Тамбовской области", законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Администрацией области разработана программа социально-экономического развития до 2010 года. Ее стратегическая цель - перевод региона на качественно новый, инновационный уровень развития. Профессиональному образованию в инновационном сценарии принадлежит роль двигателя системных изменений в экономике.
В настоящее время начальное и среднее профессиональное образование развивается как составляющая системы образования региона в рамках формирования единого образовательного пространства области.
В целом по состоянию на 01 ноября 2008 г. в Тамбовской области система начального и среднего профессионального образования насчитывает 47 учреждений.
Территориальный охват учреждениями начального и среднего профессионального образования составляет 25 территорий или 83 процента.
Анализ динамики изменения сети учреждений начального и среднего профессионального образования показывает, что с 2004 года сеть в целом уменьшилась на 13 учреждений (22 процента).
Контингент учреждений начального и среднего профессионального образования составляет 24 тыс. человек. По сравнению с 2004 годом контингент уменьшился на 9,4 тыс. человек (28 процентов), что соответствует демографической ситуации в области.
Значительное место в развитии сети образовательных учреждений начального профессионального образования занимает преобразование их в учреждения среднего профессионального образования. Эта работа ведется с 2007 года в направлении создания крупных многоуровневых колледжей по территориально-отраслевому принципу, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. В рамках этого направления в 2007 году создано 5 колледжей, в 2008 году - один техникум.
В таких учреждениях реализуются образовательные программы начального и среднего профессионального образования, а также среднего профессионального образования повышенного уровня (в т.ч. на ступенчатой основе). В контексте Болонского процесса перспективным направлением является внедрение технического бакалавриата.
Таким образом, необходимо продолжить шаги по обеспечению развития системы начального и среднего профессионального образования в направлении ее соответствия потребностям экономики региона.
В области с 2006 года проводится работа по созданию на конкурсной основе ресурсных центров по базовым отраслям. В настоящее время создано 6 центров: по строительству, деревообработке, торговле и общественному питанию, транспорту, металлообработке, легкой промышленности.
Ресурсным центрам профессионального образования принадлежат приоритеты реализации инновационного содержания подготовки рабочих кадров и специалистов и нового программно - методического обеспечения. При этом инвестиции со стороны предприятий, имеющие целевой характер, будут служить обеспечению необходимого качества подготовки рабочих кадров и специалистов. В рамках сетевого взаимодействия планируется организовать трансляцию инновационного содержания профессионального образования и совместное использование материально-технической базы ресурсных центров, что позитивно скажется на повышении качества начального и среднего профессионального образования.
Качество подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования определяется их трудоустройством. Доля нетрудоустроенных выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования уменьшается с каждым годом. Если в 2004 году не трудоустраивались 8 процентов выпускников, то в 2007 году - 1,9 процента.
Важной проблемой является качество трудоустройства, т.е. трудоустройства по полученной профессии и специальности.
Для этого начата работа по развитию системы профессиональной ориентации на базе учреждений начального и среднего профессионального образования.
Острые вопросы, связанные с демографической ситуацией, недостаточной информированностью выпускников школ, низким престижем рабочих профессий привели к необходимости выделения роли системы профориентации, как особого комплексного механизма управления человеческими ресурсами в системе образования области.
На конкурсной основе создан центр профориентации и два кабинета профориентации на базе областных учреждений среднего профессионального образования.
Создание и реализация эффективных механизмов управления качеством профессионального образования будет проводиться через формирование современной материально-технической базы ресурсных центров, развитие механизма сертификации профессиональных квалификаций рабочих кадров, инновационных структур учреждений начального и среднего профессионального образования, развитие систем непрерывного профессионального образования, профессиональной ориентации.
В настоящее время профессионально-отраслевая структура подготовки кадров с начальным и средним профессиональным образованием не в полной мере соответствует потребностям региональной экономики. Важной проблемой остается большой процент подготовки кадров по невостребованным профессиям и специальностям.
Работа по формированию региональной потребности в подготовке рабочих кадров и специалистов в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с постановлением администрации области от 15.10.2006 N 1281 "О формировании региональной потребности в подготовке рабочих и специалистов в государственных образовательных учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования" выявила значительный дисбаланс между профессионально-отраслевой структурой подготовки кадров и потребностями экономики.
Эффективное решение этих проблем невозможно без изменения сети учреждений начального и среднего профессионального образования и создания системы многоуровневых колледжей.
Реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования позволит создать систему непрерывного профессионального образования: школа - НПО - СПО - ВУЗ на базе многоуровневых колледжей посредством интеграции образовательных программ различного уровня.
Здесь важную роль играет преемственность образовательных программ и создание для обучающихся условий и возможностей для последовательного профессионального самоопределения и дальнейшего освоения профессиональных образовательных программ.
Профессионально-отраслевая структура подготовки кадров в области позволит выстроить модель интеграции профессиональных образовательных программ по каждой отрасли.
Таким образом, реализация Программы позволит выстроить систему начального и среднего профессионального образования в соответствии с тенденциями развития профессионального образования, потребностями экономики, реализацией инвестиционных проектов в территориях, возможностями развития непрерывного образования и обеспечением профессионального самоопределения обучающихся.
В рамках Программы предполагается проводить формирование профессионально-отраслевой структуры подготовки кадров, адекватной потребностям регионального рынка труда через развитие механизма конкурсного распределения бюджетных мест.
Одной из важных задач является обеспечение области квалифицированными медицинскими кадрами.
Проводимые реформы в здравоохранении требуют принятия мер к формированию кадровой политики, позволяющей не только сохранить кадровый потенциал отрасли, но и качественно его изменить, подготовить к выполнению задач, предусматриваемых реформами, адаптировать к новым условиям функционирования рынка труда. Проводимая в отрасли реструктуризация на основе развития первичной медико-санитарной помощи с внедрением общеврачебных практик, укрепление и расширение внебольничной помощи, повышение уровня специализированного обслуживания, сокращение и интенсификация коечного фонда требуют повышения эффективности работы действующего кадрового состава.
Появление в структуре первичной медико-санитарной помощи нового специалиста - врача общей практики (семейного врача) способствует повышению уровня профессиональной компетентности всех специалистов, работающих в амбулаторно-поликлинических лечебно-профилактических учреждениях. В результате рациональной организации работы врача общей практики (семейного врача) одновременно улучшается организация работы других специалистов амбулаторно-поликлинического звена, так как они освобождаются от выполнения несвойственных им лечебно-диагностических процедур, профилактических и оздоровительных мероприятий, составляющих базовую подготовку врача на лечебном и педиатрическом факультетах высших учебных заведений.
Подготовка врачей общей практики (семейных врачей) для городских и сельских учреждений требует укомплектования кабинетов и рабочих мест специалистов необходимым медицинским оборудованием в соответствии с табелем оснащения.
В ходе реализации Программы предполагается развитие механизма формирования региональной потребности в кадрах, который позволит обеспечить достижение баланса между региональным рынком труда и системой начального и среднего профессионального образования.
Реализация Программы позволит создать единое образовательное пространство, сконцентрировать материально-технические и методические ресурсы, обеспечить более эффективное их использование и увеличить долю общественной составляющей в управлении образовательным учреждением.
Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, а также организацию процесса управления и контроля.
2. Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является:
формирование устойчивой кадровой политики, способствующей переходу экономики области на инновационный путь развития, обеспечение сектора реального производства и социальной сферы квалифицированными кадрами.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
формирование профессионально-отраслевой структуры подготовки кадров, адекватной потребностям регионального рынка труда;
создание и реализация эффективных механизмов повышения качества профессионального образования;
обеспечение инновационного развития начального и среднего профессионального образования;
социальная поддержка, воспитание, сохранение и укрепление здоровья обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования.
3. Система программных мероприятий
В современных социально-экономических условиях особое внимание уделяется подготовке кадров, адекватной потребностям регионального рынка труда.
В связи с этим, мероприятия по формированию профессионально-отраслевой структуры подготовки кадров направлены на развитие центров начального и среднего профессионального образования по отраслям экономики на базе территориально-отраслевых колледжей, осуществление целевой подготовки специалистов.
Профессионально-отраслевая структура подготовки кадров в области позволит выстроить модель интеграции профессиональных образовательных программ по каждой отрасли. Осуществить эту интеграцию в рамках отрасли и обеспечить эффективное взаимодействие с образовательными учреждениями предполагается на базе многоуровневых колледжей по территориально-отраслевому принципу.
Важным аспектом повышения качества профессионального образования является создание и реализация эффективных механизмов управления.
Управление качеством в рамках областной системы начального и среднего профессионального образования обеспечивается, прежде всего, мероприятиями, направленными на развитие материально-технической базы учреждений, оснащение современным оборудованием, проведением конкурсов среди педагогических работников, социальной поддержкой студентов.
Главный эффект от реализации названных мероприятий будет заключаться в обеспечении регионального рынка труда квалифицированными рабочими кадрами.
На систему начального и среднего профессионального образования возложены ответственные социальные функции по обеспечению доступности начального профессионального образования для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для этого в учреждениях планируется создание инновационных структур: коррекционных групп для детей с нарушением физического и умственного развития, центров профессиональной подготовки и социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятия по социальной поддержке, воспитанию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся начального и среднего профессионального образования призваны сохранять и укреплять здоровье обучающихся, способствовать усилению воспитательной работы в учреждениях профессионального образования. Это приведет к формированию у обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования гражданской ответственности, толерантности, способности к социализации в обществе, позволит достичь повышения профессиональной, социальной и личностной готовности выпускников к профессионально-трудовой деятельности в соответствии с требованиями работодателей.
Реализация программных мероприятий позволит создать условия для
инновационного развития начального и среднего профессионального образования, а также обеспечить опережающее формирование необходимого кадрового потенциала для развивающихся и стратегически важных отраслей экономики области.
Перечень мероприятий Программы
4. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общие затраты на реализацию Программы в 2009 - 2012 гг. за счет всех источников финансирования составят 265 649,9 тыс. рублей:
2009 год - 131 481,2 тыс. рублей;
2010 год - 41 264,1 тыс. рублей;
2011 год - 45 798,7 тыс. рублей;
2012 год - 47 105,9 тыс. рублей;
в том числе:
федеральный бюджет (по согласованию) - 90 000,0 тыс. рублей:
2009 год - 90 000,0 тыс. рублей;
финансирование Программы из областного бюджета предусматривает:
2009 год - 41 481,2 тыс. рублей;
2010 год - 41 264,1 тыс. рублей;
2011 год - 45 798,7 тыс. рублей;
2012 год - 47 105,9 тыс. рублей.
Управление образования и науки области:
всего - 112 727,3 тыс. рублей;
в т.ч. по годам:
2009 год - 29 568,7 тыс. рублей;
2010 год - 24 158,6 тыс. рублей;
2011 год - 29 500,0 тыс. рублей;
2012 год - 29 500,0 тыс. рублей.
Управление здравоохранения области:
всего - 62 922,6 тыс. рублей;
в т.ч. по годам:
2009 год - 11 912,5 тыс. рублей;
2010 год - 17 105,5 тыс. рублей;
2011 год - 16 298,7 тыс. рублей;
2012 год - 17 605,9 тыс. рублей.
Привлечение федеральных средств будет осуществляться в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями с Министерством образования и науки Российской Федерации.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы подлежат корректировке по мере изменения макроэкономических параметров (индикаторов экономического развития региона, контингента, выпуска обучающихся учреждений общего и профессионального образования, финансовых возможностей областного бюджета, внебюджетных источников финансирования).
5. Механизм реализации программы
Реализация Программы потребует координации действий всех заинтересованных сторон и консолидации финансовых ресурсов.
Управление образования и науки области в процессе реализации программных мероприятий:
осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их выполнению, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
с учетом выделенных на реализацию в текущем году финансовых средств уточняет целевые индикаторы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы;
организует размещение заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
разрабатывает дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников;
при необходимости в установленном порядке вносит предложения о продлении срока реализации Программы или ее досрочном прекращении.
Контроль исполнения программных мероприятий осуществляет администрация области. Вопросы о ходе выполнения Программы периодически выносятся на заседания областного координационного Комитета по развитию кадрового потенциала в сфере реальной экономики и содействию занятости населения.
Управление образования и науки области является координатором выполнения мероприятий Программы.
Управление здравоохранения области представляет свою информацию о ходе реализации Программы за отчетный период управлению образования и науки области.
Управление образования и науки области по итогам за полугодие и год представляет по электронной почте и на бумажном носителе в управление экономической политики администрации области информацию о ходе реализации и финансировании Программы.
6. Оценка эффективности реализации программы
В результате реализации Программы предусматривается:
приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствие с потребностями региональной экономики;
реализация механизма систематического обновления содержания начального и среднего профессионального образования;
создание условий для обеспечения качества начального и среднего профессионального образования;
развитие сети ресурсных центров и центров сертификации профессиональных квалификаций;
создание инновационных структур учреждений начального и среднего профессионального образования (центров профессиональной ориентации, центров профессиональной подготовки и адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья);
создание механизмов формирования у обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе;
внедрение здоровьесберегающих технологий в учреждения начального и среднего профессионального образования;
укомплектование лечебно-профилактических учреждений квалифицированными кадрами медицинских работников в соответствии с потребностями.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных с этой целью средств областного бюджета будет обеспечена за счет исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств.
Оценку эффективности реализации Программы планируется осуществлять на основе индикаторов.
Основные целевые индикаторы, отражающие степень достижения целей и задач Программы
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Тамбовской области от 28 апреля 2009 г. N 482 "Об утверждении областной целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.