1. Утвердить Концепцию региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Управлению здравоохранения области с участием заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области до 01 октября т.г. разработать и внести на утверждение план мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать администрациям городов и районов области до 15 сентября т.г. представить в управление здравоохранения области предложения в план мероприятий по реализации Концепции.
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Тамбовская жизнь".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области Н.Д. Горденкова.
Глава администрации области |
О.И.Бетин |
Концепция
региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года
(утв. распоряжением администрации Тамбовской области
от 5 сентября 2011 г. N 281-р)
1. Общие положения
Настоящая Концепция представляет собой совокупность общественных взглядов на цели, задачи и основные направления реализации региональной политики в области здорового питания населения.
Региональная политика в области здорового питания населения направлена на улучшение здоровья населения области, структуры и качества питания и является одним из основных направлений обеспечения продовольственной безопасности страны, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического приоритета - повышение качества жизни населения области.
Всемирная организация здравоохранения определяет государственную политику в области здорового питания как согласованный комплекс принципов, задач, приоритетов и решений, являющийся составной частью плана национального развития. Организация здорового питания в регионе в существенной степени определяется федеральной политикой.
Разработка и реализация настоящей Концепции основана на положениях Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Федеральный закон от 22.07.1993 N 5487-1), Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537), Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2009 N 120), Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 N 1873-р), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 N 883 "Об утверждении Положения о мониторинге качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату названного Указа Президента Российской Федерации N 120 вместо "от 30.01.2009" следует читать "от 30.01.2010"
В 2007 году Российская академия наук и администрация Тамбовской области, признавая роль здоровья населения как одного из основных факторов, обеспечивающих стратегический потенциал, стабильность и национальную безопасность Российской Федерации, заключили Соглашение по реализации проекта "Сохранение здоровья здорового человека".
На территории Тамбовской области действует ряд нормативных правовых актов, соглашений и программ, являющихся базовой основой для механизма реализации региональной политики здорового питания: стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года (Закон области от 29.04.2009 N 512-З); концепция демографической политики Тамбовской области на период до 2025 года (постановление администрации области от 27.11.2007 N 1284); постановление администрации области от 26.02.2008 N 244 "О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях"; целевые программы: развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2009 - 2012 годы (постановление администрации области от 23.03.2009 N 303); развития молочного скотоводства и увеличения производства молока в Тамбовской области на 2009 - 2012 годы (постановление администрации области от 12.02.2009 N 140); "Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области на 2009 - 2011 годы" (постановление администрации области от 29.05.2009 N 640); развития мясного скотоводства до 2015 года (постановление администрации области от 23.05.2011 N 542); развития пищевой и перерабатывающей промышленности Тамбовской области на 2011 - 2015 годы (постановление администрации области от 21.04.2011 N 396); "Формирование здорового образа жизни у граждан Тамбовской области, включая потребление алкоголя и табака, на 2009 - 2011 годы" (постановление администрации области от 29.07.2009 N 893); "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" (постановление администрации области от 09.04.2009 г. N 413); 5-стороннее соглашение о сотрудничестве между г. Мичуринском - наукоградом Российской Федерации, Роспотребнадзором, Российской академией сельскохозяйственных наук (далее - РАСХН), Российской академией медицинских наук (далее - РАМН) и научно-исследовательским институтом (далее - НИИ) питания РАМН от 25.09.2006 г.; Соглашение между Российской Академией наук и администрацией Тамбовской области о сотрудничестве при проведении государственной политики от 18.10.2007 г.; Соглашение о сотрудничестве между НИИ питания РАМН и научно-производственным комплексом г. Мичуринска-наукограда Российской Федерации от 23.12.2008 г. и другие.
2. Характеристика состояния производства продуктов здорового питания, обеспечения безопасности и качества продовольственного сырья и пищевых продуктов
Тамбовская область, как динамично развивающийся регион России с высоким научным, инновационным и образовательным потенциалом, развитым агропромышленным комплексом, является участником реализации целого ряда федеральных государственных программ. В рамках одобренного Правительством Российской Федерации комплексного регионального проекта по развитию агропромышленного комплекса реализуется более 50 инвестиционных проектов, ожидаемыми результатами является значительное увеличение производства сельскохозяйственной продукции и продовольственного сырья, согласно которому область может выйти в России по производству мяса на 3-е место, сахара - на одно из первых мест.
Указом Президента Российской Федерации от 04.11.2003 N 1306 городу Мичуринску Тамбовской области присвоен статус наукограда Российской Федерации. Его основными направлениями деятельности являются фундаментальные, прикладные экспериментальные работы по созданию эффективных технологий производства новых видов продуктов питания функционального, диетического (лечебно-профилактического) назначения, продуктов питания длительного хранения, переработки плодов, ягод и овощей, обеспечивающих полную сохранность их питательной ценности.
Мичуринский государственный аграрный университет является одним из ведущих научно-образовательных учреждений страны в сфере агро-био-пищевых технологий и включен в соответствующую национальную технологическую платформу.
Ведущим предприятием наукограда по разработке функциональных продуктов питания является общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) Экспериментальный центр "М-Конс 1". На данном предприятии с применением новейшего лабораторного оборудования осуществляется подбор рецептуры и технологий переработки плодов, ягод и овощей. Предприятие наряду с ассортиментным перечнем продукции общего потребления осуществляет выпуск специализированных, диетических и функциональных продуктов питания, дополнительно обогащенных биологически активными веществами до уровня, соответствующего физиологическим потребностям человека. Для производства функциональных (диетических) продуктов питания используется сырье определенных сортов, выращенное в опытных хозяйствах области.
На лабораторной базе г. Мичуринска по впервые разработанным нормативным документам прошли экспертизу в НИИ питания РАМН и Федеральной службе Роспотребнадзора более 60 видов продуктов питания функционального назначения из плодово-ягодных, овощных, а также редких и нетрадиционных сельскохозяйственных культур с заданным биологически активным потенциалом, из них 20 - в настоящее время получили подтверждение эффективности их диетотерапии и запущены в производство.
Объемы производства продуктов здорового питания за 2010 год составили 300 тыс. усл. ед. Произведенная продукция реализовывалась населению через торговую сеть области, кроме этого продукция поставлялась в учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты населения.
ООО Экспериментальный центр "М-Конс 1" для решения задач в сфере реализации политики здорового питания контактирует с такими научными учреждениями как: государственное научное учреждение Всероссийский институт генетики и селекции плодовых растений им. И.В. Мичурина Россельхозакадемии, Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства им. И.В. Мичурина, научно-исследовательский институт питания Российской Академии наук, Специализированное государственное унитарное предприятие города Москвы "Моссельхоз".
С целью широкого освоения инновационного потенциала развития агропромышленного комплекса и наиболее полного обеспечения населения продуктами здорового питания Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации включило в государственную программу "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" проект создания технопарка в сфере высоких биотехнологий "Мичуринский". В настоящее время на его основе начинается реализация более масштабного проекта инновационно-технологического центра "Зеленая долина", который предусматривает создание центра трансфера технологий по разработке и выведению на рынок новых продуктов питания функционального назначения, сохраняющих и улучшающих здоровье человека; совершенствование рациона питания работников экстремальных видов деятельности.
В области проводится работа, направленная на преодоление в питании населения недостатка микроэлементов, необходимых организму человека.
На предприятиях хлебопекарной отрасли ведется работа, направленная на увеличение и расширение ассортимента выпускаемой продукции, обогащенной необходимыми микроэлементами, внедрение в производство новых видов изделий лечебного и диетического питания, в том числе с пониженной энергетической ценностью: батон "От Михалыча" с использованием витаминно-минерального премикса "Флагман", содержащего витамины и микроэлементы В1, В2, В6, В12, РР, Е, бета-каротин, фолиевую кислоту, железо; булочка "Облепиховый цвет" с добавлением витаминно-минеральной смеси "Веторон"; батон "Облепиховый" с бета-каротином; батон "Полезный", хлеб "Здоровье" и булка "Зерновая", содержащие витамины и микроэлементы "Витен-ТВ", В1, В2, В6, В12, РР, железо, цинк, йод, кальций и магний; булочка с йодказеином; хлеб с использованием йодата калия и йодированной соли. Ряд хлебопекарных предприятий области по вопросам производства функциональной продукции взаимодействует с государственным НИИ хлебопекарной промышленности Российской академии сельскохозяйственных наук. Заключены договора о сотрудничестве (поставках витаминно-минеральных премиксов) с научно-производственным комплексом "Медбиофарм" (г.Обнинск), научно-производственным объединением "Бифилайф" (г. Москва).
На предприятиях мясоперерабатывающей отрасли разрабатывается ассортиментная линейка колбасных изделий для детского питания с заменой фосфатов на цитраты, а также ассортимент колбасных изделий пониженной калорийности. Однако масштабного производства мясопродуктов функционального назначения в области не ведется.
На открытом акционерном обществе (далее - ОАО) "Кондитерская фирма "ТАКФ" осуществляется выпуск мучных кондитерских изделий, обогащенных витаминно-минеральной смесью "Амитон", карамели 6 наименований с добавлением аскорбиновой кислоты.
В целом на территории Тамбовской области выпуск комбинированных пищевых продуктов заданного химического состава, в том числе обогащенных препаратами микронутриентов и их премиксов, осуществляется на 10-ти предприятиях различных отраслей пищевой промышленности. По итогам 2010 года ими осуществлялся выпуск 36 наименований обогащенных пищевых продуктов, общий объем которых составил 5600 тонн.
Реализация йодированной соли в области осуществляется через оптовые и розничные предприятия торговли. За 2010 год реализовано 98 тонн указанной продукции, что лишь частично удовлетворяет расчетную потребность населения области.
Имеющие место отдельные проблемы в развитии производства пищевых продуктов функционального, диетического и лечебно-профилактического назначения и насыщения ими потребительского рынка свидетельствуют о необходимости развития планов и программ, направленных на оптимизацию питания населения области.
Одним из основных факторов обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, наряду с их пищевой ценностью, является безопасность пищевых продуктов, определяемая наличием и уровнем содержания в них посторонних вредных веществ пищи (в том числе токсичных металлов, пестицидов, нитратов, нитритов и прочего).
По данным управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, показатели качества и безопасности пищевых продуктов, производство и оборот которых осуществляется на территории области, по результатам лабораторных исследований на протяжении последних лет остаются стабильными и не превышают среднероссийские показатели.
В 2010 году службой Роспотребнадзора области было исследовано 7782 пробы пищевых продуктов по микробиологическим показателям безопасности.
Удельный вес проб, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, в 2010 году составил 3,16% (средний по Российской Федерации - 4,89%), по санитарно-химическим показателям - 1,1% (средний по Российской Федерации - 2,87%).
Анализ лабораторных исследований продовольственного сырья и пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям свидетельствует, что наиболее часто они не соответствуют в следующих группах продукции: рыба и рыбные продукты (10,9%), птица и птицеводческие продукты (8,3%), бахчевые культуры (3,0%), мясо и мясные продукты (2,4%), молоко и молочные продукты (1,8%), консервы (1,6 %).
Тем не менее, в динамике за последние 5 лет наблюдается тенденция улучшения качества хлебобулочных, кондитерских и мукомольно-крупяных изделий, жировых растительных продуктов, безалкогольных напитков, алкогольных напитков и пива, консервов, продуктов детского питания.
Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области осуществляется пострегистрационный мониторинг за пищевыми продуктами, полученными с использованием генетически модифицированных организмов (ГМО) или содержащими компоненты ГМО, их аналоги.
В 2010 году на базе испытательного лабораторного центра федерального бюджетного учреждения здравоохранения (далее - ИЛЦ ФБУЗ) "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" с использованием методов качественного и количественного определения была исследована на наличие ГМО 591 проба продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе импортных - 51 проба. Как и в предыдущие два года, наличие конкретного трансформационного события, характерного для генетически модифицированного источника пищи, в 2010 году установлено не было (показатель удельного веса проб, содержащих ГМО, по Российской Федерации - 0,16%).
Случаи массовых вспышек кишечных инфекций, связанные с употреблением недоброкачественных продуктов питания, в последние годы были единичными. Основную массу пищевых отравлений за последние пять лет составляли бытовые пищевые отравления (отравления грибами и ботулизм).
В системе организации контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, наряду с государственным надзором, важное значение имеет ведомственный контроль.
В 2010 году на территории области функционировало 461 предприятие пищевой и перерабатывающей промышленности, из них только 107 имеют в своем составе ведомственные лаборатории. При этом оценку состояния измерений (аттестацию) прошли 52 ведомственные лаборатории. Кроме того, номенклатура видов исследований, проводимых данными лабораториями, достаточно ограничена и практически не включает в себя проведение исследований по регламентированным показателям безопасности пищевых продуктов.
В условиях отсутствия собственной производственной базы на предприятиях пищевой отрасли к осуществлению производственного контроля на договорных началах привлекаются сторонние организации, имеющие в своей структуре испытательные лаборатории (испытательные лабораторные центры), аккредитованные в установленном порядке. В настоящее время на территории области функционируют 6 таких организаций, оказывающих услуги в проведении производственного контроля, в том числе: ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" (включая филиалы ФБУЗ), федеральное бюджетное учреждение "Тамбовский ЦСМ", испытательный лабораторный центр при Тамбовском областном государственном учреждении "Тамбовская областная ветеринарная лаборатория", испытательная лаборатория федерального государственного учреждения (далее - ИЛ ФГУ) "Россельхозцентр", ИЛ ФГУ "Государственный центр агрохимической службы "Тамбовский", испытательный лабораторный центр федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Мичуринский государственный аграрный университет". Однако, как показывает анализ деятельности этих организаций (в т.ч. количество заключенных договоров, объем и виды выполненных исследований в рамках производственного контроля), потенциал указанных лабораторий используется крайне недостаточно.
3. Характеристика состояния здоровья населения Тамбовской области
Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Динамика потребления основных продуктов питания на душу населения Тамбовской области за последние 5 лет характеризуется положительными тенденциями в изменении структуры потребления: уменьшением по отдельным углеводосодержащим группам продуктов и увеличением по белково-витаминным.
В тоже время среднедушевое потребление продуктов питания сохраняется ниже предложенных Институтом питания РАМН ориентировочных норм по основным группам, кроме хлебных продуктов, сахара и картофеля.
Таблица 1
Потребление основных продуктов питания
(на душу населения в год, кг)
(данные Тамбовстата)
|
Рекомендуемая норма |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 (оценка) |
2010 в % к рекомендуемым нормам |
Хлебные продукты |
117 |
157 |
157 |
157 |
157 |
157 |
157 |
134,2 |
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо (включая субпродукты 2 категории) |
78 |
54 |
55 |
60 |
60 |
61 |
62 |
79,5 |
Рыба и рыбопродукты |
23,7 |
9 |
10 |
9 |
9 |
10 |
10,6 |
44,7 |
Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) |
390 |
198 |
200 |
203 |
202 |
203 |
193 |
49,5 |
Масло растительное |
13 |
12,9 |
13,0 |
12,8 |
12,8 |
12,9 |
12,9 |
99,2 |
Яйца, штук |
291 |
215 |
206 |
198 |
198 |
202 |
208 |
71,5 |
Сахар |
38 |
60 |
58 |
59 |
59 |
58 |
58 |
152,6 |
Картофель |
117 |
159 |
155 |
156 |
140 |
139 |
124 |
106,0 |
Овощи и бахчевые культуры |
139 |
98 |
100 |
98 |
94 |
96 |
94 |
67,6 |
Плоды и ягоды |
80 |
45 |
42 |
45 |
45 |
52 |
49 |
61,3 |
При этом следует отметить, что Тамбовская область имеет достаточно высокий относительный уровень самообеспечения, который в 2009 году составил: по картофелю - более 120%, по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам, яйцам и яйцепродуктам, овощам и производственным бахчевым культурам - от 90% до 98% и чуть более 83% - по фруктам и ягодам. Однако в 2010 г. из-за негативных погодных условий значительно снизилось производство основных продуктов растениеводства и, соответственно, уровень самообеспечения. Так, по картофелю уровень самообеспечения составил 65%, овощам и бахчевым культурам - чуть более 89% и около 73% - по фруктам и ягодам, а по молоку и молокопродуктам, яйцам и яйцепродуктам и мясу и мясопродуктам - от 88% до 99%.
С учетом этого доля ввозимых мяса и мясопродуктов в 2010 г. составила около 30% от общего объема мясных продуктов, молока и молокопродуктов - чуть более 33%, яиц и яйцепродуктов - около 22%, овощей и продовольственных бахчевых культур - немногим более 18%, фруктов и ягод - более 51%.
Бесперебойное снабжение населения товарами во многом зависит от устойчивых товарообменных связей области с другими регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья. Ведущими поставщиками продовольственных товаров на потребительский рынок Тамбовской области являются регионы Центрального федерального округа, на долю которых приходится более 80% объема ввозимых продовольственных товаров.
Одним из наиболее объективных показателей жизненного уровня населения является доля расходов на питание в семейном бюджете: чем она ниже, тем выше материальный достаток населения. Доля расходов на покупку продуктов для домашнего питания в потребительских расходах составила в 2010г. 34% (в Российской Федерации - 30,5%, Центральном Федеральном округе - 27%) и увеличилась по отношению к 2009 г. на 0,2 процентных пункта.
В условиях опережающего роста потребительских цен произошло увеличение покупательной способности денежных доходов.
Таблица 2
Покупательная способность денежных доходов (на душу населения в год)
|
Количество |
2010г. в % к 2009 г. |
|
2010 г. |
2009 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Продовольственные товары, кг |
|
|
|
Говядина 1 категории (кроме бескостного мяса) |
76,1 |
63,9 |
119,1 |
Рыба мороженая (кроме лососевых пород и рыбного филе) |
170,4 |
131,4 |
129,7 |
Масло сливочное |
68,2 |
70,8 |
96,3 |
Масло подсолнечное |
270,9 |
224,1 |
120,9 |
Молоко цельное,* литров |
432,2 |
475,3 |
90,9 |
Яйца, штук |
4753,0 |
4062,0 |
117,0 |
Сахар-песок |
423,6 |
446,0 |
95,0 |
Хлебобулочные изделия из муки 1 и 2 сорта |
540,6 |
473,6 |
114,1 |
* В 2010 г. в наименование "молоко" входят все виды молока и молочного напитка.
В предшествующие годы на территории области произошли положительные изменения в организации детского питания.
Показатель удельного веса детей, находящихся на грудном вскармливании, в 2010 году достиг максимального уровня за последние 10 лет и составил 84,6% (2000г. - 76,7%), при этом 49,3% грудных детей находились на грудном вскармливании до 6 месяцев (2000г. - 47,8%), несмотря на это по-прежнему низкой остается доля детей от 6 месяцев до 1 года - 31% (2000г. - 28,9%).
Вместе с тем, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, не обеспечиваются в полной мере через систему детских молочных кухонь необходимым и качественным набором продуктов. Детские молочные кухни имеются лишь в 4 из 30 административных территорий Тамбовской области.
В области функционирует 239 детских садов (23505 детей), 12 центров развития ребенка-детских садов (2319 детей), 8 начальных школ-детских садов (583 ребенка), 2 прогимназии (354 ребенка), 35 групп дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (1000 детей).
Организация питания осуществляется непосредственно образовательными учреждениями. Отличительными особенностями питания дошкольников являются 100%-ный охват питанием, строгий режим приема пищи, соблюдение соотношения в суточном рационе пищевых веществ при достаточном их общем количестве, качественная кулинарная обработка продуктов.
Стоимость питания в день в дошкольных образовательных учреждениях в среднем по области в 2010 году составляла в среднем 44,3 руб. (источники финансирования - родительская плата, бюджетные средства).
В области функционируют 194 общеобразовательных учреждения (с филиалами), обучается 89930 школьников, действует 517 школьных столовых, используются различные модели организации питания.
Совместно с Тамбовским государственным университетом им. Г.Р. Державина, Российской академией наук, Институтом питания Российской академии медицинских наук реализуется проект "Сохранение здоровья здорового человека", составным элементом которого является проект совершенствования школьного питания.
В основу модернизации сферы школьного питания на территории Тамбовской области положен программно-целевой подход. В рамках целевой программы "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2009 - 2012 годы" реализуется "Школьное питание".
В 2008 - 2011 годах Тамбовская область регулярно становилась победителем конкурсных отборов субъектов Российской Федерации по реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Общая сумма федеральной поддержки составила 108, 7 млн. рублей.
В проекте приняли участие 7 пилотных муниципалитетов - города Тамбов, Мичуринск, Котовск, Рассказово, Моршанск, Кирсанов, Тамбовский район.
В рамках проекта осуществлено полное технологическое переоснащение, ремонт 83 школьных пищеблоков в 63 общеобразовательных учреждениях (33% от общей численности школ), в которых обучается 43837 школьников (практически 50% от общей численности). Выстроена новая модель управления системой школьного питания, начиная от прогнозирования имеющихся потребностей, планирования и организации производства до анализа удовлетворённости потребителей качеством пищевой продукции.
Реализация мер, направленных на совершенствование системы организации школьного питания, нашла свое отражение в стабильном росте уровня охвата обучающихся горячим питанием: в 2007 - 2008 учебном году - 74,0%, в 2009 - 2010 учебном году - 81,2%, в 2010 - 2011 учебном году - 82,9%.
Система начального и среднего профессионального образования области включает 33 учреждения начального и среднего профессионального образования, в которых обучается 18 224 человека.
В учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования функционируют 30 столовых с общим количеством 3326 посадочных мест и 18 буфетов. Горячим питанием охвачено 100% обучающихся по программам начального профессионального образования и около 70% обучающихся среднего профессионального образования. В учреждениях сельскохозяйственной направленности столовые обеспечиваются экологически чистой продукцией, выращенной на учебно-производственных участках.
Региональная система высшего профессионального образования в Тамбовской области включает 5 государственных вузов, 11 филиалов. Контингент обучающихся в 2010/2011 учебном году составил 42 190 человек, из них на очных отделениях обучается 51,8 % студентов.
Действуют 15 столовых, 16 буфетов. Охват студентов горячим питанием составляет от 40 до 97%.
Созданы условия для охвата 100% обучающихся школ области мониторингом здоровья. В 102 крупных базовых школах области установлены медицинские диагностические комплексы КМД-03 "Здоровый ребёнок". Мониторинг состояния здоровья обучающихся проводится в плановом режиме два раза в год. Программа мониторинга включает определение соответствия морфофункциональных характеристик школьников разного возраста нормативам (рост ребенка, масса тела, определение толщины кожно-жировых складок, прочее).
Совместно с Тамбовским государственным техническим университетом и Институтом медико-биологических проблем РАН реализуется проект "Создание региональной телемедицинской системы скрининга состояния здоровья школьников".
Данные мониторинговые исследования позволяют на основании антропометрических исследований изучать пищевой статус детского населения.
Несмотря на положительные тенденции в организации питания в образовательных учреждениях области в данной сфере остаются актуальными следующие проблемы:
недостаточное развитие современных индустриальных технологий производства пищевой продукции для сферы школьного питания, обладающей высокими органолептическими свойствами, сбалансированностью микро- и макронутриентов, повышенной биологической и пищевой ценностью;
достаточно высокая степень износа технологического оборудования школьных пищеблоков в сельской местности, в учреждениях высшего профессионального образования;
несформированность основ культуры питания в семьях, недостаточность мотивации к практической реализации принципов рационального питания у взрослых и детей.
Важной составляющей рациона питания населения является пища, потребляемая в предприятиях общественного питания общедоступной сети, а также по месту работы.
В области функционирует 1389 предприятий общественного питания, в том числе 644 общедоступных. Сеть общепита качественно улучшается. Вновь открываемые предприятия отличаются лучшей технической оснащенностью, интересными дизайнерскими проектами торговых залов, более высоким качеством приготовления пищи и уровнем обслуживания. Положительным моментом является небольшое количество предприятий, работающих по типу "фаст-фуд" (менее 1%).
Вместе с тем, обеспеченность населения общедоступной сетью предприятий общественного питания составляет 20,7 посадочных мест на 1000 жителей, что ниже потребности (в Центрально-Черноземном регионе - 25,6). При этом недостаточно развитой остается сеть столовых, в том числе диетических, кафе и закусочных общего типа, в которых потребителю предлагаются традиционные блюда русской кухни по доступным ценам.
На низком уровне находится организация питания работающих на промышленных предприятиях. Происходит ежегодное закрытие столовых по причине их убыточности (в 2009 году по области функционировало 76 столовых, в 2010 году - 65).
Только 20% работающих питаются в столовых по причине несоразмерности уровня заработной платы и стоимости обедов в столовых (в 2009 году - 40 рублей, в 2011 - 70 рублей).
Отсутствие бесплатного лечебно-профилактического питания для работающих на вредных производствах также пагубно влияет на состояние здоровья.
За последние годы значительно снизилась работа в отношении системы профилактического питания на промышленных предприятиях, что вызывает необходимость более широкого использования там продуктов специализированного питания.
Недостаточное потребление биологически ценных продуктов питания оказывает неблагоприятное влияние на здоровье населения Тамбовской области, способствуя развитию алиментарно зависимых заболеваний как среди взрослого, так и детского населения.
Таблица 3
Динамика распространенности отдельных алиментарных заболеваний среди взрослого населения (старше 18 лет) по Тамбовской области (на 1000 населения соответствующего возраста)
Заболевания |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
39,5 |
70,1 |
67,8 |
55,1 |
59,8 |
61,8 |
64,1 |
в т.ч. ожирение |
1,9 |
3,8 |
3,2 |
3,7 |
4,9 |
5,5 |
6,5 |
Болезни органов пищеварения |
74,2 |
99,6 |
104,2 |
107,9 |
100,9 |
105,9 |
85,9 |
в т.ч. язва желудка и двенадцатиперстной кишки |
13,9 |
13,40 |
12,84 |
12,87 |
12,68 |
12,9 |
12,6 |
гастрит и дуоденит |
18,3 |
22,52 |
23,27 |
22,23 |
21,39 |
23,7 |
23 |
Таблица 4
Динамика распространенности отдельных алиментарных заболеваний среди детей возрастных групп 0-14 лет и 15-17 лет по Тамбовской области (на 1000 населения соответствующего возраста)
Заболевания |
Дети 0 - 14 лет |
Дети 15 - 17 лет |
||||
2000 |
2009 |
2010 |
2000 |
2009 |
2010 |
|
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
21,2 |
37,9 |
35 |
39,3 |
82,7 |
75,4 |
в т.ч. ожирение |
4,9 |
14,7 |
15,3 |
7,3 |
21 |
22,6 |
Болезни органов пищеварения |
132,4 |
199,8 |
175,6 |
89,9 |
227,2 |
172 |
в т.ч. язва желудка и двенадцатиперстной кишки |
0,72 |
0,36 |
0,37 |
5,6 |
2,7 |
2,6 |
гастрит и дуоденит |
22,4 |
25,2 |
24 |
43,6 |
62,7 |
67,8 |
Отмечается увеличение заболеваемости беременных женщин за период 1993 - 2010 гг. (в 3,7 раза), в том числе обусловленное факторами питания: анемиями - на 37,9%; болезнями щитовидной железы - в 5,9 раза.
Ухудшение здоровья матерей непосредственно сказывается и на показателях состояния здоровья новорожденных. В структуре заболеваемости новорожденных болезнями перинатального периода по итогам 2010 года одно из ведущих мест занимает замедление роста и недостаточность питания - 19%.
Для Тамбовской области актуальной является проблема йоддефицитных состояний. Более 40% населения области проживает на территориях с природообусловленным дефицитом микроэлементов, в том числе йода.
Отмечается рост показателей заболеваемости эндокринной патологией, связанной с йодной недостаточностью. В структуре общей заболеваемости населения йоддефицитными состояниями наибольшее количество заболевших синдромом врожденной йодной недостаточности приходится на возрастную группу 15-17 лет; диффузным зобом больше страдают люди в возрасте 18 - 19 лет.
Наиболее эндемичными территориями области, подверженными развитию патологий, связанных с йоддефицитом, являются: города Тамбов, Уварово, Кирсанов и Котовск, а также Петровский, Сосновский, Староюрьевский, Мордовский, Пичаевский, Сампурский, Гавриловский, Бондарский и Ржаксинский районы.
Недостаточность в питании железа приводит к развитию железодефицитных анемий и их последствий.
По отношению к 1995 году произошло увеличение первичной заболеваемости и распространенности анемиями среди взрослых - соответственно на 5,3% и на 52,9%; среди детей - в 4 и 4,9 раза; среди подростков - в 3,3 и 3,5 раза.
Формирование у населения понимания необходимости здорового питания является одним из направлений приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения по направлению "Формирование здорового образа жизни", в рамках которого с декабря 2009 года на территории Тамбовской области функционирует 3 Центра здоровья, в ноябре 2010 года открыт Центр здоровья для детей на базе муниципального лечебно-профилактического учреждения "Городская детская поликлиника им. Коваля" г.Тамбова.
За 2010 год в Центры здоровья обратилось 12731 человек, из них 20% детей. Школы здоровья посетили 12630 человек (99,2% от обратившихся).
В результате проведённого в Центрах здоровья обследования выявлены 7950 (62,4% от обратившихся) человек с факторами риска, в том числе 1091 ребенок (52,1%). По результатам комплексного обследования врачами разработаны для пациентов индивидуальные рекомендации по здоровому образу жизни с оценкой факторов риска, с учетом возрастных особенностей, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха и изменению привычного образа жизни в целях сохранения и укрепления его здоровья.
Исходя из значимости здоровья населения для развития области, важности рационального питания подрастающего поколения для будущего России, а также необходимости принятия мер, направленных на решение задач продовольственной безопасности, улучшение демографической ситуации в области, определены основные принципы, цели, задачи и направления (меры) реализации региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года.
4. Цели и задачи региональной политики в области здорового питания
Исходя из основных принципов государственной политики в области здорового питания, целями региональной политики в данной сфере являются сохранение и укрепление здоровья населения Тамбовской области, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием детей и взрослых.
Основными задачами являются:
устойчивое развитие регионального производства основных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов;
применение высоких технологий и инновационного производства в создании новых продуктов диетического и лечебно-профилактического назначения;
обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов на этапах их производства и оборота;
достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого жителя области безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
совершенствование организации питания в организованных коллективах (трудовых, образовательных и других), обеспечение полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей раннего возраста, совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебно-профилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса;
расширение и рациональное размещение сети предприятий общественного питания (кафе, столовые, в том числе на предприятиях);
пропаганда среди населения принципов рационального, здорового питания;
мониторинг состояния питания и здоровья населения.
5. Основные направления (меры) реализации региональной политики в области здорового питания
Основными направлениями реализации региональной политики в области здорового питания населения являются:
в сфере производства и оборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо сконцентрировать усилия на следующих направлениях:
совершенствование нормативно-правового и экономического механизма природопользования, направленного на экологическое оздоровление природной среды и сельскохозяйственных угодий, улучшение условий водоснабжения, повышение качества питьевой воды;
восстановление и развитие мелиоративного фонда, повышение устойчивости агроландшафтов, предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, развитие кормовой базы животноводства с использованием интенсивных технологий;
обеспечение населения плодоовощной продукцией, подсолнечником и соей собственного производства;
внедрение инновационных технологий возделывания сельскохозяйственных культур;
ускоренное развитие мясного и молочного животноводства;
использование сельскохозяйственными предприятиями инновационных технологий глубокой и комплексной переработки сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих сохранение качества и снижение потерь полезной продукции на всем пути продвижения сырья и готовой продукции от товаропроизводителя до потребителя;
стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
проведение научных исследований в сфере производства продуктов здорового питания, в том числе во взаимодействии с ведущими российскими научными центрами;
создание и внедрение технологий производства качественно новых пищевых продуктов с направленным изменением химического состава, соответствующего потребностям человека;
расширение производства продуктов массового потребления, обогащенных микронутриентами, для различных групп населения, диетических и функциональных продуктов питания, специализированных продуктов детского питания;
создание условий, способствующих заинтересованности действующих и вновь создаваемых предприятий пищевой промышленности (ООО "М-Конс", ООО "Конкорд", ОАО "Крахмалопродукт", ОАО "Тамбовский хлебокомбинат", ОАО "Тамбовмясопродукт" и других) в массовом производстве пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, а также готовых блюд для коллективов организованного питания, производстве экологичной упаковки;
разработка и регистрация знака качества тамбовского био-продукта;
совершенствование региональной торговой политики, регулирование внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного (особенно местного) производства;
в сфере профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний, рационализации питания различных групп населения:
разработка и реализация комплексных региональных планов и проектов в области здорового питания, обеспечивающих ликвидацию существующего дефицита витаминов и микроэлементов; профилактику и снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием;
разработка и реализация мер, направленных на поддержку грудного вскармливания, обеспечение детей раннего возраста специализированными продуктами питания, обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания, обеспечение полноценным питанием беременных и кормящих женщин, в том числе через специализированные пункты питания и магазины по заключениям врачей;
разработка и принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование и оптимизацию питания в организованных коллективах (образовательных, трудовых и др.), совершенствование рационов лечебного питания и системы организованного диетического питания в лечебно-профилактических учреждениях области;
осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно-зависимых заболеваний и состоянием здоровья различных групп населения Тамбовской области;
уточнение потребностей различных возрастных групп населения в пищевых веществах и энергии, разработка на их основе рекомендаций по питанию;
организация мониторингов состояния: рынка специализированных продуктов для детского питания, в том числе диетического (лечебного и профилактического), за счет продуктов отечественного, в том числе местного производства; обеспеченности витаминами детей и взрослых;
подготовка кадров в различных областях науки о питании в учебных заведениях медицинского и пищевого профиля; привлечение в область специалистов данного профиля;
доведение до руководителей торговых предприятий всех форм собственности перечня продуктов питания, необходимого для реализации в регионе по медицинским показателям, стимулирование открытия специализированных торговых мест (полок) по продуктам здорового питания;
ориентирование индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на открытие общедоступных столовых, кафе общего типа с широким ассортиментом блюд традиционной кухни, а также блюдами здоровой кухни, реализуемыми по доступным ценам;
для обеспечения безопасности пищевых продуктов требуется:
применение современных промышленных технологий и оборудования, исключающих возможности бактериального, химического и физического загрязнения;
создание и внедрение современных систем менеджмента безопасности пищевой продукции;
контроль соответствия требованиям законодательных и нормативных документов Российской Федерации продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации;
создание современной технической и методической базы организации производственного контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;
исключение бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги;
осуществление контроля объектов окружающей среды (почвы, воды, воздуха);
в сфере формирования у населения навыков здорового питания необходимо предусмотреть меры по:
ликвидации информационного дефицита в вопросах культуры питания и разработке программ обучения для специалистов, работающих в области медицины, образования, общественного питания, производства и переработки пищевых продуктов;
разработке для населения образовательных программ по проблемам здорового питания и организации в образовательных учреждениях области уроков здорового питания;
созданию специализированных информационно-издательских, теле-радио-программ;
разработке и внедрению норм социального питания и реализации мер по его поддержке;
реализации комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и другой спиртосодержащей продукции;
развитию областных центров здоровья населения и созданию на их базе консультационных центров по вопросам здорового питания.
6. Механизмы реализации региональной политики в области здорового питания населения
Механизмы реализации региональной политики в области здорового питания населения, являясь составной частью обеспечения продовольственной безопасности, устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации и Тамбовской области, определяющих условия функционирования экономики региона и ее отдельных отраслей.
Органы государственной власти области:
разрабатывают и принимают нормативные правовые акты области по вопросам реализации региональной политики в области здорового питания населения;
обеспечивают ведение мониторинга, прогнозирования и контроля состояния питания и здоровья населения на территории области;
осуществляют оценку устойчивости экономики области к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;
осуществляют оценку устойчивости продовольственного снабжения области.
Для согласования действий и координации политики здорового питания предусматривается создание специального органа - межведомственного координационного совета, объединяющего основных заинтересованных партнеров из различных секторов общества.
С целью определения конкретных мероприятий и контроля за реализацией Концепции планируется утвердить план мероприятий.
7. Ресурсное обеспечение реализации региональной политики в области здорового питания населения
Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов в рамках основных направлений региональной политики в области здорового питания населения.
Источниками финансирования являются ассигнования бюджетов всех уровней в рамках действующих и новых расходных обязательств, привлеченные негосударственные средства.
8. Ожидаемые результаты реализации региональной политики в области здорового питания населения
Итогом успешной реализации региональной политики в области здорового питания станет достижение следующих показателей:
Таблица 5
Основные показатели реализации Концепции
Наименование индикатора |
Ед.изм. |
2010 |
2015 |
2020 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Производство основных видов продукции сельского хозяйства (в год): |
|
|
|
|
овощи |
Тыс. тонн |
131 |
170 |
210 |
плоды |
Тыс. тонн |
25 |
47 |
60 |
мясо |
Тыс. тонн |
100 |
400 |
1000 |
молоко |
Тыс. тонн |
233 |
340 |
500 |
яйцо |
млн. шт |
224 |
300 |
450 |
Обеспечение внутреннего рынка основных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов за счет продуктов отечественного, в том числе регионального производства |
% |
40 |
65 |
90 |
Доля производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, включая массовые сорта хлебобулочных изделий, а также молочные продукты, от общего объема производства |
% |
10 |
25 |
45 |
Количество молочного сырья (сырого молока), поступившего на промышленную переработку в год |
тыс. тонн |
58,8 |
95 |
150 |
Потребление молока и молочных продуктов (на душу населения в год) |
кг |
193 |
300 |
392 |
Количество мясного сырья всех видов (в живом весе), поступившего на промышленную переработку в год |
тыс. тонн |
1,1 |
100 |
450 |
Доля переработанной продукции собственного производства от общего объема производства мяса |
% |
1 |
10 |
15 |
Потребление мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо (включая субпродукты) населением области (на душу населения в год) |
кг |
62 |
68 |
78 |
Доля производства молочных и мясных продуктов со сниженным содержанием жира от общего объема производства |
% |
1,5 |
6 |
10 |
Количество плодоовощной продукции, поступившей на промышленную переработку в год |
тыс. тонн |
40 |
70 |
110 |
Потребление овощей и бахчевых культур населением области (на душу населения в год) |
кг |
94 |
115 |
139 |
Потребление плодов и ягод населением области (на душу населения в год) |
кг |
49 |
65 |
80 |
Доля переработанной плодоовощной продукции от общего объема производства овощей и плодов (в том числе продуктов органического производства) |
% |
25,7 |
38 |
50 |
Доля предприятий-производителей продовольственного сырья и пищевых продуктов, прошедших оценку состояния измерений испытательных лабораторий, в общем количестве указанных предприятий, имеющих собственные испытательные лаборатории |
% |
49 |
80 |
100 |
Удельный вес предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности, освоивших и внедривших современные методы менеджмента качества и безопасности (посредством разработки и внедрения систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции в соответствии с международными стандартами), в общем количестве предприятий (в случае принятия и вступления в действие технического регламента о безопасности пищевой продукции, содержащего требования к разработке и внедрению систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции её производителями) |
% |
0,6 |
20 |
50 |
Обеспеченность населения посадочными местами в открытой сети предприятий общественного питания |
посадочные места /на 1000 жителей |
21 |
27 |
35 |
Количество общедоступных столовых |
штук |
16 |
30 |
50 |
Количество столовых при промпредприятиях и учреждениях |
штук |
65 |
90 |
110 |
Уровень обеспечения сбалансированным горячим питанием в организованных коллективах, в том числе трудовых, входящих в состав организованных коллективов |
% лиц |
21 |
50 |
80 |
Доля детей в возрасте 6 месяцев, находящихся на грудном вскармливании, от общего количества детей в возрасте 6 месяцев |
% |
49,3 |
52 |
55 |
Доля детей в возрасте от 6 месяцев до 1 года, находящихся на грудном вскармливании, от общего количества детей в возрасте от 6 месяцев до 1 года |
% |
31 |
33 |
36 |
Заболеваемость среди детей и подростков, связанная с питанием (анемия, недостаточность питания, ожирение, болезни органов пищеварения) |
на тысячу детского населения |
21,7 |
20,6 |
19,4 |
Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей, отнесенных к первой группе здоровья |
% |
21 |
21,5 |
22 |
Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей, отнесенных ко второй группе здоровья |
% |
61,6 |
62,6 |
63,6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Региональная политика в области здорового питания населения направлена на улучшение здоровья населения области, структуры и качества питания и является одним из основных направлений обеспечения продовольственной безопасности страны и важнейшей составляющей демографической политики. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Целями региональной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения Тамбовской области, профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием детей и взрослых. Для решения задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов в рамках основных направлений региональной политики в области здорового питания населения.
Распоряжение Администрации Тамбовской области от 5 сентября 2011 г. N 281-р "Об утверждении Концепции региональной политики в области здорового питания населения Тамбовской области на период до 2020 года"
Текст распоряжения опубликован в газете "Тамбовская жизнь" (спецвыпуск) от 13 сентября 2011 г. N 113 (1195)