Ответ: Согласно ст. 108 Налогового кодекса РФ привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрены различные меры ответственности должностных лиц за совершение таких правонарушений.
На должностных лиц организации, совершившей налоговое правонарушение, налагается административная ответственность, предусмотренная главой 15 КоАП РФ, которая в большинстве случаев представляет собой взыскание штрафов в денежном эквиваленте.
Таким образом, по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, устанавливает все признаки состава конкретного административного правонарушения и составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и применение административных наказаний производится в судебном порядке. Исключение составляют случаи, когда налоговые органы самостоятельно рассматривают дела об административных правонарушениях. К ним относятся: неприменение в установленных законодательством РФ случаях контрольно-кассовой техники, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; нарушение платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, организации и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей. А нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет, связанное с ведением деятельности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей.
Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган, соответственно, по месту нахождения организации, месту жительства предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов); о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств; обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях; обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации; о реорганизации или ликвидации организации. К примеру, нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке (иной кредитной организации) влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей.
Что касается налоговой декларации, то она представляется каждым плательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим плательщиком. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации. Например, плательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации по налогу на прибыль организаций не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация может быть представлена плательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Что касается плательщиков, прибегающих к услугам почты, одной из наиболее частых ошибок является отправление деклараций без описи вложения, обычным заказным письмом. В этом случае отправитель рискует: если налоговый орган не получит это письмо, на плательщика будет наложен штраф. Почтовая квитанция не освободит его от ответственности, так как из нее не следует, что содержимым отправления являлся необходимый документ. За нарушение установленных сроков представления налоговой декларации предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Иногда ошибочно полагается, что обязанность по представлению в налоговый орган налоговой декларации лежит на главном бухгалтере организации, и только это должностное лицо подлежит административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ. Так, постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей судебного участка N 5 Советского района г. Тамбова, было прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя организации. Судья посчитал, что ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации несет главный бухгалтер организации в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой предусмотрено своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Однако судья не учел, что данным законом не регламентируется представление налоговой отчетности. В результате данное постановление было отменено решением Советского районного суда г. Тамбова.
Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ названный Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2013 г.
Стоит отметить, что ряд составов административных правонарушений, действие которых распространяется на кредитные организации, закрепляет глава 15 КоАП РФ. К их числу относятся ст. 15.4, 15.7 - 15.9, 15.26 КоАП РФ. При анализе этих норм выявлено, что закрепленные в них основания применимы не ко всем видам кредитных организаций. Исключение составляют положения ст. 15.26 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. Статья 15.7 КоАП РФ устанавливает административную ответственность кредитной организации за: открытие кредитной организацией счета юридическому лицу без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; открытие кредитной организацией счета юридическому лицу при наличии у кредитной организации решения налогового либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица. Статья 15.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность кредитной организации за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса). Статья 15.9 КоАП РФ определяет ответственность кредитной организации за неисполнение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Е. Лазарева.
Специалист 1 разряда
ИФНС России по г. Тамбову
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Какую несут ответственность налогоплательщики за совершение административного правонарушения?
Данный материал размещен на сайте Управления Федеральной налоговой службы России по Тамбовской области http://www.r68.nalog.ru