Новое в перечне операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость
В соответствии с Федеральными законами от 19.07.2011 N 245-ФЗ, от 01.07.2011 N 170-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внесены существенные изменения. В настоящей статье рассмотрим только те из них, которые касаются операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) (ст. 149 НК РФ).
Согласно редакции подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, действовавшей до 1 января 2012 г., не облагались НДС ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за некоторыми исключениями).
С учетом внесенных дополнений в данный подпункт, в целях применения льготы, работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, т.е. освобождение от налогообложения применяется также в отношении работ (услуг) осуществляемых на выявленном объекте культурного наследия. Кроме того, перечень видов работ (услуг) не облагаемых НДС, установленный в подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласуется с понятием "сохранение культурного наследия", содержащимся в ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ. В частности, в нем содержатся и работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования.
В новой редакции указанного подпункта приведен перечень документов, при наличии которых налогоплательщик вправе использовать льготу. Помимо лицензии на осуществление деятельности по реставрации памятников и соответствующего разрешения на проведение работ, в налоговые органы для подтверждения освобождения от налогообложения необходимо представить:
- справку об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или справку об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданную Минкультуры России или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;
- копию договора на выполнение указанных работ (услуг).
Дополнение внесено и в пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. Так, в редакции пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, действовавшей до 1 октября 2011 г., предусматривалось освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость на территории РФ реализации (в том числе передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых перечисляемыми организациями, учреждениями и предприятиями.
В новой редакции к названным в пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ организациям отнесены также государственные и муниципальные унитарные предприятия, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Таким образом, реализация на территории РФ товаров, работ и услуг (с соблюдением установленных требований), производимых и реализуемых названными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
Дополнение внесено также в пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ. Так, в редакции пп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, действовавшей до 1 октября 2011 г., освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость подлежала реализация на территории РФ входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия, оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий. Согласно новой редакции указанного подпункта не подлежат обложению НДС услуги по предоставлению организациями физической культуры и спорта в аренду спортивных сооружений не только для проведения, но и для подготовки к проведению спортивно-зрелищных мероприятий.
Дополнение внесено в пп. 23.1 п. 3 статьи 149 НК РФ. Так, в редакции пп. 23.1 п. 3 статьи 149 НК РФ, действовавшей до 1 октября 2011 г., освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость подлежали услуги застройщика на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (за исключением услуг застройщика, оказываемых при строительстве объектов производственного назначения). Подпункт 23.1 п. 3 статьи 149 НК РФ дополнен новым абзацем: к объектам производственного назначения в целях настоящего подпункта относятся объекты, предназначенные для использования в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг).
С 1 октября 2011 года в соответствии с п.п. 7.1 п. 3 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС на территории РФ оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Данное изменение связано с тем, что оказание рассматриваемых услуг стало одной из функций Внешэкономбанка.
Дополнение внесено в пункт 2 ст. 149 НК РФ. С 1 января 2012 года пункт 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 17.2. следующего содержания: не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг по проведению техосмотра, оказываемых операторами технического осмотра в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Федеральным законом введены новые правила проведения техосмотра транспортных средств. Его проводить могут операторы технического осмотра (организации и предприниматели), соответствующие определенным требованиям и получившие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (ст. 1, п. 1 ст. 5, ст. 11 указанного Закона). Отказаться от льготы, предусмотренной в п. 2 ст. 149 НК РФ нельзя, поэтому операторы технического осмотра обязаны вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций.
Дополнение внесено в п.п. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ. Так, в редакции п.п. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ, действовавшей до 1 января 2012 г., освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость подлежали работы (услуги, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (всех видов портовых сборов, услуг судов портового флота), а также по лоцманской проводке. В новой редакции указанная льгота распространяется также на работы по обслуживанию судов смешанного (река-море) плавания. Кроме того, в подп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ теперь прямо указано, что под льготу подпадают услуги по классификации и освидетельствованию судов.
О. Кашковская.
Советник государственной
гражданской службы РФ 3 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.