Резолютивная часть решения оглашена 1 февраля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
Гречишникова Е.А. - руководитель Тамбовского УФАС России,
Члены комиссии:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
Краснобаева Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
рассмотрев дело N 13/04 по признакам нарушения ФГУП "Почта России" (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37) пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей:
от ответчика: ФГУП "Почта России" Прилепской Н.В., доверенность N 896/ЮД от 06.06.2011;
от ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов": Галкиной А.Ю., доверенность от 29.12.2011 N 01-04/151;
от ОАО "Тамбовские коммунальные системы": Кудрявцева А.С., доверенность от 09.06.2011 N 16,
в отсутствие представителей заинтересованных лиц: ОАО "ТОСК", ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", Пахотноугловское МУ "Водяные и коммунальные системы", ТОГУП "Водгазхоз", ИП Филин Е.А., МУ "Коммунальное строительство", ООО "Ляда-Сервис", ООО "Монолит", ООО "Райжилкомхоз", МУ "Росинка", МУ "Бокинское",
установила:
При осуществлении государственного антимонопольного контроля было выявлено, что ФГУП "Почта России" на территории Тамбовской области устанавливало своим контрагентам в рамках заключенных договоров об оказании услуг по доставке счетов (квитанций) разные экономически необоснованные тарифы на указанную услугу. Такие неравные условия приобретения этой услуги носят дискриминационный характер для отдельных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими и запрещены Законом о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
По данному факту возбуждено настоящее дело.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
На рассмотрении дела 07.06.2011, 02.08.2011 представители ФГУП "Почта России" сообщили, что доставка счетов-квитанций является договорной услугой, поэтому она не подпадает под действие Закона о защите конкуренции. ФГУП "Почта России" не занимает доминирующего положения на рынке оказания услуг по доставке счетов (квитанций) Тамбовской области. Доставка счетов-квитанций осуществляется по ценам, установленным приказами ФГУП "Почта России": с 1 апреля 2009 года - N 73-п. от 31.03.2009, с 1 февраля 2010 года - N 7-п. от 18.01.2011. Ранее данные тарифы устанавливались непосредственно Тамбовским филиалом исходя из себестоимости услуги при расчете количества доставляемых квитанций. Различные тарифы на услуги по доставке физическим лицам неконвертованных счетов применяются в соответствии с вышеназванными приказами ФГУП "Почта России" исходя из деления цен по категориям населенных пунктов. Тамбовский филиал ФГУП "Почта России" самостоятельно не устанавливает тарифы. При заключении договоров с поставщиками коммунальных услуг в 2009 году, от контрагентов были получены многочисленные жалобы на невозможность сдерживать тарифы на коммунальные платежи при существенно возросших тарифах на доставку квитанций. УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" получил разрешение от вышестоящей организации на применение экономически необоснованного тарифа с последующим поэтапным увеличением тарифов, утвержденных приказом предприятия.
Представитель ООО "Ляда-Сервис" на рассмотрении дела 2 августа 2011 года пояснил, что в 2010 году общество письменно обратилось к ФГУП "Почта России" с просьбой снизить тариф. ФГУП "Почта России" сообщило, что в связи с отдаленностью населенного пункта, где осуществляется доставка квитанций, отсутствует возможность снизить тариф.
На рассмотрении дела 21 сентября 2011 года представитель ОАО "ТКС" сообщил, что тариф, установленный ФГУП "Почта России" для общества, высокий.
На рассмотрении дела 21 сентября 2011 года представитель ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" сообщил, что согласно договору в 2010 году тариф по доставке составлял - 1,64 руб. за доставку одной квитанции, в 2011 году ФГУП "Почта России" повысило тариф до 1,80 руб., в связи с чем была длительная переписка, но в итоге оплата доставки происходит по цене - 1,80 руб. за одну квитанцию. В адрес ФГУП "Почта России" неоднократно направлялись письма о снижении тарифа с 1,80 руб., но ФГУП "Почта России" был дан ответ, в котором содержалось обоснование цены, и соответственно, тариф так и остался 1,80 руб. без учета НДС. Для предприятия этот тариф высокий, а тарифы других хозяйствующих субъектов не известны.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
Правоотношения в области почтовой связи в РФ регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи), другими федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи: операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи; услуги почтовой связи - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Согласно статье 16 Закона О почтовой связи установлено, что услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.
Пунктом 3 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, предусмотрено, что услуги почтовой связи подразделяются на универсальные услуги почтовой связи и иные услуги.
Тарифы на иные услуги почтовой связи, оказываемые организациями федеральной почтовой связи на всей территории страны, не подлежат государственному регулированию. Плата за такие услуги определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе (ст. 29 Закона о почтовой связи, ст. 3 Постановления правительства РФ от 15.04.2005 N 221 "Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи").
ФГУП "Почта России" устанавливает минимально разрешенные тарифы на оказание услуг по доставке неконвертованных счетов (извещений, квитанций) на основании приказов. Так, для УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" были установлены следующие тарифы:
- с 1 апреля 2009 года N 73-п от 31.03.2009 "Об установлении тарифов на услуги по доставке физическим лицам неконвертованных счетов (извещений, квитанций) при заключении комплексных договоров с предприятиями коммунального хозяйства на услуги по приему коммунальных платежей и доставке физическим лицам неконвертованных счетов (извещений, квитанций)" в следующих размерах:
|
Населенные пункты с численностью населения |
||
от 100 тыс. до 1 млн.чел. |
от 20 до 100 тыс. чел. |
до 20 тыс. чел. |
|
Тариф без учета НДС, руб. |
1,45 |
1,70 |
2,70 |
- с 1 февраля 2011 года N 7-п от 18.01.2011 "Об установлении тарифов на услуги по доставке физическим лицам неконвертованных счетов (извещений, квитанций" при заключении комплексных договоров с предприятиями коммунального хозяйства на услуги по приему коммунальных платежей и доставке физическим лицам неконвертованных счетов (извещений, квитанций)" в следующих размерах:
|
Населенные пункты с численностью населения |
||
от 100 тыс. до 1 млн.чел. |
от 20 до 100 тыс. чел. |
до 20 тыс. чел. |
|
Тариф без учета НДС, руб. |
1,65 |
1,80 |
2,80 |
УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" оказывает услуги по доставке счетов-квитанций на территории Тамбовской области на договорной основе, в т.ч. следующим предприятиям коммунального комплекса:
Наименование и юридический адрес х/с |
Услуги, оказываемые х/с, доставку квитанций об оплате которых осуществляет УФПС-ФГУП "Почта России" |
Территории, на которых оказываются услуги по доставке квитанций |
Номер и дата заключения договора |
ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" г. Тамбов, ул. Студенецкая, 10. |
электроснабжение |
г. Мичуринск, г. Жердевка, с. Пичаево, с. Сатинка, с. Сампур, с. Вторые Левые Ламки |
договор N 71от 21.03.2006 |
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" г. Тамбов, ул. К. Маркса, 176 А |
электроснабжение |
Тамбовская область |
договор N б/н от 18.03.2005 |
ООО "Газпром Межрегионгаз Тамбов" г. Тамбов, ул. Интернациональная, 11 а |
Газоснабжение населения природным газом |
г. Мичуринск, Мичуринский, Никифоровский р-ны; г. Моршанск, Моршанский, Токаревский, Жердевский, Кирсановский, Мордовский, Первомайский, Староюрьевский, Бондарский, Петровский, Инжавинский, Ржаксинский, Мучкапский, Сосновский р-ны; г. Тамбов, Тамбовский, Уметский, Гавриловский, Рассказовский, Знаменский, Сампурский р-ны |
договор N 50-6-0141 от 24.03.2006
|
ОАО "Тамбовские коммунальные системы" г. Тамбов, ул. Московская, 19 В |
водоснабжение и водоотведение |
г. Тамбов (п. Радужное, п. Солнечный), с. П. Пригородное, д. Перикса, с. Донское, д. Красненькая, |
договор N 321 от 07.08.2006 |
МУ "Бокинское" Тамбовская обл., Тамбовский р-н, с. Бокино, пер. Березовый, 1 |
водоснабжение и водоотведение, вывоз ТБО |
Тамбовский р-н (с. Бокино мкр. "Новый", пос. Трегуляй) |
договор N 505 от 01.07.2008 |
ООО "Ляда-сервис" Тамбовская обл., Тамбовский р-н, пос. Новая Ляда, ул. Совхозная, 2, |
водоснабжение, отопление, услуги по содержанию жилища |
р.п. Новая Ляда, пос. Березка, ж-д станция Рада |
договор N 581 от 03.10.2007 |
ООО "Райжилкомхоз" Тамбовская обл., г. Кирсанов, п. Овсяновская дорога, 115 |
водоснабжение и водоотведение |
Населенные пункты Кирсановского р-на: Голынщинский, Инаковский, Калаисский, Ковыльский, Кобяковский, Ленинский, Марьинский Уваровщинский сельсоветы, с.2-я Гавриловка |
договор N 104 от 01.04.2008
|
ООО "Монолит" г. Тамбов, ул. Чичканова, 17 |
коммунальные услуги |
Жердевский р-н, Токаревский р-н, Мордовский р-н, Кирсановский р-н, Гавриловский р-н, Уметский р-н, Знаменский р-н, Сампурский р-н, г. Котовск, Мичуринский р-н, Никифоровский р-н, Петровский р-н, Моршанский р-н, Пичаевский р-н, Сосновский р-н, Первомайский р-н, Староюрьевский р-н, Рассказовский р-н, Бондарский р-н, Уваровский р-н, Инжавинский р-н, Ржаксинский р-н, Мучкапский р-н, Тамбовский р-н. |
договор N 890 от 31.12. 2010 |
МУ "Коммунальное строительство" Тамбовская обл., г. Кирсанов, п. Овсяновская дорога, 115 |
коммунальные услуги |
Кирсановский почтамт (Гавриловский, Уметский, Кирсановский р-ны) |
договор N 105 от 01.04.2008 |
ИП Филин г. Тамбов, ул. Рубежный пр-д, д. 16, кв. 83 |
коммунальные услуги |
Тамбовский р-н |
договор N 462 от 10.06.2010 |
ТОГУП "Водгазхоз" г. Тамбов, ул. Широкая, 4 |
коммунальные услуги |
Жердевский, Токаревский, Мордовский, г. Мичуринск, Мичуринский, Петровский, Никифоровский, Уваровский, Мучкапский, Ржаксинский, Инжавинский р-ны |
договор N 273 от 12.05.2008 |
ИП Зимаков Тамбовская обл, Рассказовский р-н, с. Дмитриевщина, ул. Колхозная, 37 |
коммунальные услуги |
Тамбовская область |
договор N 108 от 08.07.2008 |
Пахотноугловское МУ "Водяные и коммунальные системы" Тамбовская обл., Бондарский р-н, с. Пахотный угол, ул. Октябрьская, 34 |
коммунальные услуги |
Тамбовская обл., Бондарский р-н, с. Пахотный угол |
договор N 5/417 от 19.06.2007 |
ООО "РЭК" Тамбовская обл., Рассказовский р-н, ул. Советская, 108 |
коммунальные услуги |
Рассказовский р-н, пос. Зеленый |
договор N 931 от 01.09.2008 |
ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" г. Тамбов, ул. Советская, 118 |
услуги по, начислению, сбору, учету платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги |
г. Уварово, г. Котовск, р.п. Знаменка, г. Жердевка, р.п. Токаревка, п. Сосновка, г. Моршанск, Моршанский р-н: д. Ново-Александровка, с. Керш-Борки, с. Питерское, с. Гумны, с. Левино, с. Устье, пос. Устьинский, Мичуринский р-н, г. Рассказово, Рассказовский р-н, с. Тулиновка, ст. Селезни, с. Красненькое Тамбовского р-на |
договор N б/н от 19.07.2005 |
МУ "Росинка" Тамбовская обл., с. Сурава, ул. Клейменова, 2 |
коммунальные услуги |
с. Сурава Тамбовского р-на |
договор от 01.09.2007 N 651 |
ФГУП "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области согласно вышеуказанным договорам, обязуется по заданию Заказчика организовать работу по доставке абонентам Заказчика, полученных от него платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
С 1 апреля 2009 года УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" стало применять к своим контрагентам тарифы на услугу по доставке одного неконвертованного счета (квитанции) в зависимости от численности населения населенного пункта Тамбовской области: 1,45 руб./шт. (от 100 тыс. до 1 млн. чел.), 1,70 руб./шт. (от 20 до 100 тыс. чел.) и 2,70 руб./шт. (до 20 тыс. чел.).
25 августа 2009 года УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" письмом (исх. от 25.08.2009 N 10-02) обратилось в дирекцию почтовых услуг ФГУП "Почта России" с просьбой о разрешении заключить договоры на доставку счетов-квитанций по средневзвешенному тарифу в размере 1,64 руб. (без НДС) по причине отказа ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания", ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (филиал "Энергосбыт"), ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" от заключения договоров по новым тарифам.
ФГУП "Почта России" письмом от 07.09.2009 N 2.2/1477-09 сообщило УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России", что считает возможным заключение договоров на поставку счетов-квитанций с организациями-поставщиками электроэнергии (ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ОАО "Тамбовские коммунальные системы", ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания", ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс") по средневзвешенному тарифу в размере 1,64 руб. (без НДС) сроком на один календарный год с последующим изменением тарифа в зависимости от ситуации на рынке.
На 2011 год УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" были установлены следующие тарифы на доставку одного неконвертованного счета (квитанции) в зависимости от численности населения населенного пункта Тамбовской области, где оказываются услуги: 1,60 руб./шт. (от 100 тыс. до 1 млн.чел.), 1,87 руб./шт. (от 20 тыс. до 100 тыс.), 2,97 руб./шт. (прочие нас. пункты.).
Согласно сведениям УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" (исх. от 8.12.2011 б/N, вх. от 9.12.2011 N 11395) в 2010 и 2011 годах филиал предприятия применил следующие тарифы на доставку неконвертованных счетов (квитанций) на основании заключенных дополнительных соглашений к договорам к своим контрагентам:
N п./п. |
Наименование х/с |
Тариф (руб./шт.) 2010 год |
Тариф (руб./шт.) 2011 год |
1 |
МУ "Бокино" |
2,70 |
2,97 |
2 |
ТОГУП "Водгазхоз" |
2,70 |
2,97 |
3 |
ИП Зимаков |
2,70 |
2,97 |
4 |
МУ "Коммунальное хозяйство" |
2,70 |
2,97 |
5 |
ООО "Ляда-Сервис" |
2,70 |
2,97 |
6 |
Пахотноугловское МУ "Водяные и коммунальные системы" |
2,70 |
2,97 |
7 |
ИП "Филин" |
2,70 |
2,97 |
8 |
ООО "Райжилкомхоз" |
2,70 |
2,97 |
9 |
ОАО "Российские железные дороги" |
2,70 |
1,87 |
10 |
ООО "РЭК" |
2,70 |
2,97 |
11 |
ОАО "Тамбовские коммунальные системы" |
1,64 |
1,80 |
12 |
ООО "Тамбов Межрегионгаз Тамбов" |
1,45 -г. Тамбов, 1,70 -район, 2,70 -село |
1,60-г. Тамбов, 1,87 -район, 2,97 -село |
13 |
ТОГУП "Теплоэнергоресурс" |
1,64 |
1,80 |
14 |
ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" |
1,64 |
1,80 |
15 |
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания" |
1,64 |
1,80 |
16 |
ГУЗ "Тамбовская областная станция переливания крови" |
1,64 |
1,80 |
17 |
МУ "Росинка" |
2,70 |
- |
18 |
ООО "ПЭК" |
1,16- город, 2,16 -село |
- |
19 |
ОАО "Тамбовоблгаз" |
- |
1,80 |
20 |
ООО "Монолит" |
- |
1,60-г. Тамбов, 1,87-район, 2,97-село |
Тарифы (1,64 руб./шт. и 1,80 руб./шт.), применяемые в 2010 - 2011 годах к ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ОАО "Тамбовские коммунальные системы", ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" (ресурсоснабжающие организации), ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" и в 2011 году к ОАО "Тамбовоблгаз", не обусловлены зависимостью от численности населения населенных пунктов, где оказываются услуги по доставке неконвертованных счетов (квитанций).
Тарифы для указанных хозяйствующих субъектов являются едиными на всей территории Тамбовской области, независимо от численности населения соответствующих населенных пунктов.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ОАО "Тамбовские коммунальные системы", ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" (ресурсоснабжающие организации), ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" оказывают услуги по виду своей деятельности на территории населенных пунктов Тамбовской области, где численность населения составляет от 100 тыс. до 1 млн. чел.(г. Тамбов), от 20 до 100 тыс. чел. и до 20 тыс. человек, а УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" осуществляет доставку неконвертованных счетов (квитанций) до их абонентов.
Остальным хозяйствующим субъектам, которым УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" оказывает услуги по доставке неконвертованных счетов (квитанций), применялись тарифы в зависимости от численности населения населенного пункта, на территории которого оказываются услуги.
Так, например, ООО "Тамбов Межрегионгаз Тамбов" также оказывает услуги газоснабжения в населенных пунктах Тамбовской области с численностью населения от 100 тыс. до 1 млн. чел., от 20 до 100 тыс. чел. и до 20 тыс. человек. При этом для данного общества тарифы на доставку счетов (квитанций) применялись в зависимости от численности населения населенного пункта.
Таким образом, ФГУП "Почта России" установило отдельным хозяйствующим субъектам более льготные (сниженные) и экономически необоснованные тарифы на услугу по доставке счетов-квитанций без учета численности населения, проживающего на территории деятельности контрагента.
ФГУП "Почта России" в процессе рассмотрения дела не представило экономического, технологического либо другого обоснования установления различных цен на услугу по доставке счетов-квитанций в рамках заключенных договоров. Напротив, в пояснениях (исх. от 20.04.2011 N 10-02/103, вх. от 20.04.2011 N 3076; исх. от 30.05.2001 N 10-02/144, вх. от 31.05.2011 N 4495) УФПС Тамбовской области - филиал ФГУП "Почта России" сообщило, что получило разрешение от вышестоящей организации на применение экономически необоснованного тарифа с последующим поэтапным увеличением тарифов, утвержденных приказом предприятия.
Исходя из анализа представленной ФГУП "Почта России" в материалы дела информации о данной услуге и перечне контрагентов с применяемыми к ним тарифами, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что ФГУП "Почта России" при оказании услуг по доставке счетов-квитанций не руководствовалось собственными приказами, а устанавливало отдельным хозяйствующим субъектам льготные тарифы без объективных экономических, технологических и других причин, что запрещено пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции.
Применение ФГУП "Почта России" экономически, технологически и иным образом не обоснованных тарифов к своим контрагентам ставит одних в неравные условия по сравнению с другими при приобретении данной услуги, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Тамбовское УФАС России в целях установления доминирующего положения ФГУП "Почта России" на товарном рынке услуг по доставке физическим лицам неконвертованных счетов (извещений, квитанций) провело анализ и оценку состояния конкурентной среды Тамбовской области за 2010 год - 1 квартал 2011 года в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
По результатам анализа рынка установлено, что ФГУП "Почта России" в географических границах Тамбовской области имеет долю 100% в общем объеме от оказания услуг по доставке неконвертованных счетов (извещений, квитанций).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим
Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что положение ФГУП "Почта России" в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, является доминирующим на рынке оказания услуг по доставке неконвертованных счетов (извещений, квитанций) в географических границах Тамбовской области.
Соответственно, на деятельность ФГУП "Почта России" на рынке услуг по доставке неконвертованных счетов (извещений, квитанций) распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" содержит конкретный, но открытый перечень запрещенных действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта.
Так, частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прямо запрещены, в том числе, следующие действия:
- экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6);
- создание дискриминационных условий (пункт 8).
Согласно п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Закон о защите конкуренции запрещает создавать дискриминационные условия и устанавливать экономически, технологически и иным образом не обоснованное различие цен на один и тот же товар (услугу).
Все перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии со стороны ФГУП "Почта России" действий по злоупотреблению хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, выразившихся в необоснованном установлении различных тарифов на одну и ту же услугу - услугу по доставке физическим лицам неконвертованных счетов (извещений, квитанций) одним контрагентам перед другими и создании дискриминационных условий при приобретении данной услуги.
В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Комиссией Тамбовского УФАС России при рассмотрении настоящего дела не установлено, что ФГУП "Почта России" вследствие нарушения антимонопольного законодательства причинило материальный ущерб иным лицам либо извлекло незаконный доход.
В процессе рассмотрения дела ФГУП "Почта России" направило своим контрагентам: ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ОАО "Тамбовские коммунальные системы", ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания", ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" дополнительные соглашения к ранее заключенным договорам об изменении тарифов на доставку неконвертованных счетов (квитанций) в соответствии с приказом ФГУП "Почта России" N 7-п от 18.01.2011.
ОАО "Тамбовская энергосбытовая компания", ОАО "Тамбовские коммунальные системы", ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" подписали дополнительные соглашения на предложенных ФГУП "Почта России" условиях. ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" вернуло дополнительное соглашение об изменении стоимости тарифов ФГУП "Почта России" без подписания.
Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать положение Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37) в лице Управления Федеральной почтовой связи Тамбовской области - Филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (392000, г. Тамбов, ул. Советская, д. 114) доминирующим на рынке услуг по доставке неконвертованных счетов (извещений, квитанций) в географических границах Тамбовской области.
2. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" нарушившим пункты 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем экономически необоснованного установления различных тарифов на услугу по доставке неконвертованных счетов (извещений, квитанций) и создания для потребителей данной услуги дискриминационных (неравных) условий её приобретения.
3. Выдать ФГУП "Почта России" предписание о прекращении в срок до 20 марта 2012 года нарушения антимонопольного законодательства.
4. О выполнении предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
5. Материалы дела N 13/04 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для принятия мер административного реагирования в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина Е.М. Вислобокова Е.В. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 14 февраля 2012 г. N 13/04
Текст решения официально опубликован не был