Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 31 июля 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - врио руководителя Мазаева С.В.,
члены:
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Краснобаева Е.В.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Плотников С.Ю.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Щукина И.В.,
рассмотрев дело N А4-11/12 по признакам нарушения администрацией г.Уварово Тамбовской области (393460, Тамбовская область, г.Уварово, ул. Шоссейная, 4) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителя администрации г. Уварово Репина А.Б. (доверенность от 10.01.2012),
установила:
В Тамбовское УФАС России поступило заявление ЗАО "Тамбовская военно-мемориальная компания" о признаках нарушения антимонопольного законодательства администрацией г. Уварово на рынке услуг по погребению (исх. от 21.05.2012 N 5161).
Заявитель сообщает, что администрация города Уварово 16.04.2012 провела открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по погребению на территории г. Уварово Тамбовской области. Предметом данного контракта является осуществление захоронений и оказание ритуальных услуг в отношении отдельных категорий умерших. Победителем указанного конкурса признано ООО "Региональная мемориальная компания" (далее - ООО "РМК"), с которым администрация заключила муниципальный контракт на оказание услуг по погребению на территории г.Уварово.
Вместе с тем, в адрес ЗАО "Тамбовская военно-мемориальная компания" поступило письмо администрации г.Уварово (исх. от 02.05.2012 N 1312), в котором сообщается, что по итогам проведенного конкурса на оказание услуг по погребению на территории г.Уварово Тамбовской области (выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела) победителем конкурса признано ООО "Региональная мемориальная компании", с которой администрация г.Уварово заключила муниципальный контракт на оказание услуг по погребению на территории города Уварово Тамбовской области. На срок действия муниципального контракта захоронения на кладбищах (старом и новом) и их обслуживание имеет право производить только ООО "РМК".
По данному заявлению возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела представитель администрации г. Уварово заявил, что письмо администрации (исх. N 1312 от 02.05.2012) имело своей целью известить ООО "Тамбовская военно-мемориальная компания" о заключенном контракте. В соответствии со ст.59 Устава муниципального образования город Уварово, в систему муниципальных правовых актов не входят письма администрации и, соответственно, письмо администрации города Уварово не может ограничивать права и интересы, организаций и граждан, в том числе и в области защиты конкуренции.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 25 Закона о погребении установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Однако, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Согласно статье 9 этого Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок. Статья 10 Закона о погребении гарантирует супругу, родственнику, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность по погребению умершего, возмещение социального пособия на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг погребению.
Следовательно, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших (статья 29 Закона о погребении).
Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.
Следовательно, Закон о погребении во взаимосвязи с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установили, что органы местного самоуправления могут создавать специализированные службы по вопросам погребения и похоронного дела в форме муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений, но никак не наделять соответствующими полномочиями такой службы иных хозяйствующих субъектов.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
При этом возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.
Администрация города Уварово 16.04.2012 провела открытый конкурс на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по погребению на территории г.Уварово Тамбовской области (выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела). Победителем указанного конкурса было признано ООО "Региональная мемориальная компания" (далее - ООО "РМК"), с которым администрация 19.04.2012 заключила муниципальный контракт на оказание услуг по погребению на территории г.Уварово.
По условиям муниципального контракта ООО "РМК" принимает на себя полномочия специализированной службы по погребению на территории г.Уварово Тамбовской области на 2012 год и обязуется осуществлять захоронения и оказывать ритуальные услуги в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), если:
- умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
Следовательно, ООО "РМК", заключившее муниципальный контракт на оказание услуг по погребению отдельных категорий умерших должно осуществлять деятельность исключительно в рамках контракта и не должно наделяться иными функциями, выходящими за рамки контракта.
В противоречие действующему законодательству и заключенному муниципальному контракту от 19.04.2012 с ООО "РМК", администрация г.Уварово направила в адрес ЗАО "Тамбовская военно-мемориальная компания" письмо (исх. от 02.05.2012 N 1312), в котором сообщила, что по итогам проведенного конкурса на оказание услуг по погребению на территории г.Уварово Тамбовской области (выбор специализированной службы по вопросам похоронного дела) победителем конкурса признано ООО "Региональная мемориальная компании", с которой администрация г.Уварово заключила муниципальный контракт на оказание услуг по погребению на территории города Уварово Тамбовской области. На срок действия муниципального контракта захоронения на кладбищах (старом и новом) и их обслуживание имеет право производить только ООО "РМК".
Направление администрацией г. Уварово указанного письма создает ООО "РМК" не конкурентные преимущества на рынке услуг по погребению, что противоречит действующему законодательству и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по погребению.
Частью 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе:
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).
Таким образом, администрация г. Уварово при направлении письма в адрес ЗАО "Тамбовская военно-мемориальная компания" (исх. от 02.05.2012 N 1312) допустила нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выражающееся в необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов на рынке услуг по погребению и создании преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту (ООО "РМК"), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по погребению.
Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать администрацию г. Уварово нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении действий - направлении письма от 02.05.2012 N 1312 в адрес ЗАО "Тамбовская военно-мемориальная компания", которые приводят или могут привести к недопущению ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг по погребению.
2. Выдать администрации г. Уварово предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в срок до 20.08.2012, а именно:
- направить в адрес ЗАО "Тамбовская военно-мемориальная компания" письмо-опровержение в части абзаца 2 письма от 02.05.2012 N 1312 - "На срок действия муниципального контракта захоронения на кладбищах (старом и новом) и их обслуживание имеет право производить только ООО "Региональная мемориальная компания", как противоречащего антимонопольному законодательству.
3. О выполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Тамбовского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены комиссии: |
Е.В. Краснобаева С.Ю. Плотников И.В. Щукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 31 июля 2012 г. N А4-11/12
Текст решения официально опубликован не был