Резолютивная часть решения оглашена 18 сентября 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
- заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М.;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Щукина И.В.,
рассмотрев дело N А4-25/12 по признакам нарушения администрацией Первомайского поселкового совета Первомайского района Тамбовской области (393700, Тамбовская область, р.п. Первомайский, пл. Ленина, 1) части 1 и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии:
- представителя администрации Первомайского поссовета Бондарь А.Н. (доверенность от 11.01.2012 N 1);
- представителя ИП Савиной Н.В. Лоскутова Д.Е. (доверенность от 10.01.2012 N А-1-2012);
установила:
В Тамбовское УФАС России поступило заявление ИП Савиной Н.М. (Тамбовская область, Первомайский район, ул. Вокзальная, 56а) с жалобой на действия администрации Первомайского поссовета и ИП Шипилова О.И. на рынке похоронных услуг в р.п. Первомайский (вх. от 09.06.2012 N 6032).
Заявитель сообщает, что не может осуществлять предпринимательскую деятельность, т.к. кладбище периодично закрыто агентами "ритуальных услуг" на основании решения и договора на обслуживание кладбища, заключенного между администрацией Первомайского поссовета и ИП Шипиловым О.И. Согласно правилам поведения на кладбище, утвержденным решением Первомайского поссовета, все работы на кладбище, связанные с рытьем могил, установкой, заменой и демонтажем оградок, памятников и иных сооружений, производится организацией, обслуживающей общественные кладбища, специализированной службой по вопросам похоронного дела (заключившей договор на выполнение работ по содержанию общественного кладбища р.п. Первомайский с администрацией Первомайского поссовета, договор от 10.01.2012 N 2). Заявитель также сообщает, что от работников этой службы поступают угрозы в адрес работников заявителя, чтобы не занимались захоронением.
По данному заявлению возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела представитель ИП Савиной Н.В. заявил, что до настоящего времени на территории р.п. Первомайского созданы препятствия для осуществления деятельности по оказанию услуг по захоронению умерших, поскольку ограничен въезд на кладбище путем закрытия ворот на замок. В связи с чем, деятельность по оказанию услуг по захоронению умерших не осуществляется.
Представитель администрации Первомайского поссовета сообщил, что в настоящее время замок висит на центральном въездном входе, калитки открыты, что не препятствует осуществлению деятельности по оказанию услуг по захоронению умерших. ИП Савина Н.В. лично ни разу не обращалась за ключами от кладбища. Ответчик также сообщает, что 17.07.2012 между главой Первомайского поссовета и ИП Шипиловым О.И. заключено дополнительное соглашение к договору N 2 от 10.01.2012, по вопросу исключения пункта 2.1.2 договора N 2 от 10.01.2012 на выполнение работ по содержанию общественного кладбища р.п. Первомайский.
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Между администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области и ИП Шипиловым О.И. заключен договор N 2 на выполнение работ по содержанию общественного кладбища р.п. Первомайский от 10.01.2012 (далее - Договор).
Пунктом 2.1 раздела 2 "Объем работ" Договора определен объем работ, выполняемых Исполнителем (ИП Шипиловым О.И.), которые включают в себя, в том числе:
- выделение земельного участка на местности под захоронение на вновь отведенных участках кладбища, а также захоронения в родственные ограждения, на которые имеются необходимые документы, при предъявлении бирки-номера, выданного администрацией Первомайского поссовета, на основании свидетельства о смерти, с учетом особенностей вероисповедания и национальных традиций.
Каждое захоронение регистрируется в книге регистрации (пункт 2.1.2).
Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. Деятельность общественных кладбищ на территориях сельских поселений может осуществляться гражданами самостоятельно.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.
Установленные в Договоре полномочия хозяйствующего субъекта - ИП Шипилова О.И. в части "выделение земельного участка на местности под захоронение на вновь отведенных участках кладбища, а также захоронения в родственные ограждения, а также регистрирует захоронения в книге регистрации", не соответствуют действующему законодательству и создают преимущества отдельному хозяйствующему субъекту на рынке похоронных услуг.
Указанные полномочия ИП Шипилова О.И, свидетельствуют о том, что общественное кладбище находится в его ведении.
По данным администрации Первомайского поссовета (исх. от 10.07.2012 N 728/02-15) в р.п. Первомайский похоронные услуги оказывают: ООО "Тамбовская мемориальная компания", ИП Савина Н.М., ИП Шипилов О.И., ИП Яковлева Н.М.
Следовательно, в результате заключения Договора ИП Шипилов О.И. получает на рынке похоронных услуг не конкурентные преимущества, а также наделяется функциями органа местного самоуправления, что противоречит действующему законодательству и проводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке похоронных услуг.
Частью 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.
Таким образом, администрация Первомайского поссовета при заключении Договора с ИП Шипиловым О.И. допустила нарушение части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выражающееся в неправомерном наделении хозяйствующего субъекта (ИП Шипилова О.И.) функциями и правами органа местного самоуправления, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке похоронных услуг.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 17.07.2012 между администрацией Первомайского поссовета и ИП Шипиловым О.И. заключено дополнительное соглашение к договору N 2 от 10.01.2012 на выполнение работ по содержанию общественного кладбища р.п. Первомайский, согласно которому п. 2.1.2 исключен из договора.
Таким образом, имеются основания для прекращения рассмотрения дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать администрацию Первомайского поселкового совета Первомайского района Тамбовской области нарушившей часть 1 и часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции - неправомерное наделение хозяйствующего субъекта (ИП Шипилова О.И.) функциями и правами органа местного самоуправления при заключении договора N 2 от 10.01.2012 на выполнение работ по содержанию общественного кладбища р.п. Первомайский, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке похоронных услуг.
2. Прекратить производство по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии: |
С.В. Мазаева Е.М. Вислобокова И.В. Щукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 28 сентября 2012 г. N А4-25/12
Текст решения официально опубликован не был