Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 23 ноября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Мальчукова И.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 11.09.2012 N А2-28/12 по признакам нарушения администрацией Бондарского района Тамбовской области части 1 статьи 15, части 1 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ходе проведения плановой проверки администрации Бондарского района Тамбовской области (акт проверки N П2-14/12 от 11 июля 2012 года) выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при организации и проведении в 2011 году аукциона на право заключения договора аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Бондарского района (извещение опубликовано в Бондарской общественно-политической газете "Народная трибуна" в N 13 от 01.04.2011), что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Тамбовское УФАС России по собственной инициативе возбудило настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали представители администрации Бондарского района Тамбовской области и ООО "Три медведя":
1) заместитель главы администрации Бондарского района Тамбовской области <__..>, действующий по доверенности от 14 ноября 2012 года.
2) начальник отдела администрации Бондарского района <__.> (без доверенности);
3) представитель ООО "Три медведя" <__>, действующий по доверенности от 1 сентября 2012 года.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела и анализа материалов установила следующее.
Администрация Бондарского района Тамбовской области в 2011 году провела открытый многолотовый аукцион на право заключения договора аренды муниципальных нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Бондарского района. В извещении, опубликованном в Бондарской общественно-политической газете "Народная трибуна" в N 13 от 01.04.2011, были объявлены следующие сведения:
лот N 1 - нежилое помещение, общей площадью 16 м2, расположенное в здании Малогагаринской школы по адресу: Бондарский район, с. Малое Гагарино, ул. Молодежная, д. 8, для размещения АТС, срок аренды 364 дня;
лот N 2 - здание одноэтажное кирпичное, общей площадью 488 м2, расположенное по адресу: Бондарский район, с. Прибытки, ул. Центральная, д. 56, для строительных нужд, срок аренды 364 дня;
лот N 3 - здание одноэтажное, общей площадью 598,4 м2, расположенное по адресу: Бондарский район, с. Бондари, ул. Кооперативная, д. 11, для организации рынка. Срок аренды не указан, сообщается, что установлен законодательством.
лот N 4 - нежилое помещение, общей площадью 42 м2, расположенное в здании Кершинской амбулатории по адресу: Бондарский район, с. Керша, ул. Советская, д. 2, под торговое помещение, срок аренды 364 дня.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 2.AU.11-1 от 04.05.2011 до окончания срока подачи заявок было подано три заявки следующих Претендентов:
- ООО "Звезда-2" (392525, Тамбовская область, Тамбовский район, пос. Строитель, ул. Промышленная, строение 19, офис 10) (Лот N 2);
- ООО "Три медведя" (393230, Тамбовская область, Бондарский район, с. Бондари, ул. Кооперативная, д. 11) (Лот N 3);
- ИП Ермаков М.В. (392000, Тамбовская область, Бондарский район, с. Керша, ул. Заречная, д. 17) (Лот N 4).
Согласно пунктам 1 и 3 данного протокола аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в аукционе и признать участником аукциона по Лоту N 2 - ООО "Звезда-2", по Лоту N 3 - "Три медведя" и по Лоту N 4 - ИП Ермакова М.В., а также признать аукцион не состоявшимся в связи с подачей единственной заявки по лотам NN 2-4 и в течение пяти рабочих дней передать проект договора аренды с единственным участком аукциона по Лоту N 2 - ООО "Звезда-2", по Лоту N 3 - "Три медведя", по Лоту N 4 - ИП Ермаков М.В.
По результатам вышеуказанного аукциона в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 2.AU.11-1 от 04.05.2011 администрация Бондарского района заключила следующие договоры аренды нежилых помещений: по лоту N 2 заключен договор аренды с ООО "Звезда - 2" сроком действия с 05.05.2011 до 03.05.2012; по лоту N 3 заключен договор аренды с ООО "Три медведя" с 05.05.2011 до 04.05.2014; по лоту N 4 заключен договор аренды с ИП Ермаковым М.В. с 05.05.2011 по 03.05.2011.
Организация и проведение аукциона на право аренды муниципального имущества должны соответствовать требованиям действующего законодательства, прежде всего, требованиям, установленным Законом о защите конкуренции, Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила проведения торгов), утвержденными приказом ФАС России от 10 февраля 2010 года N 67.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления безусловно запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий).
Администрация Бондарского района при организации, проведении торгов и заключении договоров аренды допустила нарушения установленного порядка проведения подобных торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в силу нижеследующего.
1. Извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Бондарского района, опубликовано в Бондарской общественно-политической газете "Народная трибуна" 1 апреля 2011 года в N 13 и размещено на сайте администрации Тамбовской области: www.tambov.gov.ru.
Однако указанное извещение не было размещено на сайте www.torgi.gov.ru, который определен законодательством, что является нарушением части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и пункта 27 Правил проведения торгов.
Согласно части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 27 Правил проведения торгов установлено, что информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации без взимании платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2010 года N 767 "Об определении официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов и определении уполномоченного на его ведение федерального органа исполнительной власти" таким сайтом является сайт - www.torgi.gov.ru.
Неразмещение администрацией Бондарского района информации о проведении открытого аукциона на право заключения договоров муниципального недвижимого имущества на официальном сайте в сети Интернет является несоблюдением установленного порядка и привело или могло привести к сокращению круга потенциальных участников данного аукциона, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. В пунктах 17, 18 информационной карты (Приложение N 1 к документации об аукционе) (Лоты NN 1-4) указаны срок начала подачи и окончания заявок на участие в аукционе: с 1 апреля 2011 года по 4 мая 2011 года.
Согласно пункту 103 Правил проведения торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не мене чем за тридцать рабочих дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Данное требование администрация Бондарского района нарушила, сообщение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества нежилых помещений размещено было 1 апреля 2011 года, тем самым сокращен срок подачи заявок на участие в данном аукционе на 6 рабочих дней.
Необоснованное сокращение сроков подачи заявок на участие в аукционе ограничило или могло ограничить круг потенциальных участников аукциона, что могло привести или привело к нарушению условий конкуренции, что запрещает часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
3. Согласно пунктам 105 и 114 Правил проведения торгов в извещении о проведении аукциона и в документации об аукционе указывается срок действия договора, являющийся одним из существенных условий договора.
В нарушение данного требования администрацией Бондарского района в извещении о проведении открытого аукциона не указан срок действия договора аренды по лоту N 3. Вместо срока действия договора указано: "согласно законодательству", а в проекте договора указан срок действия договора - 364 дня.
По остальным лотам указанного аукциона срок действия договора аренды указан в извещении - 364 дня.
Отсутствие значимой информации о сроке действия договора в извещении о проведении открытого аукциона и в документации об аукционе вводит (может ввести) в заблуждение потенциальных участников торгов, что нарушает условия конкуренции и требования правил.
В ходе рассмотрения данного дела, администрация пояснила (исх. N 01-15/1399 от 01.10.2012, вх. N 10433 от 05.10.2012), что срок действия договора: "согласно законодательству" предполагает возможность заключения договора аренды на максимальный срок, предусмотренный законодательством, до 49 лет. По лоту N 3 предоставляется в аренду одноэтажное здание для организации рынка, чтобы поддержать функционирование рынка, администрация не указала конкретную цифру срока аренды, предполагая срок действия договора аренды согласовать с арендатором.
По данному лоту N 3 администрация Бондарского района и ООО "Три медведя" заключили договор аренды недвижимого (нежилого помещения), находящегося в муниципальной собственности Бондарского района, от 05.05.2011 N 16, согласно которому Арендатор - ООО "Три медведя" принимает в аренду здание одноэтажное, общей площадью 598,4 м2, инвентарный N 774, лит А, назначение: торговое, расположенное по адресу: 393230, Тамбовская область, Бондарский района, с. Бондари, ул. Кооперативная, 11, для организации рынка, сроком с 5 мая 2012 года по 4 мая 2014 года, т.е. 3 года.
Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении подпункта 16 пункта 114 Правил проведения торгов, поскольку администрация Бондарского района предоставила ООО "Три медведя" муниципальное нежилое помещение в аренду сроком на 3 года, хотя в извещении срок действия не был указан, а в проекте договора был предусмотрен срок аренды по данному лоту 364 дня.
Таким образом, администрация Бондарского района нарушила пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создала необоснованное преимущество отдельному хозяйствующему субъекту - ОАО "Три медведя".
Кроме того, в нарушение установленных законодательством требований данный договор аренды недвижимого имущества не прошел государственную регистрацию.
Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. N 53 государственной регистрации подлежат договоры аренды нежилых помещений, заключенные на срок не менее одного года, и к таким договорам применяются правила пункта 2 статьи 651 ГК РФ. В соответствии с которым, договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Установлено, что договор сторонами фактически выполняется, и стороны считают его действующим. Согласно предоставленным платежным поручениям ООО "Три медведя" (вх. N 11423 от 02.11.2012) оплата по договору происходит регулярно согласно установленным условиям договора.
4. Подпунктом 16 пункта 114 Правил проведения торгов установлено, что документация об аукционе должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Однако, администрация Бондарского района нарушила установленный порядок не только при заключении договора аренды с ООО "Три медведя", но и в документации об аукционе на право заключения договоров муниципального движимого и недвижимого имущества. Так, в пункте 5.5 раздела 5 проектов договоров аренды недвижимости по лотам NN 1-4 предусмотрено, что "условия договора могут быть изменены по соглашению сторон".
Несоблюдение администрацией Бондарского района Тамбовской области установленного порядка в данной части может привести к необоснованному препятствованию деятельности хозяйствующих субъектов, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), или, напротив, предоставлению не предусмотренных объявленными условиями аукциона дополнительных преимуществ победителю аукциона. Создание дискриминационных условий запрещено пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
5. Пунктом 133 Правил проведения торгов установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в аукционе оформляются протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, решение о допуске заявителя к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящих Правил, которым не соответствует заявитель, положений документации об аукционе, которым не соответствует его заявка на участие в аукционе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об аукционе.
4 мая 2011 года проводилась процедура рассмотрения заявок, по результатам которой оформлен и подписан протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 2.AU.11-1 от 04.05.2011.
В нарушение пункта 133 Правил проведения торгов в указанном протоколе отсутствуют обязательные сведения, а именно - нет обоснования решения о допуске заявителя к участию в аукционе и признании его участником аукциона.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что администрация Бондарского района Тамбовской области допустила нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 и части 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при организации и проведении в 2011 году открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Бондарского района (извещение опубликовано в Бондарской общественно-политической газете "Народная трибуна" от 01.04.2011 N 13).
На момент рассмотрения данного дела договоры аренды, заключенные по лотам NN 2, 4, прекратили свое действие.
Руководствуясь статьей 23, статьей 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать администрацию Бондарского района Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 и часть 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части несоблюдения установленных антимонопольным законодательством требований при организации и проведении в 2011 году открытого аукциона на право заключения договора аренды имущества нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности Бондарского района (извещение опубликовано в Бондарской общественно-политической газете "Народная трибуна" N 13 от 01.04.2011), что привело или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
4. Рассмотреть вопрос об обращении в суд с иском о расторжении договора N 16 на аренду недвижимости (нежилого помещения), находящегося в муниципальной собственности Бондарского района, от 5 мая 2011 года, заключенного в нарушении требований антимонопольного законодательства.
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии: |
Н.Н. Колодина И.Ю. Мальчукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 23 ноября 2012 г. по делу N А2-28/12 о нарушении антимонопольного законодательства
Текст решения официально опубликован не был