Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2012 г.
Решение в полном объёме изготовлено 22 мая 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Члены комиссии:
Гречишникова Е.А. - руководитель управления,
Чибисова Т.Л. - начальник отдела контроля регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля,
Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
Краснобаева Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов.
При участии в рассмотрении дела:
от Управления по регулированию тарифов Тамбовской области: Бирюков С.В. - заместитель начальника управления (доверенность от 13.04.2012 N 01-43/735);
от ОАО "Тамбовская сетевая компания": Григорьева С.В. (доверенность от 23.01.2012 N 006/018), Рудакова В.А. (доверенность от 11.01.2011);
от ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания": Вдовина М.Н. (доверенность N 111 от 30.12.2011);
от ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс": Тюленева Е.В. (доверенность N 24 от 24.10.2011),
рассмотрев дело N 18/04 по признакам нарушения Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (392002, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, 57а) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
установила:
При осуществлении государственного антимонопольного контроля Тамбовское УФАС России выявило письмо Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области (исх. от 28.12.2010 N 03-16/2907), направленное в адрес ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс".
Из текста указанного письма усматривается, что тарифный орган включил экономически необоснованные расходы, связанные с информационно-вычислительными работами и расчетно-кассовым обслуживанием жителей многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями, в состав утвержденных на 2011 год ресурсоснабжающим организациям Тамбовской области тарифов на электрическую энергию, тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения.
По данному факту было возбуждено настоящее дело в отношении Управления по регулированию тарифов Тамбовской области.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
В рамках рассмотрения дела Управление по регулированию тарифов Тамбовской области представляло письменные пояснения по существу рассматриваемых Комиссией обстоятельств.
В частности, управление сообщило, что при осуществлении государственного регулирования тарифов на 2011 год руководствовалось следующими правовыми актами: Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", постановление правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности", приказ Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 N 130-э "Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую и тепловую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)", а также отраслевыми правовыми актами в сферах регулирования.
Кроме того, управление пояснило, что не располагает сведениями о размерах платы за информационно-вычислительные работы и расчетно-кассовое обслуживание по приему, учету и сбору платежей по ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс". Расходы, указанные в приложении к письму комитета (исх. от 28.12.2010 N 03-16/2907), направленного в адрес ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", являются расходами на оплату информационно-аналитических услуг (работы и услуги непроизводственного характера, выполняемые по договорам с предприятием).
На рассмотрении дела представители управления также указали, что при регулировании тарифов на 2011 год Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не содержали запрета на включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг организаций по приему платежей и расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам помещений в многоквартирных домах, а при подготовке текста письма в адрес ОГУП "Теплоэнергоресурс" комитетом была допущена техническая ошибка. Ответственные лица комитета, принявшие решение о содержании письма, в настоящее время не являются сотрудниками управления по регулированию тарифов Тамбовской области. При этом Управление выразило готовность добровольно устранить допущенное нарушение антимонопольного законодательства в рамках тарифной компании 2012 года.
ООО "Интергаз" представило в дело письменные пояснения (исх. от 05.09.2011 N 32), в которых сообщило, что не имеет договорных отношений с управляющими организациями многоквартирных домов на поставку коммунальных услуг. Кроме ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", договоров с иными хозяйствующими субъектами на информационно-вычислительные работы и услуги по расчетно-кассовому обслуживанию заключено не было.
ОАО "Тамбовская сетевая компания" исх. от 07.09.2011 N 235/1966 представило копии договоров на поставку коммунальных ресурсов (тепловой энергии, водоснабжения и водоотведения) управляющим организациям многоквартирных домов, а также агентский договор N 2/112 от 09.01.2008 между ОАО "Тамбовская сетевая компания" и ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания".
ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" представило (исх. от 09.09.2011 N 006/1503) экземпляр типового договора на энергоснабжение с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК и копию договора N 62 на выполнение информационно-вычислительных работ и расчетно-кассового обслуживания от 31.01.2007.
ООО "КотовскТеплоСнаб" исх. от 07.09.2011 N 480 сообщило, что договоров с иными хозяйствующими субъектами (кроме ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс") на информационно-аналитические работы не заключало, и представило копии договоров с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК.
ОАО "Тамбовские коммунальные системы" исх. от 15.09.2011 N 01-04/3291 представило копии договоров: от 30.11.20007 N 2080 на поставку воды и отвод сточных вод товариществу собственников жилья, от 01.02.2007 N 29 о приеме платежей за водоснабжение от физических лиц с ФГУП "Почта России", а также договоры на выполнение информационно-вычислительных работ и расчетно-кассового обслуживания с МУП "Единый расчетный центр".
Комиссия Тамбовского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
Постановлением администрации Тамбовской области от 06.08.2010 N 17 Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области реорганизован путем преобразования в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Согласно Положению об Управлении по регулированию тарифов Тамбовской области, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 04.10.2010 N 1178, управление является исполнительным органом государственной власти области в сфере ценообразования и государственного регулирования тарифов и входит в систему органов исполнительной власти Тамбовской области. В соответствии с пунктом 1.8 Положения управление является правопреемником комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.
В соответствии с Положением о Комитете по государственного регулированию тарифов Тамбовской области, утв. постановлением администрации Тамбовской области от 21.04.2009 N 457, одной из основных задач, возложенных на Комитет по тарифам являлось установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, которые утверждаются соответствующими приказами (актами) Комитета.
Тарифы на 2011 год ресурсоснабжающим организациям были утверждены, в том числе, следующими приказами Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области:
1) от 23.12.2010 N 191-э "Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "ТОСК" на 2011 год";
2) от 20.01.2011 N 10-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, оказываемых ООО "Коммунальник" г. Жердевка";
3) от 29.12.2010 N 215-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Интергаз" на территории Моршанского района Тамбовской области";
4) от 29.11.2010 N 132-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые МУП Токаревского поселкового округа "Авангард", на 2011 год";
5) от 29.11.2010 N 133-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые ОАО "Тамбовские коммунальные системы" на 2011 год";
6) от 23.11.2010 N 117-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания" на территории Тамбовского района Тамбовской области, на 2011 год";
7) от 23.11.2010 N 123-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания" на территории Рассказовского района Тамбовской области, на 2011 год";
8) от 23.11.2010 N 115-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания" на территории Мичуринского района Тамбовской области, на 2011 год";
9) от 23.11.2010 N 116-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания" на территории Знаменского поссовета Знаменского района Тамбовской области, на 2011 год";
10) от 23.11.2010 N 119-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания" на территории г. Котовска, на 2011 год";
11) от 23.11.2010 N 122-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания" на территории г. Рассказово, на 2011 год";
12) от 23.11.2010 N 120-ж "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые ОАО "Тамбовская сетевая компания" на территории г. Уварово, на 2011 год";
13) от 26.11.2010 N 131-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО Тамбовская сетевая компания" для потребителей г. Уварово;
14) от 23.11.2010 N 113-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО Тамбовская сетевая компания" для потребителей г. Рассказово;
15) от 23.11.2010 N 103-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО Тамбовская сетевая компания" для потребителей пос. совхоза "Селезневский" Тамбовского района;
16) от 23.11.2010 N 100-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию ОАО Тамбовская сетевая компания" для потребителей г. Жердевка";
17) от 21.12.2010 N 169-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию ООО "КотовскТеплоСнаб";
18) от 23.11.2010 N 91-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию МУП Токаревского поселкового округа "Авангард";
19) от 02.11.2010 N 65-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию МУП тепловых сетей г. Моршанска".
Анализ данных приказов показывает, что Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области включил в отдельные тарифы на 2011 год экономически необоснованные затраты ресурсоснабжающих организаций, что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции в силу следующего.
Так, Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области на запрос ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" письмом (исх. от 28.12.2010 N 03-16/2907) направил в адрес предприятия информацию, в которой указал размеры платы за информационно-вычислительные работы и расчетно-кассовое обслуживание по приему, учету и сбору платежей по ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", учтенную в тарифах организаций, оказывающих услуги по поставке электрической, тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению на 2011 год.
Между ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" и ресурсоснабжающими организациями заключены договоры на выполнение информационно-вычислительных работ и расчетно-кассового обслуживания:
1) договор N 1-ТСК от 01.10.2005 с ОАО "Тамбовская сетевая компания";
2) договор N 3 от 10.12.2010 с ОАО "ТОСК";
3) договор N 2-КТС от 01.01.2008 с ООО "КотовскТеплоСнаб";
4) договор N 1-ТС от 01.09.2007 с МУП Тепловых сетей г. Моршанска;
5) договор N 1/З от 01.06.2005 с МУП "Коммунальник" (р.п. Знаменка);
6) договор N 1/Т от 30.12.2005 с МУП "Авангард";
7) договор N 4 М/И от 29.12.2006 с ООО "Интергаз";
8) договор N 18-Ж от 17.02.2009 с ООО "Коммунальник" (г. Жердевка).
Предметом указанных договоров является выполнение ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" информационно-вычислительных работ, в том числе, печать квитанций за жилищно-коммунальные услуги и расчетно-кассовое обслуживание, в т.ч., прием платежей.
За оказанные ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" услуги указанными выше договорами на информационно-вычислительные работы и расчетно-кассовое обслуживание в 2011 году была предусмотрена ежемесячная оплата в виде фиксированной суммы либо в процентном соотношении от суммы поступивших на расчетный счет (в кассу) предприятия денежных средств по платежным документам за предоставленные ресурсы: ОАО "Тамбовская сетевая компания" - 4,5%, ОАО "ТОСК" - 3,76%, ООО "КотовскТеплоСнаб" - 375 000 руб. (с НДС 18%), МУП Тепловых сетей г. Моршанска - 5,1%, МУП "Коммунальник" (р.п. Знаменка) - 5,5%, МУП "Авангард" - 5,3%, ООО "Интергаз" - 4,5%, ООО "Коммунальник" (г. Жердевка) - 5%.
В указанные договоры сторонами с 01.01.2009 дополнительными соглашениями были внесены изменения в наименование и предмет договора. Так, наименование и условия договоров на выполнение информационно-вычислительных работ и расчетно-кассового обслуживания были изложены в следующей редакции: договор на информационно-аналитические услуги.
В Приложении N 1 к договорам указан перечень предоставляемой в рамках договора информации, из которого не усматривается, что предмет договора включает весь комплекс услуг по приему и переводу платежей в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также расходы по начислению оплаты ЖКУ, изготовлению и рассылке платежных документов на оплату услуг ЖКУ.
В процессе рассмотрения дела ресурсоснабжающие организации представили дополнительные пояснения, а также копии бухгалтерских документов об оплате услуг по договорам на информационно-аналитические услуги, которые указывают, что в комплекс информационно-аналитических услуг, оказываемых ОГУП "Теплоэнергоресурс", входят услуги как на изготовление и доставку платежных документов, так и на учет, сбор и перечисление платежей за коммунальные услуги.
В материалах дела имеются акты (помесячно) и счета-фактуры за 2010 и 2011 годы, выставленные ОГУП "Теплоэнергоресурс" ресурсоснабжающим организациям: ОАО "ТОСК", ОАО "Тамбовская сетевая компания", ООО "КотовскТеплоСнаб", МУП "Авангард" за оказанные услуги информационно-аналитического характера, в т.ч.:
- акт N 00000038 от 31.01.2010, акт N 00000018 от 31.01.2011 (ОАО "ТОСК");
- счет-фактура N 00000228 от 31.01.2010, счет-фактура N 00000030 от 31.01.2011 (ОАО "Тамбовская сетевая компания");
- счет-фактура N 000000241 от 31.01.2010, счет-фактура N 000000191 от 31.01.2011 (ООО "КотовскТеплоСнаб");
- акт N 00000059 от 31.01.2010, акт N 00000020 от 31.01.2011 (МУП "Авангард") и другие.
Из актов и счетов-фактур следует, что ОГУП "Теплоэнергоресурс" оказывало ресурсоснабжающим организациям полный комплекс информационно-вычислительных работ, включающий начисление, учет, перерасчет платежей за ЖКУ, печать квитанций, отчетов, а также сбор платежей с населения за жилищные и коммунальные услуги.
По данным ресурсоснабжающих организаций, расходы на прием платежей и печать платежных документов полностью или частично включены Управлением по регулированию тарифов в состав затрат при утверждении на 2011 год тарифов на весь объем коммунальных ресурсов, поставляемых вышеуказанными ресурсоснабжающими организациями.
Так, согласно ответам ОАО "Тамбовская сетевая компания" (исх. от 06.06.2011 N 003/1210 и исх. от 10.10.2011 N 212/2261) следует, что обществом заключены договоры с управляющими организациями многоквартирных домов на поставку коммунальных ресурсов. При этом расчеты за полученные населением ресурсы, управляющие организации осуществляют через ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", а расходы по информационно-аналитическим услугам, которые включены в состав тарифов, утвержденных для ОАО "Тамбовская сетевая компания", несет Общество. Объем коммунальных ресурсов, оказанных всем категориям потребителей в 2010 году, составил: теплоснабжение - 208,3 тыс. Гкал. (314264 тыс. руб.); водоснабжение - 7159, 3 тыс. м.куб. (96 669 тыс. руб.); водоотведение - 5523,3 тыс. м.куб. (89 673 тыс. руб.), в том числе управляющим организациям, ТСЖ, ЖСК многоквартирных домов: теплоснабжение - 124,4 тыс. Гкал (187588 тыс. руб.); водоснабжение - 2408,31 тыс. м.куб. (29521,5 тыс. руб.); водоотведение - 3141,19 тыс. м.куб. (51734,14 тыс. руб.). По услугам водоснабжения и водоотведения в протоколах правления Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области суммы затрат на информационно-аналитические услуги не указаны. Плановая доля (%) затрат на информационно-аналитические услуги на 2011 год от всех затрат по услуге "теплоснабжение" составляет 3,1%. Затраты на данные услуги на 2011 год рассчитывались на весь планируемый объем, включая объем оказания услуг для управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК многоквартирных домов.
ОАО "ТОСК" (исх. от 31.05.2011 N 130/889) указало перечень управляющих организаций многоквартирных домов, с которыми обществом заключены договоры на поставку электрической энергии для оказания коммунальной услуги электроснабжения, и сообщило, что в условиях отсутствия действенных мер воздействия (мер ответственности) на управляющие организации по снижению дебиторской задолженности, а также с целью поддержания финансовой устойчивости гарантирующего поставщика, ОАО "ТОСК" вынуждено брать на себя обязанности по работе с населением, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в обслуживании управляющих организаций, посредством заключения с последними агентских договоров по приему, учету и сбору платежей. Кроме того, общество (исх. от 07.10.2011 N 210/1652) представило объем оказанных услуг в 2010 году всего - 1 520 496, 1 тыс. кВт.ч. на сумму 3 625 622, 7 тыс. руб., в т.ч. населению и категориям потребителей, приравненных к нему, - 442 578 тыс. кВт.ч. на сумму 790 885, 9 тыс. руб., в том числе управляющим организациям многоквартирных домов - 235 691,6 тыс. кВт.ч. на сумму 417 299,1 тыс. руб. Затраты на информационно-вычислительные услуги и расчетно-кассовое обслуживание отнесены на объем услуг по энергоснабжению населения, проживающего в частном секторе либо в многоквартирных домах, находящихся под непосредственным управлением. ОАО "ТОСК" (исх. от 18.11.2011 N 101/1878) также указало перечень хозяйствующих субъектов, которые оказывают услуги по приему платежей, изготовлению и рассылке платежных документов и представило копии договоров с данными организациями. Расходы на изготовление и рассылку платежных документов, прием, учет и сбор платежей за коммунальные услуги входят в состав затрат на информационно-вычислительные услуги и расчетно-кассовое обслуживание. Сумма затрат на расчетно-кассовое обслуживание и информационно-вычислительные услуги в 2010 году составила 21 408,4 тыс. руб. ОАО "ТОСК" представило в Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области на 2011 год предложения по затратам на расчетно-кассовые услуги и информационное обслуживание в сумме 23 433 тыс. руб. Плановая сумма затрат на информационно-вычислительные услуги и расчетно-кассовое обслуживание, утвержденная Комитетом на 2011 год, составила 21 149,48 тыс. руб. Общество (исх. от 16.12.2011 N 101/2045) указало, что в тарифах на 2011 год учтены только затраты на информационно-вычислительные услуги и расчетно-кассовое обслуживание по населению, проживающему в домах частного сектора либо в многоквартирных домах, находящихся под непосредственным управлением.
ООО "КотовскТеплоСнаб" сообщило (исх. от 06.06.2011 N 253 и исх. от 14.02.2012 N 133), что оплата оказанных управляющими организациями коммунальных услуг осуществляется населением многоквартирных домов через кассы ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" с последующим перечислением денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации. Расходы по приему, учету и сбору платежей за коммунальные услуги, оказанные управляющим компаниям, оплачивает ООО "КотовскТеплоСнаб". Услуги по изготовлению и рассылке платежных документов на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (ГВС), приему и сбору платежей за коммунальные услуги учитываются в составе прочих расходов. Источником их оплаты является утвержденный тариф на тепловую энергию. Общество не осуществляет печать квитанций.
Из информации МУП "Тепловых сетей города Моршанска" (исх. от 07.06.2011 N 651 и вх. от 12.10.2011 N 9617) следует, что у предприятия заключены договоры на поставку коммунальных ресурсов (отопление и ГВС) с управляющими организациями многоквартирных домов г. Моршанска, однако оплату за коммунальные услуги управляющие организации не производят, платят непосредственно жители по квитанциям, выставляемым ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс". Оплату расходов по приему, учету и сбору платежей за коммунальные услуги осуществляет МУП ТС г. Моршанск согласно договорам, заключенным с ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс". При этом Управлением по государственному регулированию тарифов при установлении экономической обоснованности тарифа на тепловую энергию МУП ТС г. Моршанска учтены затраты по приему, учету и сбору платежей за коммунальные услуги. Затраты на информационно-аналитические услуги на 2011 год также рассчитывались на весь объем работ.
МУП "Авангард" (исх. от 12.10.2011 N 224 и от 08.02.2012 N 16) информировало, что сумма затрат на информационно-вычислительные работы в 2010 году по водоснабжению составила 33,3 тыс. руб., по теплоснабжению - 52 тыс. руб. В тарифе заложена сумма 5,3% от доходов населения за ЖКУ.
ООО "Интергаз" (исх. N 36 от 06.10.2011) сообщило, что поставка коммунальных ресурсов управляющим организациям в 2010 году не осуществлялась в связи с отсутствием с ними соответствующих договоров, поэтому затраты на информационно-вычислительные работы и расчетно-кассовое обслуживание на 2011 год рассчитывались на весь планируемый объем оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населению.
ООО "Коммунальник" (г. Жердевка) письменно пояснило (исх. от 10.10.2011 N 297и исх. от 16.02.2012 N 42), что объем оказанных услуг по водоснабжению в 2010 году составил: всего 628 890 м.куб. на сумму 5880 тыс. руб., в том числе управляющим организациям 1 174 м.куб. на сумму 665,5 тыс. руб., а по водоотведению - всего 322 164 м.куб. на сумму 3969 тыс. руб., в т.ч. управляющим организациям 71 174 м.куб. на сумму 876,9 тыс. руб. Затраты на информационно вычислительные работы и расчетно-кассовое обслуживание в 2011 году рассчитаны на весь планируемый объем услуг по водоснабжению и водоотведению. При этом, планируемый объем оказания услуг для управляющих организаций многоквартирных домов не минусовался. Услуги по печати, доставке квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг, сбору и перечислению платежей за оказанные услуги в 2010 - 2011 годах оказывало ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс". ООО "Коммунальник" за оказанные услуги оплачивает 5% (в.т.ч. НДС) от суммы оплаты, поступившей на расчетный счет (кассу) исполнителю без расшифровки затрат по каждой по каждой услуге отдельно. Расходы на изготовление и доставку квитанций, прием, учет и сбор платежей за коммунальные услуги включены в тариф на услуги водоснабжения и водоотведения в статье "прочие расходы" - услуги ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс".
ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" на определение Тамбовского УФАС России от 24.11.2011 (исх. от 28.11.2011 N 58-4-09/4047) по вопросу о предоставлении раздельного объема оказанных услуг в 2010 году, в т.ч. информационно-аналитического характера, по изготовлению и рассылке квитанций на оплату ЖКУ, сбору и перечислению платежей письмом (исх. от 20.12.2011 N 1/32-2185) сообщило, что по условиям заключенных предприятием договоров с контрагентами размер оплаты установлен за весь комплекс услуг, предусмотренных договорами, в виде твердой суммы или процента. В связи с этим, предприятие не ведет раздельный бухгалтерский учет по каждой из услуг, перечисленных в договоре. Поэтому не имеет возможности представить данную информацию.
Таким образом, изложенная выше информация в совокупности с материалами дела свидетельствует о том, что ресурсоснабжающие организации, несмотря на наличие договоров на поставку коммунальных ресурсов, заключенных с управляющими организациями, возмещают (оплачивают) ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" расходы по формированию и печати платежных документов собственникам помещений многоквартирных домов, а также по начислению, учету и сбору платежей за коммунальные услуги.
По данным Управления по регулированию тарифов Тамбовской области (исх. от 13.10.2011 N 06.01-16/2142 и исх. от 18.11.2011 N 06.01-16/2537) для утверждения тарифов на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2011 год, ресурсоснабжающие организации представили в тарифный орган данные о расходах на информационно-аналитические услуги (ИАУ), которые были учтены при регулировании тарифов в следующих размерах:
N п/п |
Наименование организации |
Виды услуг, оказываемые населению, территория |
Объем реализации всего (в натуральном выражении) |
Размер расходов на ИАУ, заявленный х/с для включения в тариф (тыс./руб.) |
Размер расходов на ИАУ, включенный в тариф (тыс. руб.) |
Процент учтенных в тарифах затрат от размера заявленных рес. организациями |
1. |
МУП Тепловых сетей г. Моршанска |
тепловая энергия |
126972,01 Гкал |
6608,4 |
6326,22 |
95,7% |
2. |
ООО "КотовскТеплоСнаб" |
тепловая энергия |
149598,25 Гкал |
3446,6 |
2411,1 |
69,9% |
3. |
МУП "Авангард" |
водоснабжение |
131,9 тыс. куб. |
61,0 |
61,0 |
100% |
4. |
МУП "Коммунальник" (г. Жердевка) |
водоснабжение водоотведение |
666,9 тыс. куб. 435,3 тыс. куб. |
210 194,5 |
210 194,5 |
100% 100% |
5. |
ОАО "Тамбовская сетевая компания" |
тепловая энергия (г. Уварово, г. Жердевка, г. Рассказово, Мичуринский р-н, Селезневский сельсовет) |
209 151 Гкал |
10 423,9 |
9 812,1 |
94,1% |
водоснабжение (г. Уварово, г. Рассказово, г. Котовск, Мичуринский р-н, Селезневский сельсовет, Знаменский поссовет) |
6872,7 тыс. куб. |
3 451,2 |
3 451,2 |
100% |
||
водоотведение (г. Уварово, г. Рассказово, г. Котовск, Селезневский сельсовет) |
5756,65 тыс. куб. |
2 767 |
2 767 |
100% |
||
6. |
ОАО "ТОСК" |
электроэнергия |
1202 млн.кВт.ч. |
23 433 |
19 798,2 |
84,5% |
7. |
ООО "Интергаз" |
водоснабжение водоотведение |
400 тыс. куб. 330,4 тыс. куб. |
261,8 181,2 |
261,8 181,2 |
100% 100% |
8. |
МУП "Коммунальник" р.п. Знаменка |
тепловая энергия |
6878,12 Гкал |
244,1 |
223,1 |
91,4% |
Таким образом, при регулировании тарифов на 2011 год расходы на информационно-вычислительные работы, в т.ч. печать квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг и прием платежей учтены практически в полном объеме.
Комиссия Тамбовского УФАС России определением от 24.11.2011 N 18/04 (исх. от 28.11.2011 N 58-4-09/4047) запросило Управление изложить порядок принятия затрат регулируемых организаций при установлении тарифов на 2011 год, в том числе, прочих расходов (на информационно-аналитические услуги, изготовление платежных документов, сбор и перечисление платежей), а также порядок их снижения, со ссылками на нормативные правовые основания и приложением копий подтверждающих документов (расчетов, калькуляций и др.) по каждой ресурсоснабжающей организации.
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области в письме (исх. от 20.12.2011 3 01 - 32/2872) сообщило следующее.
На 2011 год комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области производил регулирование сбытовой надбавки ОАО "ТОСК" (услуги электроэнергии) методом индексации тарифов. Экономически обоснованные величины затрат на информационно-вычислительные услуги и расчетно-кассовое обслуживание по данным ОАО "ТОСК" составили 23 433 тыс. руб. В соответствии с действующим законодательством в сфере электроэнергетики в качестве факторов, сдерживающих рост тарифов, учитываются макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год и предельные уровни тарифов, установленные Федеральной службой по тарифам.
По статье "прочие расходы" индекс-дефлятор, определенный сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации на 2011 год, составил 1,079. На основании чего были проиндексированы затраты на информационно- вычислительные услуги и расчетно-кассовое обслуживание для ОАО "ТОСК" от плана, утвержденного регулирующим органом на 2010 год. Таким образом, расчет плановых затрат ОАО "ТОСК" на 2011 год по указанной статье выглядит следующим образом:
план, утвержденный комитетом на 2010 год, составлял 19 601 тыс. руб.,
индекс роста цен на 2011 год - 1,079,
план, утвержденный комитетом на 2011 год, составил 21 149,48 тыс. руб.
Согласно информации, представленной письмом (исх. от 18.11.2011 N 06.01-16/2537) Управления по регулированию тарифов Тамбовской области следует, что при установлении тарифов для ОАО "ТОСК" на 2011 год также были учтены расходы на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, с которыми у общества заключены договоры на оказание таких услуги.
В сфере регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение при регулировании тарифов на 2011 год использовались индексы-дефляторы согласно сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годы в следующих размерах: на электроэнергию - 116%; газ-115%; зарплату-107,9%; прочие расходы-107,9%. На 2011 год приказом ФСТ России от 28.10.2010 N 267-э/2 для Тамбовской области был установлен предельный индекс роста тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в размере 113,9%. Предложения регулируемых организаций по вышеуказанным расходам были учтены в полном объеме в рамках установленных индексов.
Приказом ФСТ России от 07.10.2010 N 244-э/2 для Тамбовской области был установлен предельный рост тарифов на тепловую энергию - 114,3%. В то время как рост стоимости топлива, электрической энергии, заработной платы и прочих затрат определялся согласно сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации на 2011 год.
Между тем, анализ законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок определения тарифов на коммунальные ресурсы (услуги), свидетельствует о следующем.
Органы власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление деятельности по утверждению указанных тарифов, при установлении тарифов должны проверять экономическую обоснованность расходов на производство и реализацию соответствующих коммунальных услуг (ресурсов).
Экономическая обоснованность расходов на производство и реализацию коммунальных ресурсов может быть определена исходя из законодательства Российской Федерации, регулирующего соответствующую сферу отношений.
В сфере электроэнергетики Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусматривает государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на розничных рынках электрической энергии.
Определение состава расходов, относимых на регулируемую деятельность гарантирующих поставщиков, оценка их экономической обоснованности и расчет сбытовых надбавок гарантирующего поставщика в 2010 году производилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, утв. приказом ФСТ России от 24.11.2006 N 302-э/5 (далее - Методические указания).
Согласно пункту 11 Методических указаний в расчет расходов гарантирующего поставщика, связанных с осуществлением регулируемой деятельности, производится по ряду составляющих, где оплата работ и услуг сторонних организаций учитывается исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг), цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования.
Основами ценообразования (действующими в 2010 году) в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" являются, в том числе, принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов, обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии, учет результатов деятельности ресурсоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Пунктом 36 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов регулирующие органы используют:
1) регулируемые государством тарифы (цены);
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств;
3) официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.
При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.
Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действующими до 31.12.2010) были определены экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на тепловую энергию в Российской Федерации. Так, согласно основным принципам и методам регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию должны устанавливаться экономически обоснованные тарифы (цены) на тепловую и электрическую энергию и их предельные уровни.
Федеральным законом 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" также определены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (статья 7). Одним из основных принципов является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В сфере регулирования тарифов на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод порядок регулирования тарифов установлен следующими нормативными документами.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон о тарифах), который устанавливает основы регулирования тарифов ресурсоснабжающих организаций, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Правила). Разработанные на основании данного Федерального закона Правила определяют принципы и методы регулирования тарифов в указанной сфере.
Частью 1 статьи 3 Закона о тарифах и пунктами 2 и 14 Правил определено, что общими принципами регулирования тарифов являются, в том числе, принципы установления тарифов, обеспечивающих финансовые потребности ресурсоснабжающих организаций, необходимые для реализации их производственных программ и (или) инвестиционной программ, проверка соблюдения предельных индексов и оценка доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
На основании изложенного, при установлении тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций органы власти субъекта Российской Федерации обязаны проверять экономическую обоснованность включения тех или иных расходов в состав финансовых потребностей ресурсоснабжающих организаций, необходимых им для производства и реализации коммунальных ресурсов.
Вместе с тем, законодательство в области регулирования тарифов не содержит норм, подтверждающих экономическую обоснованность учета в составе тарифов на коммунальные услуги для ресурсоснабжающих организаций расходов на прием платежей и платежные документы и прямо указывающих на возможность (необходимость) включения этих расходов в состав тарифов ресурсоснабжающих организаций.
В соответствии с пунктом 21 Приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей. Не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Одновременно законодательством Российской Федерации установлено следующее.
В случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме выбрали управляющую организацию в качестве способа управления таким домом, то в соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату должна, в том числе, предоставлять собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, собственники жилых помещений которых выбрали управляющую организацию в качестве способа управления таким домом, осуществляется управляющей организацией и может быть обеспечено, в том числе, посредством приобретения коммунальных ресурсов ресурсоснабжающих организаций на основании заключенных договоров.
При этом выполнение работ по начислению, учету и сбору оплаты за коммунальные услуги, а также изготовлению и рассылке платежных документов, входит в функции управляющих организаций. Поскольку управляющие организации вправе привлекать сторонние организации для исполнения своих обязательств по управлению многоквартирным домом, они могут обращаться к услугам других хозяйствующих субъектов, в том числе информационно-вычислительных центров.
Независимо от того, осуществляет ли начисление и учет оплаты за коммунальные услуги, а также изготовление и рассылку платежного документа управляющая организация или информационно-расчетный центр по договору с управляющей организацией, указанные функции являются составляющим комплекса услуг по управлению многоквартирными домами. Следовательно, расходы на платежные документы по оплате ЖКУ, которые направляются гражданам управляющими организациями или сторонними хозяйствующими субъектами по договору с управляющими организациями, должны нести управляющие организации, в том числе в составе платы услуг по управлению многоквартирным домом.
Соответственно, у ресурсоснабжающих организаций, заключивших договоры на поставку коммунальных ресурсов с управляющими организациями многоквартирных домов, отсутствуют основания выполнять информационно-вычислительные работы и расчетно-кассовое обслуживание граждан, проживающих в таких домах, а также полностью или частично возмещать расходы на осуществление данных функций, в т.ч. ТОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс".
Таким образом, расходы на оплату услуг сторонних организаций по приему и переводу платежей в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также расходы по начислению оплаты ЖКУ, изготовлению и рассылке жильцам многоквартирных домов платежного документа на оплату услуг ЖКУ, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации лежат на управляющих организациях и не относятся к расходам, связанным с производством и реализацией коммунальных ресурсов, а, следовательно, не должны учитываться при определении тарифов на данные ресурсы.
Включение расходов на оплату информационно-вычислительных работ и расчетно-кассового обслуживания ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс" при установлении тарифов на коммунальные услуги для ресурсоснабжающих организаций не является оправданным и необоснованно ставит данное предприятие в преимущественное положение при осуществлении деятельности по оказанию данных услуг.
Это привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке платежей физических лиц Тамбовской области, так как организации, в т.ч. кредитные, находятся в неравных конкурентных условиях при приеме платежей от граждан.
При этом граждане, обратившиеся для оплаты ЖКУ в иные организации по приему платежей, кроме ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс", вынуждены оплачивать дополнительные расходы, связанные с комиссионными вознаграждениями за услуги таких организаций.
Нарушение условий конкуренции на данном рынке является следствием действий именно Управления по государственному регулированию тарифов Тамбовской области, включившего необоснованные расходы на прием платежей в состав утвержденных на 2011 год тарифов для ресурсоснабжающих организаций.
Акты Управления (приказы об утверждении тарифов для ресурсоснабжающих организаций на 2011 год), при принятии которых были учтены в составе затрат ресурсоснабжающих организаций необоснованные расходы, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в силу следующего.
Отдельные управляющие организации не несут затрат по осуществлению указанных функций (затраты включены в тарифы на коммунальные ресурсы и возмещаются ресурсоснабжающими организациями ОГУП "Тамбовтеплоэнергоресурс"), что способствует сокращению расходов управляющих организаций на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами Тамбовской области.
При этом другие управляющие организации, которые самостоятельно осуществляют изготовление и рассылку платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, вынуждены нести все эти расходы самостоятельно, в связи чем, цена их услуг является более высокой.
Предоставление неправомерного преимущества одним управляющим организациям при ведении хозяйственной деятельности по управлению многоквартирными домами в Тамбовской области перед другими, и создание этим неравных условий осуществления такой деятельности, является следствием деятельности Управления по государственному регулированию тарифов Тамбовской области, включившего расходы на информационно-вычислительные работы и расчетно-кассовое обслуживание, которые должны нести управляющие организации многоквартирных домов, при установлении тарифов ресурсоснабжающим организациям приказами на 2011 год. Указанные акты Управления (приказы) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами.
Согласно статье 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Учитывая изложенное, а также тот факт, что действующее законодательство Российской Федерации не предполагает включения расходов на прием платежей и расходов на платежные документы, которые должны нести управляющие организации, в состав тарифов на коммунальные услуги ресурсоснабжающих организаций, Комиссия пришла к выводу о наличии в актах и действиях Управления по регулированию тарифов Тамбовской области по включению указанных расходов в установленные на 2011 год тарифы на услуги теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, оказываемые ресурсоснабжающими организациями, нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В рамках рассмотрения дела Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что утвержденные на 2011 год тарифы на коммунальные услуги прекратили свое действие в связи с утверждением новых тарифов на 2012 год, при установлении которых не учитывались затраты, связанные с информационно-вычислительными работами и расчетно-кассовым обслуживанием ресурсоснабжающих организаций Тамбовской области, поставляющих коммунальные услуги собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Учитывая изложенное, Комиссии Тамбовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи Управлению по регулированию тарифов Тамбовской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно - о досрочном пересмотре тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ресурсоснабжающими организациями.
Руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать Управление по регулированию тарифов Тамбовской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при принятии актов - приказов об установлении тарифов (сбытовой надбавки) для следующих ресурсоснабжающих организаций Тамбовской области на 2011 год:
- ООО "КотовскТеплоСнаб" (тепловая энергия, приказ от 21.12.2010 N 169-т);
- МУП "Тепловых сетей города Моршанска (тепловая энергия) приказ от 02.11.2010 N 65-т);
- ООО "Коммунальник" г. Жердевка (водоснабжение, водоотведение) приказ от 20.01.2011 N 10-ж);
- ОАО "Тамбовская областная сбытовая компания" (электроэнергия) приказ от 23.12.2010 N 191-э);
- ОАО "Тамбовская сетевая компания" (тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение) приказы: от 23.11.2010 N 117-ж, от 23.11.2010, от 23.11.2010 N 115-ж, от 23.11.2010 N 116-ж, от 23.11.2010 N 119-ж, от 23.11.2010 N 122-ж, от 23.11.2010 N 120-ж, от 26.11.2010 N 131-т, от 23.11.2010 N 113-т, от 23.11.2010 N 103-т, от 23.11.2010 N 100-т,
с учетом экономически необоснованных затрат на оплату услуг организаций по приему платежей и услуг по изготовлению и рассылке документов на оплату жилищно-коммунальных услуг, что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке приема платежей физических лиц за жилищно-коммунальные услуги и рынках оказания услуг по управлению многоквартирными домами Тамбовской области.
2. Предписание не выдавать в связи с истечением срока действия тарифов на 2011 год.
Председатель Комиссии |
Н.Н. Колодина |
Члены Комиссии |
Е.А. Гречишникова Т.Л.Чибисова Е.М. Вислобокова Е.В. Краснобаева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 22 мая 2012 г. N 18/04
Текст решения официально опубликован не был