Резолютивная часть решения объявлена 6 сентября 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено 19 сентября 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Плотников С.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
Щукина И.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
в присутствии представителей:
от ответчика - Панкратова Е.А. по доверенности N 1543 от 05.09.2012, Колотуша М.М. по доверенности N 1544 от 05.09.2012,
от Кирсановской межрайонной прокуратуры Тамбовской области - Филатов Н.В. без доверенности.
рассмотрев дело N А4-24/12 по признакам нарушения администрацией Кирсановского района Тамбовской области (393360 Тамбовская область, г. Кирсанов, ул. Советская, 29) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
Тамбовским УФАС России по обращению Кирсановской межрайонной прокуратуры Тамбовской области была проведена проверка на соответствие требованиям антимонопольного законодательства постановления администрации Кирсановского района Тамбовской области "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально-значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район" N 236 от 07.03.2012 (далее - Положение).
В результате было установлено, что администрация Кирсановского района не определила в Положении о порядке проведения конкурсного отбора четкие и конкретные показатели критериев оценки участников конкурса, подлежащие оценке конкурсной комиссией, что может привести к необъективной оценке участников конкурса, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок, в том числе к нарушению порядка определения победителя (победителей) конкурса.
По данному обращению было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела представитель прокуратуры пояснил, что в ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов было установлено, что некоторые пункты Положения о порядке проведения конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально-значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район не соответствуют предъявляемым требованиям. В связи с этим, в адрес администрации был направлен протест. Кроме того, было принято решение об обращении в Тамбовское УФАС России для проверки соответствия данного положения требованиям антимонопольного законодательства.
Представители администрации Кирсановского района на рассмотрении дела пояснили, что протест прокуратуры большей частью был направлен на несоответствие Положения требованиям Закона о размещении заказов. Претензий по критериям оценки участников конкурса не было, поэтому они не анализировались.
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
1. Положение, утвержденное постановлением администрации Кирсановского района Тамбовской области N 236 от 07.03.2012, устанавливает порядок проведения конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район.
В пункте 1.2 Положения установлено, что конкурс проводится в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности оказания услуг по перевозке пассажиров, а также в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
Пунктом 1.3 Положения определено, что в конкурсе могут принимать участие юридические и физические лица независимо от организационно-правовой формы, соответствующие требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.
Конкурсная документация разрабатывается и утверждается администрацией Кирсановского района и должна содержать (пункт 1.4 Положения), в том числе:
- описание маршрута (маршрутов), на который (которые) проводится конкурс;
- условия перевозки пассажиров и багажа, включающие:
а) срок оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам);
б) количество и категории транспортных средств, необходимых для оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по маршруту (маршрутам),
в) время начала и окончания движения на маршруте (маршрутах), интервалы движения транспортных средств;
- критерии оценки на участие в конкурсе;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что конкурс проводится в 3 этапа.
На третьем этапе конкурса конкурсной комиссией по балльной системе оцениваются и сопоставляются заявки на участие в конкурсе, в соответствии с критериями, установленными в разделе 6 Положения (пункт 5.2 Положения).
В разделе 6 Положения определено, что участники и транспортные средства, представленные на конкурс оцениваются в баллах по следующим основным критериям:
1) внутреннее и внешнее состояние транспортного средства: (экипировка, аптечка, огнетушитель и др.), информационное обеспечение, санитарное состояние салона транспортного средства, соблюдение требований экологической безопасности:
- хорошее (+ 2 балла)
- удовлетворительно (+1 балл)
- неудовлетворительное (-1 балл).
2) наличие необходимого количества транспортных средств и резерва для обеспечения бесперебойной работы на маршруте в соответствии с требованиями конкурсной документации:
- имеется необходимое количество и резерв (+ 3 балла)
- имеется необходимое количество без резерва (+ 1 балл)
- не имеется необходимого количества (0 баллов)
3) отсутствие у перевозчика в течение календарного года до момента опубликования извещения о проведении конкурса:
- нарушений дорожно-транспортной дисциплины (+ 2 балла)
- административных правонарушений (+ 1 балл)
- нарушений условий лицензирования (+ 1 балл)
4) отсутствие у перевозчика в течение календарного года до момента опубликования извещения о проведении конкурса:
- нарушений условий договора на предоставление транспортных услуг населению, заключенного с уполномоченным органом и иных нарушений (+ 0,5 балла)
- обоснованных жалоб со стороны пассажиров (+0,5 балла)
5) досрочное расторжение по вине перевозчика в течение одного года до момента опубликования извещения о проведении конкурса ранее заключенного договора на предоставление транспортных услуг населению (- 3 балла)
6) оснащение транспортных средств техническими средствами, обеспечивающими возможность водителя регулярно информировать пассажиров об остановках на маршруте и пр.:
- наличие (+ 2 балла)
- отсутствие (-0,5 балла)
Подсчет баллов проводится путем оценки по каждому заявленному транспортному средству отдельно и путем выведения среднего арифметического балла для участника конкурса; срок эксплуатации транспортного средства рассчитывается как разница между годом проведения конкурса и годом выпуска транспортного средства.
В соответствие с пунктом 7.1 Положения оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе производятся по балльной системе. На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения набранных баллов присваивается порядковый номер.
Заявке на участие в конкурсе, набравшей наибольшее количество баллов, присваивается первый номер. В случае, если несколько заявок на участие в конкурсе набрали одинаковое количество баллов, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, набравших такое же количество баллов.
Победителем конкурса признается участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Таким образом, в Положении определены критерии оценки заявок, поданных на участие в конкурсе. Однако, такой критерий оценки как "внутреннее и внешнее состояние транспортного средства" не содержит конкретных и исчерпывающих показателей, подлежащих оценке конкурсной комиссией.
На основании указанного Положения администрацией Кирсановского района постановлением от 15.03.2012 N 273 была разработана и утверждена конкурсная документация по проведению конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район.
Критерии оценки заявок участников конкурса, определенные в конкурсной документации, идентичны критериям, которые определены Положением, то есть такой критерий оценки как "внутреннее и внешнее состояние транспортного средства" также не содержит конкретных и исчерпывающих показателей, подлежащих оценке конкурсной комиссией.
Отсутствие таких показателей может привести к необъективной оценке участников конкурса, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок Кирсановского района, в том числе к нарушению порядка определения победителя (победителей) конкурса.
В ответе на определение о назначении дела N А4-24/12 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.08.2012 (исх. N 1453 от 24.08.2012) администрация Кирсановского района пояснила, что оценка участников конкурса по критерию "внутреннее и внешнее состояние транспортного средства" производится конкурсной комиссией по следующим показателям:
- экипировка транспортного средства (наличие укомплектованной медицинской аптечки, огнетушителя, знаков аварийной остановки, наличие указателя маршрута);
- информационное обеспечение (автобусное расписание движения, схема маршрута, правила обслуживания пассажиров, информация о применяемых тарифах);
- санитарное состояние салона транспортного средства (состояние системы вентиляции и отопления салона, состояние электрооборудования, состояние внутреннего освещения, состояние сидений и их размещение (наличие порезов, видимых повреждений, закреплены или нет), дефекты напольного покрытия, боковых обшивок);
- соблюдение требований экологической безопасности - отсутствие в воздухе салона окиси углерода.
При оценке внешнего вида транспортного средства обращается внимание на состояние лакокрасочного покрытия (коррозия, царапины, вмятины), дефекты государственных регистрационных знаков, наличие трещин и сколов на стеклах в зоне действия стеклоочистителя со стороны водителя и на зеркалах заднего вида.
Таким образом, перечисленные в письме администрации показатели, которые отсутствуют в Положении о порядке проведения конкурсного отбора и конкурсной документации подтверждают, что в указанных актах администрацией не установлен конкретный и исчерпывающий перечень показателей критерия оценки "внутреннее и внешнее состояние транспортного средства", подлежащих оценке конкурсной комиссией, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок Кирсановского района, в том числе к нарушению порядка определения победителя (победителей) конкурса.
2. Отдельные положения конкурсной документации не соответствуют Положению о порядке проведения конкурсного отбора.
В подпункте 2 (в) пункта 1.4 Положения определено, что конкурсная документация должна содержать время начала и окончания движения на маршруте (маршрута), интервалы движения транспортных средств.
Однако, конкурсная документация не определяет такого существенного условия перевозки пассажиров и багажа по маршруту как время начала и окончания движения на маршруте (расписание движения по маршруту), что не соответствует подпункту 2 (в) пункта 1.4 Положения, определяющему требования к содержанию конкурсной документации.
Отсутствие такого существенного условия ограничивает права потенциальных участников конкурса, которые могли бы принять в нем участие, если бы имели возможность ознакомиться с расписанием движения по маршруту и оценить целесообразность своего участия в конкурсе.
Пунктом 5 информационной карты конкурса, определен срок (период) оказания услуг по организации регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам на территории Кирсановского района - с момента подписания договора по 31 декабря 2012 года, то есть, определен конкретный срок действия договора.
Пунктом 6.3 типового договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, кроме того установлено, что договор подлежит пролонгации.
Между тем, Положением о порядке проведения конкурсного отбора возможность пролонгации договора не предусмотрена.
Несоответствие конкурсной документации Положению о порядке проведения конкурсного отбора в этой части, ограничивает права лиц, желающих работать на данном рынке, но не имеющих возможности участвовать в подобных конкурсах вследствие пролонгации уже заключенных договоров.
В апреле 2012 года администрация Кирсановского района провела конкурс на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 23.04.2012 и протоколу рассмотрения заявок от 24.04.2012, на конкурс на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район была подана только одна заявка - ИП Иванова С.Н.
Указанный конкурс был признан несостоявшимся, а договор на организацию регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район заключен с единственным участником конкурса - ИП Ивановым С.Н.
В пункте 6.1 договора N 1 от 01.05.2012, заключенного администрацией Кирсановского района с ИП Ивановым С.Н. установлен срок действия договора - с момента подписания договора до 31 декабря 2012 года.
Пунктом 6.3 указанного договора определено, что договор может быть пролонгирован.
Таким образом, администрация Кирсановского района при заключении указанного договора допустила изменение объявленных условий конкурса, предусматривающих не возможность, а безусловную пролонгацию договора.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что администрация Кирсановского района при принятии постановления от 07.03.2012 N 236 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально-значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район", при утверждении конкурсной документации (постановление администрации Кирсановского района Тамбовской области N 236 от 07.03.2012), а также при заключении договора N 1 от 01.05.2012 допустила нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок Кирсановского района Тамбовской области.
Руководствуясь частью 1 статьи 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,
решила:
1. Признать администрацию Кирсановского района Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции":
- при принятии постановления от 07.03.2012 N 236 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально-значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район" в части отсутствия конкретных и исчерпывающих показателей критерия оценки "внутреннее и внешнее состояние транспортного средства", подлежащих оценке конкурсной комиссией;
- при утверждении конкурсной документации (постановление администрации Кирсановского района Тамбовской области N 236 от 07.03.2012) в части отсутствия конкретных и исчерпывающих показателей критерия оценки "внутреннее и внешнее состояние транспортного средства", подлежащих оценке конкурсной комиссией, и отсутствия существенного условия перевозки пассажиров и багажа - расписания движения на маршруте (маршрутах), а также в части включения в проект договора пункта 6.3;
- при заключении договора N 1 от 01.05.2012 в части изменения объявленных условий конкурса - пункта 6.3 договора,
что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке пассажирских перевозок Кирсановского района Тамбовской области.
2. Выдать администрации Кирсановского района Тамбовской области предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а именно:
2.1 в срок до 15 октября 2012 года внести изменения в постановление от 07.03.2012 N 236 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурсного отбора на право заключения договора по организации регулярных пассажирских перевозок по социально-значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район", определив конкретные и исчерпывающие показатели критерия оценки "внутреннее и внешнее состояние транспортного средства", подлежащие оценке конкурсной комиссией;
2.2 не допускать пролонгации договора N 1 по организации регулярных пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам на территории муниципального образования Кирсановский район от 01.05.2012.
О выполнении предписания по пункту 2.1 сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения, по пункту 2.2 - в срок до 15 января 2013 года.
3. Передать материалы дела должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
Н.Н. Колодина И.В. Щукина С.Ю. Плотников |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 сентября 2012 г. N А4-24/12
Текст решения официально опубликован не был