Резолютивная часть решения объявлена 1 марта 2012 года
Решение в полном объёме изготовлено 15 марта 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.;
члены Комиссии:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Краснобаева Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
Ермолаева Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
в присутствии представителей:
от ответчика - Юмашев В.В. по доверенности N 1 от 10.01.2012,
от заинтересованного лица - Григорьева С.В. по доверенности N 006/018 от 23.01.2012, Жох Т.Ф. по доверенности N 006/042 от 29.02.2012,
рассмотрев дело N А4-4/12 по признакам нарушения администрацией города Рассказово Тамбовской области (393250, г. Рассказово, ул. Советская, 1) пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
Тамбовским УФАС России при осуществлении государственного антимонопольного контроля было установлено, что в 2011 году администрация г. Рассказово без обязательной процедуры проведения торгов передала сначала в аренду, а позже в безвозмездное пользование ОАО "Тамбовская сетевая компания" (далее - ОАО "ТСК") объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг теплоснабжения в г. Рассказово. Такие действия органа местного самоуправления содержат признаки создания преимущественных условий деятельности отдельному хозяйствующему субъекту и нарушения условий конкуренции на рынке аренды (пользования) имущества.
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела представитель администрации г. Рассказово пояснил, что договоры аренды муниципального имущества были заключены в соответствии с нормой статьи 17.1 Закона о защите конкуренции - на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Договор технического обслуживания муниципального имущества объектов коммунальной инфраструктуры был заключен с целью обеспечения эксплуатации и надлежащего технического обслуживания жизнедеятельности объектов коммунальной инфраструктуры города до проведения аукциона. Данный договор был заключен на условиях безвозмездного временного пользования. Открытый аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества был проведен 07.12.2011, победителем по всем лотам признано ОАО "ТСК".
Представители ОАО "ТСК" на рассмотрении дела сообщили, что вопросы теплоснабжения и горячего водоснабжения относятся к вопросам социальной сферы. ОАО "ТСК" неоднократно направляло в адрес администрации г. Рассказово письма по вопросу о необходимости организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, которые администрацией г. Рассказово были оставлены без внимания. Прекращение деятельности ОАО "ТСК" означало бы, что граждане и учреждения г. Рассказово остались бы без тепла и горячей воды.
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителей ответчика и заинтересованного лица, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
В 2011 году администрация г. Рассказово заключила с ОАО "ТСК" договоры аренды: N 28 от 25.04.2011, N 34 от 29.05.2011; N 40/3 от 29.06.2011; N 46/3 от 29.07.2011; N 50 от 26.08.2011; N 52 от 27.09.2011 муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по снабжению тепловой энергией на территории г. Рассказово Тамбовской области, а также договор N 54 от 27.10.2011 технического обслуживания муниципального имущества объектов коммунальной инфраструктуры.
Предметом указанных договоров аренды определено, что Арендодатель (администрация г. Рассказово) передает Арендатору (ОАО "ТСК") за плату во временное владение и пользование муниципальное имущество - объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенное для оказания услуг по теплоснабжению, согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 3.1 данных договоров за пользование муниципальным имуществом Арендатор уплачивает Арендодателю арендную плату, которая формируется в соответствии с Порядком расчета арендной платы за пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Рассказово, утвержденным решением Рассказовского городского совета народных депутатов N 602 от 14.12.2007 (с изменениями и дополнениями). Плата за пользование муниципальным имуществом по договорам: N 28 от 25.04.2011, N 34 от 29.05.2011; N 40/3 от 29.06.2011; N 46/3 от 29.07.2011 составила - 339 394, 18 рублей, по договору N 50 от 26.08.2011 - 645 339,36 рублей, по договору N 52 от 27.09.2011 - 646 439, 36 рублей.
Предметом договора N 54 от 27.10.2011 технического обслуживания муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры установлено, что данный Договор заключен в целях обеспечения технического обслуживания объектов жизнеобеспечения - согласно Приложения N 1 (Имущество).
В пункте 2.1 указанного договора определено, что Заказчик (администрация г. Рассказово) поручает, а Исполнитель (ОАО "ТСК") в период действия договора обязуется:
- обеспечивать эксплуатацию и надлежащее техническое обслуживание Имущества;
- заключить с потребителями договоры на оказание услуг теплоснабжения;
- обеспечить предоставление потребителям услуги теплоснабжения;
- обеспечить прием платежей на оказываемые потребителям услуги по теплоснабжению, рассчитанные исходя из установленных уполномоченными органами экономически обоснованных тарифов.
В пункте 2.2 указанного договора установлено, что Заказчик обязуется передать Исполнителю (на условиях безвозмездного временного пользования, предусмотренного гл. 36 ГК РФ) по акту приема-передачи имущество, обеспечивающее качественное предоставление услуг теплоснабжения, предоставить Исполнителю доступ к объектам теплоснабжения.
Таким образом, в соответствии с договором технического обслуживания муниципального имущества, администрация г. Рассказово передала ОАО "ТСК" в безвозмездное временное пользование муниципальное имущество - объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для оказания услуг по теплоснабжению в г. Рассказово. Следовательно, указанный договор, по сути, является договором безвозмездного пользования муниципальным имуществом.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлен особый порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Частью 1 названной статьи установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, прямо предусмотренных указанной частью статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В частности, допускается предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (пункт 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
К иным исключениям, предусмотренным частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, рассматриваемые обстоятельства не относятся.
Таким образом, администрация г. Рассказово правомерно заключила договор аренды N 28 от 25.04.2011 муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по снабжению тепловой энергией на территории г. Рассказово Тамбовской области с ОАО "ТСК", на срок не превышающий 30 календарных дней.
Однако, после истечения срока указанного договора, администрация г. Рассказово без проведения торгов не имела права заключать с ОАО "ТСК" аналогичные договоры аренды: N 34 от 29.05.2011; N 40/3 от 29.06.2011; N 46/3 от 29.07.2011; N 50 от 26.08.2011; N 52 от 27.09.2011 муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по снабжению тепловой энергией на территории г. Рассказово Тамбовской области, а также договор N 54 от 27.10.2011 технического обслуживания муниципального имущества объектов коммунальной инфраструктуры.
Довод администрации г. Рассказово о том, что договоры аренды муниципального имущества были заключены в соответствии с нормой статьи 17.1 Закона о защите конкуренции - на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев, не принимается в силу следующего.
Пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допускается заключение в отношении муниципального имущества договора аренды или иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества, без проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора, однако, совокупный срок такого договора не может превышать тридцать календарных дней и такой договор не может перезаключаться на новый срок в течение шести последовательных календарных месяцев с одним лицом. Договоры аренды и договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом были заключены администрацией г. Рассказово на срок с 29.05.2011 по 07.12.2011, то есть совокупный срок указанных договоров составил более чем шесть календарных месяцев, что не подпадает под исключение, установленное пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В результате не проведения администрацией г. Рассказово обязательной процедуры торгов в отношении муниципального имущества не было обеспечено открытое соперничество хозяйствующих субъектов, желающих приобрести права на такое имущество, что привело или могло привести к ограничению прав хозяйствующих субъектов, которые могли бы претендовать на заключение договоров в отношении муниципального имущества г. Рассказово.
Таким образом, администрация г. Рассказово при заключении договоров аренды N 34 от 29.05.2011; N 40/3 от 29.06.2011; N 46/3 от 29.07.2011; N 50 от 26.08.2011; N 52 от 27.09.2011 муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры для оказания услуг по снабжению тепловой энергией на территории г. Рассказово Тамбовской области, а также договора N 54 от 27.10.2011 технического обслуживания муниципального имущества объектов коммунальной инфраструктуры (договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом) с ОАО "ТСК" нарушила положение части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия администрации г. Рассказово по заключению договоров аренды муниципального имущества, а также договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом с ОАО "ТСК" без проведения торгов, создают преимущественные условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке муниципального имущества г. Рассказово.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией г. Рассказово части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что администрацией г. Рассказово 07.12.2011 проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды муниципального имущества по лотам: N 1 - объекты теплоснабжения, N 2 - объекты водоснабжения, N 3 - объекты водоотведения, предписание не выдавать.
Руководствуясь частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 17.1, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать Администрацию города Рассказово Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем предоставления ОАО "Тамбовская сетевая компания" в аренду муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры по договорам: N 34 от 29.05.2011, N 40/3 от 29.06.2011, N 46/3 от 29.07.2011, N 50 от 26.08.2011, N 52 от 27.09.2011 и предоставления в безвозмездное пользование указанных объектов по договору технического обслуживания муниципального имущества - объектов коммунальной инфраструктуры N 54 от 27.10.2011 без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке аренды (пользования) имущества.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина Е.В. Краснобаева Е.А. Ермолаева |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 марта 2012 г. N А4-4/12
Текст решения официально опубликован не был