Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 17 августа 2012 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - (Тамбовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
- заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.;
- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Щукина И.В.,
рассмотрев дело N А4-22/12 по признакам нарушения ООО "Управляющая жилищная компания" (392000, г. Тамбов, ул. Карла Маркса, д. 242) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Тамбовское УФАС России поступило заявление председателя правления ТСЖ "Мичуринская, 173/1" с жалобой на действия ООО "Управляющая жилищная компания" (далее - ООО "УЖК") по отказу в расторжении договора управлении многоквартирным домом и передаче технической документации на многоквартирный дом (вх. от 14.06.2012 N 6204).
Заявитель сообщает, что между ТСЖ "Мичуринская, 173/1" и ООО "УЖК" заключен договор управления многоквартирным домом N 224/20 от 01.06.2010. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 173 корп. 1 по ул. Мичуринской 2.09.2011 было принято решение о расторжении договора с ООО "УЖК" в связи ненадлежащим исполнением условий договора и о заключении договора с ООО "УК "Тамбовский коммунальный стандарт". На обращение председателя правления ТСЖ "Мичуринская, 173/1" от 13.09.2011 в ООО "УЖК" о расторжении договора, Общество ответило отказом. При повторном обращении 26.04.2012 о не продлении договора управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 9.3 договора, ООО "УЖК" 25.05.2012 также отказало в расторжении договора и передаче технической документации на дом.
Заявитель считает действия ООО "УЖК" незаконными и необоснованными, грубо нарушающими действующее законодательство.
По данному заявлению было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела присутствовали:
- представитель ООО "УЖК" Толмачева Е.В. (доверенность от 09.04.2012 N ЮО/10-12);
- представитель ТСЖ "Мичуринская, 173/1" Рыжов Г.В (по доверенности).
На рассмотрении дела представитель ТСЖ "Мичуринская, 173/1" поддержал позицию ТСЖ, изложенную в заявлении.
Представитель ООО "УЖК" на рассмотрении дела сообщил, что прекращение договора по основаниям, предусмотренным ст. 162 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ), возможно, если стороной по договору является собственник помещения в многоквартирном доме. По рассматриваемому договору стороной является юридическое лицо - ТСЖ. Выбрать новую управляющую организацию для осуществления части полномочий возможно на основаниях и в порядке, изложенных в уставе ТСЖ, а при их отсутствии - на общем собрании членов ТСЖ или общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. Пунктом 16 Устава ТСЖ определено, что управление домом и заключение договоров на управление им являются обязанностями правления ТСЖ. Общее собрание также имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества. ТСЖ не представило в ООО "УЖК" документов о ликвидации ТСЖ либо решение общего собрания собственников помещений, которым избирается иная форма управления многоквартирным домом, что влекло бы расторжение договора управления. Прекращение договора возможно по основаниям, предусмотренным ст. 450 ГК РФ: по соглашению сторон либо по решению суда. В настоящее время соглашение о расторжении договора управления не подписано и в суде данный вопрос не рассматривается. Заявление об одностороннем отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом не может служить основанием для прекращения существующих договорных отношений.
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив все представленные документы и материалы, заслушав и исследовав доказательства, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
Между ТСЖ "Мичуринская, 173/1" и ООО "УЖК" заключен договор управления многоквартирным домом N 224/20 от 01.06.2010 на управление многоквартирным домом N 173 корпус 1 по ул. Мичуринской города Тамбова (далее - Договор).
Пунктом 2.1 Договора определено, что Управляющая организация по заданию ТСЖ в течение согласованного в пункте 9.2 Договора срока за плату, указанную в разделе 4 Договора, обязуется осуществлять комплекс работ и услуг по управлению многоквартирным домом.
Согласно пункту 9.2 Договора, договор заключен срок на 1 год.
Пунктом 9.5 Договора предусмотрено, что при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении Договора по окончании срока его действия такой Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены Договором.
Собственники помещений в многоквартирном доме N 173 корп. 1 по ул. Мичуринской г. Тамбова 2 сентября 2011 года провели общее собрание, на котором были приняты решения:
- до истечения срока действия расторгнуть договор управления многоквартирным домом с ООО "УЖК";
- с 1 октября 2011 года избрать управляющей организацией ООО Управляющая компания "Тамбовский коммунальный стандарт". Заключить договор управления с ООО УК "Тамбовский коммунальный стандарт".
Результаты данного собрания оформлены протоколом от 02.09.2011.
13.09.2011 председатель правления ТСЖ "Мичуринская, 173/1" направил в адрес ООО "УЖК" уведомление о прекращении всяческих взаимоотношений с ООО "УЖК" с 1 октября 2011 года в связи решением собственников об отказе от услуг ООО "УЖК" и заключении договора управления с ООО УК "Тамбовский коммунальный стандарт" и приложил копию протокола общего собрания собственников от 02.09.2011 на 8 л.
ООО "УЖК" на уведомление от 13.09.2011 сообщило, что договор управления многоквартирным домом N 224/20 от 01.06.2010 заключен на 1 год. Согласно пункту 9.5 Договора при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении Договора по окончании срока его действия такой Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены Договором. Поскольку никакие заявления о прекращении действия договора управления от ТСЖ не поступали, договор продлен на 1 год.
24 апреля 2012 года председатель правления ТСЖ "Мичуринская, 173/1" направил в адрес ООО "УЖК" уведомление об отказе в пролонгации договора управления многоквартирным домом N 224/20 от 01.06.2010 на новый срок. А также просил имеющуюся документацию на дом, в том числе документы на ТСЖ, карточки лицевых счетов, иную документацию передать председателю правления ТСЖ, указав, что с 1 июня 2012 года ТСЖ "Мичуринская, 173/1" самостоятельно приступит к управлению многоквартирным домом (вх. N Дк-497 от 24.04.2012).
25.05.2012 ООО "УЖК" на уведомление председателя правления ТСЖ сообщило, что договор управления может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе заказчика только по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях, определенных соглашением сторон. Прекращение договора по основаниям, предусмотренным статьей 162 ЖК РФ, возможно, если стороной по договору является собственник помещения в многоквартирном доме. Поскольку ТСЖ не представило в ООО "УЖК" документов о ликвидации ТСЖ, либо решение общего собрания собственников помещений, которым избирается иная форма управления многоквартирным домом, что влекло бы расторжение договора управления. При предоставлении протокола общего собрания собственников обращение будет рассмотрено ООО "УЖК". Кроме того, ООО "УЖК" готово перезаключить договор на взаимовыгодных условиях с учетом всех пожеланий собственников.
Статьей 291 Гражданского кодекса РФ определено, что собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья) (далее - ТСЖ).
Согласно статье 135 Жилищного кодекса РФ ТСЖ признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.
ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры (статья 137 ЖК РФ).
Председатель правления ТСЖ обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно. Председатель правления ТСЖ действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества (статья 149 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья.
Следовательно, ООО "УЖК" после получения 24 апреля 2012 года уведомления председателя правления ТСЖ "Мичуринская, 173/1" (вх. N Дк-497 от 24.04.2012) об отказе в пролонгации договора управления многоквартирным домом N 224/20 от 01.06.2010 на новый срок, обязано было 2 мая 2012 года (т.е. за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом) передать техническую документацию на рассматриваемый многоквартирный дом ТСЖ.
На момент рассмотрения настоящего дела ООО "УЖК" техническую документацию на дом ТСЖ не передало и продолжает осуществлять управление домом, несмотря на прекращение 01.06.2012 срока действия договора управления.
Таким образом, ООО "УЖК" неправомерно и недобросовестно, с нарушением требований законодательства РФ, в противоречие принципам добропорядочности, разумности и справедливости отказывается передавать ТСЖ "Мичуринская, 173/1" техническую документацию на многоквартирный дом и управляет домом.
Статьей 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) установлено, что актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Согласно пункту 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции).
Частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке не допускается.
В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции, антимонопольное законодательство направлено на защиту конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Из указанного определения следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:
- действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;
- действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
- действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.
Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.
Термины "добропорядочность", "разумность", "справедливость" действующим законодательством не определены, в связи с чем указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке. Так, термин "добропорядочный" обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин "порядочный", в свою очередь - как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории "разумность" и "справедливость" отражают различные моральные принципы.
Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту - конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.
Продуктовыми границами рассматриваемого рынка является оказание услуг по управлению многоквартирными домами, географическими границами - г. Тамбов.
На рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах города Тамбова в 2012 году работает 21 хозяйствующий субъект, в том числе ООО "УЖК" (данные жилищного комитета администрации г. Тамбова).
В рассматриваемых действиях ООО "УЖК" имеются все признаки недобросовестной конкуренции, перечисленные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции:
- действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг по управлению многоквартирными домами путем отказа в передаче технической документации на многоквартирный домом N 173 корп. 1 по ул. Мичуринской г. Тамбова после получения уведомления председателя ТСЖ об отказе в пролонгации договора и продолжении управлении данным домом вопреки желанию ТСЖ и собственников помещений;
- действия противоречат положениям Жилищного Кодекса РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам на рынке управления многоквартирными домами, с которыми ТСЖ "Мичуринская, 173/1" могло бы заключить договор управления, в т.ч. ООО УК "Тамбовский коммунальный стандарт".
Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО "УЖК" по отказу в передаче технической документации на многоквартирный дом ТСЖ и продолжении управлении данным домом вопреки желанию ТСЖ и собственников помещений, являются недобросовестной конкуренцией.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать ООО "Управляющая жилищная компания" нарушившим часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции действиями по отказу в передаче технической документации на многоквартирный дом N 173 корп. 1 по ул. Мичуринской г. Тамбова ТСЖ и продолжению управления данным домом вопреки желанию ТСЖ "Мичуринская, 173/1" и собственников помещений.
2. Выдать ООО "Управляющая жилищная компания" предписание о прекращении в срок до 3 сентября 2012 года недобросовестной конкуренции, а именно:
- передать техническую и иную документации на многоквартирный дом N 173 корп. 1 по ул. Мичуринской г. Тамбова ТСЖ "Мичуринская, 173/1"
3. О выполнении предписания сообщить в Тамбовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Тамбовского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина И.В. Щукина |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 августа 2012 г. N А4-22/12
Текст решения официально опубликован не был