Резолютивная часть решения оглашена 9 октября 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 октября 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Мурзин К.И. - заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Мальчукова И.Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 20.09.2012 N А2-30/12 по признакам нарушения Управлением социального развития пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Управление Федеральной антимонопольной службой по Тамбовской области (далее Тамбовское УФАС России) выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления социального развития Тамбовской области по информированию населения на официальном сайте о порядке оказания государственных услуг, предусматривающем в отдельных случаях перечисление денежных средств только посредством конкретно поименованной финансовой организации.
Тамбовское УФАС России по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении Управления социального развития Тамбовской области (далее Управление) по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На рассмотрении дела присутствовали представители, действующие на основании доверенности Управления социального развития Тамбовской области:
1) исполняющий обязанности первого заместителя начальника управления социального развития Тамбовской области <__.>;
2) начальник отдела социальной политики по вопросам пособий, компенсаций и иных выплат, ее реализации управления социального развития Тамбовской области <__>;
3) начальник отдела правового обеспечения, опеки и попечительства, по работе с персоналом и мобилизационной работе управления социального развития области <__..>.
Представители Управления на рассмотрении дела сообщили, что выявленные нарушения Тамбовским УФАС России были устранены по получении Определения о назначении данного дела к рассмотрению.
Комиссия Тамбовского УФАС России в процессе рассмотрения настоящего дела и анализа материалов установила следующее.
На официальном сайте Управления социального развития Тамбовской области (http://uprsoc.tambov.gov.ru/) в разделе "Государственные услуги" размещены образцы бланков заявлений о предоставлении государственных услуг. Приведенные на сайте Управления образцы бланков заявлений предусматривают указание заявителями открытых ими счетов в кредитной организации. В некоторых бланках конкретно поименована отдельная финансовая организация - ОАО "Сбербанк России".
Наименование единственной кредитной организации - ОАО "Сбербанк России" содержалось в следующих бланках по состоянию на 19.09.2012:
1) о предоставлении компенсации за самостоятельно приобретённую путевку в организации отдыха детей и их оздоровления.
Данная государственная услуга предоставляется в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "компенсация (полная или частичная) родителям за самостоятельно приобретённую путёвку в организацию отдыха детей и их оздоровления", утвержденным Приказом Управления от 22.02.2012 N 873-ф;
2) о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Данная государственная услуга предоставляется в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "назначение и выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отдельным категориям граждан, подвергшимся воздействию радиации", утвержденным Приказом Управления от 27.07.2011 N 3484-ф;
3) о предоставлении государственной социальной помощи.
Данная государственная услуга предоставляется в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги "оказание адресной социальной помощи гражданам, проживающим на территории области", утвержденным Приказом Управления от 23.08.2011 N 3899-ф.
Согласно вышеназванным бланкам заявителям для перечисления денежных средств следует указать "номер счёта, открытый в отделении Сберегательного банка Российской Федерации".
Возможность перечисления денежных средств на счета, открытые гражданами в иных финансовых (кредитных) организациях, не предусмотрена.
Действующим федеральным законодательством не предусмотрено перечисление денежных средств по данным вопросам через конкретную финансовую организацию, а именно - ОАО "Сбербанк России", указанную в вышеназванных бланках получателей государственных услуг в Управлении социального развития Тамбовской области. ОАО "Сбербанк России" не наделено преимущественным правом по сравнению с иными кредитными организациями. Исходя из этого, подобное ограничение в выборе финансовой организации не предусмотрено действующим законодательством.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Кроме того, пунктом 5 данной части установлен безусловный запрет для властных органов на установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Указанные обстоятельства нарушают условия конкуренции на рынке банковских услуг. Финансовые организации помимо ОАО "Сбербанк России" ограничены в возможности участия в данных правоотношениях. Управление, указывая в образцах бланков заявлений единственную кредитную организацию - ОАО "Сбербанк России", неправомерно предоставляет ей необоснованное преимущество на рынке банковских услуг, а граждане Тамбовской области (заявители) ограничены в выборе кредитной организации при оказании Управлением вышеназванных государственных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Информация, размещенная на официальном сайте Управления, является источником значимой информации о деятельности Управления социального развития Тамбовской области и порядке предоставления им государственных услуг.
Заявителям, пользующимся информацией, размещенной на официальном сайте Управления социального развития Тамбовской области, созданы ограничения в выборе кредитной организации для перечисления денежных средств при получении государственной услуги, хотя данное право предоставлено им действующим федеральным законодательством.
Таким образом, в действиях Управления социального развития Тамбовской области выявлено нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Следует отметить, что Тамбовское УФАС России в 2011 году письменно указывало на нарушения подобного характера (исх. N 58-2-07/2358 от 21.07.2011), однако Управление не предприняло необходимых действий для полного устранения нарушения, что повлекло возбуждение настоящего дела.
Так, Управление социального развития Тамбовской области в 2011 году письменно сообщило (исх. N 1.1-09-03/40193 от 05.10.2012, вх. N 10532 от 08.10.2012), что были предприняты меры для устранения нарушения антимонопольного законодательства: был издан приказ управления от 04.08.2011 N 3561-ф "О внесении изменений в отдельные приказы управления труда и социального развития области". В административных регламентах оказания услуг населению слова "номер счёта и отделения Сберегательного банка России" были заменены словами "номер счёта и наименование кредитной организации".
После возбуждения настоящего дела Управление проинформировало Тамбовское УФАС России о том, что приказом Управления от 28.05.2012 N 2599-ф признан утратившим силу административный регламент предоставления государственной услуги "оказание государственной адресной помощи граждан, проживающим на территории области", где было допущено подобное нарушение.
Управление также указало, что после изменений 2011 - 2012 годов регламентов не были внесены соответствующие изменения в бланки заявлений о предоставлении государственных услуг, размещенные на официальном сайте Управления.
При рассмотрении дела было установлено, что нарушение антимонопольного законодательства в настоящее время устранено добровольно.
В связи с указанным обстоятельством Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, статьи 41, часть 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссии
решила:
1. Признать Управление социального развития Тамбовской области нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части размещения на официальном сайте Управления социального развития Тамбовской области (http://uprsoc.tambov.gov.ru/) информации, которая приводит или может привести к установлению для получателей государственных услуг ограничений выбора кредитной организации, в которой необходимо открывать счёт для перечисления денежных средств.
2. Производство по делу прекратить в связи с добровольным прекращением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина К.И. Мурзин И.Ю. Мальчукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 октября 2012 г. по делу N А2-30/12 о нарушении антимонопольного законодательства
Текст решения официально опубликован не был