Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2012 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Мурзин К.И.,
в присутствии представителя Заявителя <_>, представителей Заказчика <_>, <_>,
рассмотрев жалобу ООО "СтройТех Менеджмент Групп" (ранее и далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" (ранее и далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0364100001812000017 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Заказчик 23.03.2012 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "ММВБ - Информационные технологии" http://www.etp-micex.ru извещение N 0364100001812000017 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт федеральной автомобильной дороги М-6 "Каспий" км 209+000 - км 219+000, Рязанская область (1 этап) (далее - Аукцион).
По результатам рассмотрения заявок комиссия Заказчика отказала Заявителю (заявка N 3) в допуске к участию в Аукционе по основаниям:
1) заявка по отдельным позициям содержит не конкретные, а диапазонные значения характеристик материалов, используемых при выполнении работ: "Звенья водопропускных труб по ГОСТ 24547-81: Отклонения фактических размеров звеньев от номинальных, приведенных в чертежах типовых конструкций (для данной характеристики производитель указывает исключительно диапазонные значения - "не более", они могут колебаться в зависимости от партии. В связи с тем, что закон предусматривает приложение сертификатов (паспортов) сопровождающих конкретные партии товаров непосредственно при поставке, а не при составлении заявки на участие в аукционе участник размещения заказа готов предоставить при поставке/исполнении контракта/ товар, обладающим меньшими отклонениями, допусками, перекосами): - по длине + 5; -10 мм; - по толщине стенок + 10; -5 мм; - по внутреннему диаметру (ширине, высоте) _10 мм.
2) в заявке по материалу "Крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марка I по ГОСТ 9128-2009" участник размещения заказа предлагает следующие значения показателей товара: - Содержание щебня 55%; - Водонасыщение образцов % 8. Согласно п. 8.1 раздела 8 "Методы испытаний" ГОСТ 9128-2009 смеси испытывают по ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний". В соответствии с пунктом 23.2. раздела 23. "Определение состава смеси" ГОСТ 12801-98 "Определение зернового состава минеральной части смеси после экстрагирования" остаток на каждом сите взвешивают и определяют частные остатки на ситах в процентах по отношению к массе просеиваемой навески, округленные до первого десятичного знака. В соответствии с пунктом 13.3 раздела 13 "Определение водонасыщения" ГОСТ 12801-98 за результат определения водонасыщения принимают округленное до первого десятичного знака среднеарифметическое значение трех определений. При установлении участником размещения заказа значения показателей, нарушены требования ГОСТ 12801-98 " в части точности представляемых результатов, что не позволяет членам единой комиссии сделать вывод о достоверности представленного показателя.
ЗАО "Ремикс" (заявка N 1) допущено к участию в Аукционе. ООО Дорожная Корпорация "Автодорстрой" (заявка N 2) отказано в допуске к участию в Аукционе по причине не указания конкретных показателей материалов, применяемых при выполнении работ (термопластик и столбики сигнальные).
Данные решения оформлены протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 24.04.2012 N 24.
Заявитель, посчитав решение аукционной комиссии Заказчика несоответствующей требованиям Закона о размещении заказов, обжаловал его в антимонопольный орган.
Представители Заказчика против доводов Заявителя возражали, считают жалобу необоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы аукциона, приходит к следующим выводам.
1. Исходя из предмета Аукциона, требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе предусмотрены подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов: заявка должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В силу требований статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ. Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. Отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Заказчиком требования к значениям товаров, применяемых при выполнении работ, установлены в таблице.
1.1. В пункте 20 технического задания Заказчик установил требования к значениям характеристик материала "Звенья водопропускных труб по ГОСТ 24547-81: Марка бетона по прочности на сжатие - не ниже ВЗО; Марка бетона по морозостойкость - не ниже F200; Марк бетона по водонепроницаемости - не ниже - W6; Отклонения фактических размеров звеньев от номинальных, приведенных в чертежах типовых конструкций, не более, мм: - по длине + 5; -10; - по толщине стенок + 10; -5; - по внутреннему диаметру (ширине, высоте)_10; Допуск прямолинейности поверхности круглых звеньев, измеряемый; по образующей, не более 5 мм на 1 м длины звена; Перекос торцевой плоскости звена, не более 5 мм.
В заявке N 3 по вышеприведенному материалу указано следующее: "Марка бетона по прочности на сжатие - В30; Марка бетона по морозостойкости - F300; Марка бетона по водонепроницаемости - W6; Отклонения фактических размеров звеньев от номинальных, приведенных в чертежах типовых конструкций (для данной характеристики производитель указывает исключительно диапазонные значения - "не более", они могут колебаться в зависимости от партии. В связи с тем, что закон предусматривает приложение сертификатов (паспортов) сопровождающих конкретные партии товаров непосредственно при поставке, а не при составлении заявки на участие в аукционе, участник размещения заказа готов предоставить при поставке/исполнении контракта/ товар, обладающим меньшими отклонениями, допусками, перекосами): - по длине + 5; -10 мм; - по толщине стенок + 10; -5 мм; - по внутреннему диаметру (ширине, высоте) _10 мм.
Допуск прямолинейности поверхности круглых звеньев, измеряемый по образующей, 5 мм на 1 м длины звена. Перекос торцевой плоскости звена, 5 мм".
Таким образом, Заявитель указал не конкретные, а диапазонные показатели отклонения фактических размеров звеньев, что является нарушением пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов и послужило законным основанием для отклонения его заявки.
1.2. В то же время, Комиссия Тамбовского УФАС России не может согласиться со вторым основанием, по которому Заявителю было отказано в допуске к участию в Аукционе.
Как видно из протокола рассмотрения заявок, помимо указанного выше, аукционная комиссия усмотрела несоответствие заявки подателя жалобы по материалу "Крупнозернистая пористая асфальтобетонная смесь марка I по ГОСТ 9128-2009" в части показателей характеристик содержание щебня, водонасыщение образцов.
Аукционная комиссия указала, что "согласно п. 8.1 раздела 8 "Методы испытаний" ГОСТ 9128 - 2009 смеси испытывают по ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний". В соответствии с пунктом 23.2. раздела 23. "Определение состава смеси" ГОСТ 12801-98 "Определение зернового состава минеральной части смеси после экстрагирования" остаток на каждом сите взвешивают и определяют частные остатки на ситах в процентах по отношению к массе просеиваемой навески, округленные до первого десятичного знака. В соответствии с пунктом 13.3 раздела 13 "Определение водонасыщения" ГОСТ 12801-98 за результат определения водонасыщения принимают округленное до первого десятичного знака среднеарифметическое значение трех определений. При установлении участником размещения заказа значения показателей, нарушены требования ГОСТ 12801-98 "в части точности представляемых результатов, что не позволяет членам единой комиссии сделать вывод о достоверности представленного показателя".
Таким образом, фактически решение комиссии обосновано невозможностью установить достоверность представленных сведений по обозначенным характеристикам материала.
Между тем, ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов устанавливает закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в допуске к участию в аукционе среди которых отсутствует невозможность установить достоверность представленных в заявке сведений.
Недостоверность представленных сведений аукционной комиссией не установлена при рассмотрении заявок, не представлены доказательства такового и на рассмотрении жалобы.
Следовательно, решение аукционной комиссии в данной части не соответствует требованиям законодательства, а жалоба Заявителя по данному обстоятельству является обоснованной.
Кроме того, указание аукционной комиссии Заказчика, что участником размещения заказа нарушены требования на ГОСТ 12801-98, ГОСТ 9128-2009 в части точности предоставляемых результатов несостоятельны.
ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний" распространяет свое действие на смеси асфальтобетонные, органоминеральные, грунты, укрепленные органическими вяжущими, и асфальтобетон, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, и устанавливает методы их испытаний.
Согласно п. 23.2.2 названного ГОСТ остаток на каждом сите взвешивают и определяют частные остатки на ситах в процентах по отношению к массе просеиваемой навески, округленные до первого десятичного знака.
Таким образом, действие названного ГОСТ распространяется лишь на написание характеристик товаров, полученных по результатам испытаний, совершенных в порядке, установленном данным стандартом, и не распространяется на порядок написания характеристик в дальнейшем, в т.ч. в технических паспортах, заявках на участие в торгах.
По тем же основаниям Комиссия не согласна с обоснованием по показателю "водонасыщение образцов".
К тому же, Законом о размещении заказов аукционная комиссия не наделена полномочиями по проверке установления значений данных показателей.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что аукционная комиссия Заказчика допустила грубое нарушение проведения процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе: необоснованно допустила заявку N 1 (ЗАО "Ремикс").
Как указывалось выше, заявка на участие в аукционе должна содержать в т.ч. требования к конкретным показателям характеристик товаров, применяемых при выполнении работ (пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов).
В заявке N 1 по показателям масса единицы площади базальтовой сетки СБП-Д (п. 5 технического задания) поверхностная плотность полотна иглопробивного "Дорнит" (п. 7), укрывистость высушенной пленки эмали ХВ-785 (п. 24), укрывистость невысушенной пленки краски масляной (п. 25) указана величина "г/м2", по показателям средняя прочность при сжатии бетона В25 (п. 12), средняя прочность при сжатии бетона В20 (п. 13), средняя прочность при сжатии бетона В15 (п. 14) указана величина "кгс/см2", по показателю плотность отвердевшего расплава термопластика (п. 22) указана величина "г/см3".
Между тем, Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 879 установлены допускаемые к применению в Российской Федерации единицы величин, их наименования и обозначения, а также правила их применения и написания. Величина - свойство объекта, явления или процесса, которое может быть различимо качественно и определено количественно. Единица величины - фиксированное значение величины, которое принято за единицу такой величины и применяется для количественного выражения однородных с ней величин.
В поименованных выше положениях заявки N 1 использованы обозначения величин измерения, несоответствующие вышеназванному постановлению.
Так, для при измерении давления может использоваться величина килограмм-сила на квадратный метр, которая обозначается, как "кгс/м2", а не "кгс/м2", как это сделано в пунктах 12 - 14 заявки; единица измерения, которая указана в пунктах 5, 7, 24, 25 "г/м2" не предусмотрена для определения плотности, поскольку знаменатель "м2" не является общепринятым обозначением какой-либо величины; плотность обозначается в "кг/м3", а также может измеряться в производной от него "г/см3", но не в "г/см3", как в пунктах 13, 14, 22 заявки N 1.
Ввиду изложенного, по обозначенным показателям предложенных к поставке товаров ЗАО "РЕМИКС" фактически не представлены показатели(представлены в виде, не позволяющем их идентифицировать), что является нарушением пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов и должно было повлечь отказ данному участнику размещения заказа в допуске к участию в Аукционе (п. 1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов).
Однако, аукционная комиссия в нарушение требований закона допустила ЗАО "РЕМИКС" к участию в аукционе.
Данное решение аукционной комиссии Заказчика не может быть признано обоснованным и потому, что ранее (аукцион N 0364100001811000128) комиссия Заказчика в том же составе отказала ООО "Орловское ДСУ" и ООО "Таганрогское ДСУ" в допуске к участию в аукционе по основанию использования в заявке обозначений величин измерения, несоответствующих Постановлению Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 879.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "СтройТех Менеджмент Групп" обоснованной в части.
2. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей требования ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина К.И. Мурзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 14 мая 2012 г. N 58-2-09/1699 по делу N РЗ-39/12 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был