Характерные нарушения, допускаемые налогоплательщиками при досудебном урегулировании налоговых споров
Право на обжалование актов государственных органов (в частности, налоговых), действия или бездействия их должностных лиц относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Однако гражданин не имеет возможности по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру обжалования - они определяются федеральными законами. В равной степени это относится и к организациям.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)).
При этом плательщики зачастую допускают нарушения установленного НК РФ порядка подачи жалобы в налоговый орган.
Исходя из норм НК РФ, от имени налогоплательщика может подписать жалобу уполномоченный представитель, но к жалобе должен быть приложен оригинал доверенности или ее заверенная копия. Однако полномочия представителя, подписавшего жалобу в вышестоящий налоговый орган, иногда подтверждаются незаверенной ксерокопией доверенности, что свидетельствует о нарушении плательщиком порядка обжалования актов налоговых органов, установленного НК РФ.
Следовательно, подписанная ненадлежащим образом жалоба не может быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом, поскольку такая жалоба не может считаться поданной от имени плательщика. В случае, если не подтверждены полномочия представителя, нет оснований говорить о том, что данному лицу предоставлено право действовать от имени плательщика.
Более того, к жалобе не всегда прикладываются обосновывающие ее документы (абз. 1 п. 2 ст. 139 НК РФ), а из представленной жалобы невозможно правильно определить предмет обжалования (незаконные действия должностного лица или незаконное решение налогового органа) и заявляемые требования.
Кроме того, в отдельных случаях налогоплательщиками представляются неподписанные жалобы.
Следует учитывать, что целью обращения в вышестоящий налоговый орган является не только соблюдение плательщиком досудебного порядка урегулирования спора, но и возможность устранения недостатков, допущенных при проведении налоговой проверки, что напрямую затрагивает интересы плательщика. Это возможно только в том случае, если самим плательщиком не нарушен установленный НК РФ порядок подачи жалобы в налоговый орган.
Если плательщика не устраивает результат обжалования, и он решит обратиться в суд, то ему следует иметь ввиду, что при изменении вышестоящим налоговым органом решения нижестоящего органа (как вступившего, так и не вступившего в законную силу) именно решение нижестоящего налогового органа с учетом внесенных изменений будет являться юридическим актом, порождающим права и обязанности налогоплательщика и налогового органа. Вместе с тем, не исключается и обращение налогоплательщика в суд с требованием о признании недействительным решения вышестоящего органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на ненормативный акт нижестоящего налогового органа. Однако, в этом случае, должно быть соблюдено следующее условие: обжалуемое в суде решение вышестоящего налогового органа самостоятельно порождает дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством и отсутствовавшие в первоначальном обжалуемом решении.
Отдел досудебного аудита
Управления ФНС России по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.