Ответ: 5 июня 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 28 апреля 2009 года N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), который внес изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ). Эти поправки были направлены, в первую очередь, на совершенствование регулирования процедур банкротства в части усиления ответственности руководителя и органов управления должника и привлечения к субсидиарной ответственности по его обязательствам контролирующих его лиц, имеющих или имевших право давать обязательные для должника указания или возможность иным образом определять его действия.
Статьей 9 Закона N 127-ФЗ, изложенной в новой редакции, установлены случаи, когда у руководителя должника возникает обязанность по подаче заявления в арбитражный суд:
- удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
- органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
- обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность;
- должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
В статью 2 Закона о банкротстве введено понятие недостаточности имущества, под которой понимается превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью его имущества (активов) и понятие неплатежеспособности, под которой понимается прекращение исполнения должником части денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств презюмируется, а достаточность требует доказывания.
Таким образом, начиная с 05.06.2009, руководитель организации обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, если размер его денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей превышает стоимость имущества (активов), а должник не является ликвидируемым, а также в случае прекращения исполнения должником части денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванного недостаточностью денежных средств.
В п. 3 ст. 9 Закона N 127-ФЗ были внесены изменения, согласно которым, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо признаков, указанных в ст. 9 Закона N 127-ФЗ.
Таким образом, поправки в Закон о банкротстве расширили перечень ситуаций, при которых руководитель предприятия-должника или индивидуальный предприниматель обязаны обращаться в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве, но самое важное - заявление должно быть направлено в суд в кратчайший срок, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств. Нарушение влечет за собой субсидиарную ответственность руководителя должника.
Согласно ст. 399 Гражданского кодекса РФ под субсидиарной ответственностью понимается ответственность лица, которое в соответствии с законом, иным правовым актом или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником. При этом субсидиарная ответственность может быть возложена на лицо только после предъявления требования к основному должнику и его отказа от удовлетворения такого требования.
Для применения механизма привлечения к субсидиарной ответственности Законом N 73-ФЗ введено такое понятие в законодательстве о банкротстве, как "контролирующее должника лицо".
Контролирующее должника лицо - лицо, имеющее либо имевшее в течение менее двух лет до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (например, руководитель должника, члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника и др.).
Контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника или обязанностям по уплате обязательных платежей, если банкротство было вызвано их действиями или бездействием. Они должны компенсировать суммы, которых недостает для удовлетворения требований всех кредиторов должника, при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.
В ранее действовавшей редакции ст. 10 Закона N 127-ФЗ необходимым условием привлечения к субсидиарной ответственности являлась прямая причинно-следственная связь между действиями таких лиц и собственно банкротством должника. В новой редакции статьи условие об указанной причинно-следственной связи отсутствует. В законе теперь указывается на необходимость наличия "вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц", что значительно расширяет перечень оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
С учетом изменений, внесенных Законом 73-ФЗ, дополнительным основанием для привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности является отсутствие или искажение документов бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, если к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом данные документы отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника, либо если указанная информация искажена.
Заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности рассматриваются в деле о банкротстве, и, что самое важное, производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу до вынесения определения по требованию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.
Все это делается для того, чтобы руководители, предполагающие банкротство организации, не пытались заведомо уменьшить конкурсную массу и в случае установления фактов нарушения ими законодательства о банкротстве, они отвечали перед кредиторами собственным имуществом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства о банкротстве?
Данный материал размещен на сайте Управления Федеральной налоговой службы России по Тамбовской области http://www.r68.nalog.ru