Истребование документов в ходе налогового контроля
Истребование документов (информации) проводится в целях подтверждения достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных налогоплательщиком; подлинности представленных документов; фактов финансово-хозяйственных отношений с контрагентам или иным лицом; полноты поступления налогов (сборов) в бюджет и правильности их исчисления; проверки правильности исчисления плательщиком налоговой базы; подтверждении информации, имеющейся у налогового органа о деятельности проверяемого плательщика; выяснения иных обстоятельств, связанных с исполнением налоговых обязательств проверяемым плательщиком.
Лицами, обязанными представлять документы по требованию налоговых органов, являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Кроме того, документы (информация) о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) могут быть истребованы у его контрагентов или иных лиц, располагающих данными документами или информацией.
Истребование документов (информации) может осуществляться как в ходе налоговых проверок, так и вне их проведения (в рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 6 ст. 101 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), а также в ходе рассмотрения дела о налоговом правонарушении, выявленном в результате проведения налоговой проверки).
В ходе камеральной проверки истребуются документы у плательщика, если в представленной декларации заявлены:
- льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
- сумма НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ);
- исчисление налогов, связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9 ст. 88 НК РФ).
Ограничений на истребование документов в рамках проведения выездных налоговых проверок законодательством не установлено.
Истребование документов (информации) проводится на основании требования о представлении документов (информации), которое вручается плательщику лично под расписку, или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, или направляется по почте. При направлении по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления такого письма.
Документы, которые запрашиваются в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки в рамках статьи 93 НК РФ, должны быть представлены в налоговый орган в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации) о контрагенте, обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения. Если указанное лицо не располагает запрашиваемыми документами (информацией), оно должно сообщить об этом в налоговый орган в пятидневный срок со дня получения требования.
Истребуемые документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копий лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), что предусмотрено п. 2 ст. 93 НК РФ. Любым из перечисленных способов представляют документы (информацию) и те лица, у которых запрашиваются сведения об их контрагентах (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Если истребуемые у налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) документы составлены в электронном виде по установленным форматам, он может направить их в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Данная возможность появилась с 2 сентября 2010 года (пункт 2 ст. 93 НК РФ). При этом под установленными форматами следует понимать форматы документов в электронном виде, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России.
Отказ проверяемого лица (налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента) от представления документов, запрашиваемых в ходе проведения проверки, или непредставление указанных документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением (п. 4 ст. 93 НК РФ) за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Должностные лица организации-нарушителя за непредставление в налоговые органы в установленный срок (отказ от предоставления, предоставление в неполном объеме или в искаженном виде) документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля привлекаются к административной ответственности на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Контрольный отдел
Управления ФНС России по Тамбовской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.