В соответствии со ст. 10 Положения "О Контрольно-счётной палате города Тамбова", утверждённого решением Тамбовской городской Думы от 28.09.2011 N 376, в целях осуществления внешнего финансового контроля:
1. Утвердить прилагаемый Стандарт финансового контроля N 1 "Экспертиза проекта бюджета городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и плановый период".
2. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Наш город Тамбов" и разместить в сети Интернет.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Председатель |
Н.В. Федотова |
Стандарт финансового контроля N 1
"Экспертиза проекта бюджета городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и плановый период"
(утв. распоряжением Контрольно-счётной палаты города Тамбова
от 15 ноября 2012 г. N 6)
1. Общие положения
1.1. Стандарт финансового контроля СФК (бюджет) "Экспертиза проекта бюджета городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и плановый период" (далее - Стандарт) подготовлен в целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 ст. 9 и ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Устава города Тамбова, Положения "О бюджетном процессе в городском округе - город Тамбов", утверждённого Тамбовской городской Думы, ст. 8 и ст. 10 Положения "О Контрольно-счётной палате города Тамбова".
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счётной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 г. N 21К (854)).
1.3. Стандарт разработан с учётом Стандарта СФК 201 "Предварительный контроль формирования проекта федерального бюджета", утвержденного решением Коллегии Счётной палаты Российской Федерации от 15.07.2011 (протокол N 38К (805)).
1.4. Стандарт предназначен для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты города Тамбова (далее - КСП) при организации предварительного контроля формирования проекта бюджета городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект городского бюджета), проведении его экспертизы и подготовке соответствующего заключения.
1.5. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта городского бюджета.
1.6. Задачи, решаемые Стандартом:
- определение основных принципов и этапов проведения предварительного контроля формирования проекта городского бюджета;
- установление требований к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта городского бюджета;
- определение структуры, содержания и основных требований к заключению КСП на проект решения Тамбовской городской Думы о бюджете городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и на плановый период (далее - проект решения о бюджете);
1.7. Основные термины и понятия:
анализ - базовый метод научного познания, состоящий в разложении целого на составные части, рассмотрение отдельных сторон, свойств, составных частей предмета познания;
бюджет городского округа - город Тамбов - относится к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и предназначен для исполнения расходных обязательств городского округа - город Тамбов;
достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития городского округа - город Тамбов и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
заключение КСП - документ, составляемый по итогам финансовой экспертизы проекта городского бюджета;
запрос КСП - требование о предоставлении сведений, необходимых для осуществления предварительного контроля формирования проекта городского бюджета;
экспертиза проекта бюджета - специальное исследование проекта решения о бюджете, прилагаемых к нему документов и материалов, иных документов и материалов, состоящее из комплекса экспертно-аналитических мероприятий, направленных на осуществление анализа обоснованности показателей проекта городского бюджета, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки.
иные понятия и термины, применяемые в Стандарте, используются в значениях, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, регулирующими бюджетные правоотношения.
2. Основы осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета
2.1. Предварительный контроль формирования проекта городского бюджета состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий, направленных на осуществление анализа обоснованности показателей проекта городского бюджета, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования.
Результаты предварительного контроля формирования проекта городского бюджета оформляются соответствующим заключением КСП на проект решения о бюджете.
2.2. Целью предварительного контроля формирования проекта городского бюджета является определение достоверности и обоснованности показателей проекта решения о бюджете.
2.3. Задачами предварительного контроля формирования проекта городского бюджета:
- оценка соответствия проекта городского бюджета, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Тамбовскую городскую Думу, положениям ежегодного и бюджетного посланий Президента Российской Федерации, основным направлениям бюджетной и налоговой политики города Тамбова, иным программным документам, соответствия условиям среднесрочного планирования, ориентированного на конечный результат;
- проверка обоснованности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете, документах и материалах, представляемых одновременно с ним;
- оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений;
- оценка эффективности проекта городского бюджета как инструмента социально-экономической политики города.
2.4. Объектами предварительного контроля формирования проекта городского бюджета являются проект решения о бюджете, документы и материалы, представляемые одновременно с ним, включая прогноз социально-экономического развития городского округа - город Тамбов, долгосрочные и ведомственные целевые программы, адресную инвестиционную программу, муниципальные задания, а также иные документы, материалы и расчёты по формированию проекта городского бюджета и показателей прогноза социально-экономического развития городского округа - город Тамбов.
3. Этапы предварительного контроля формирования проекта городского бюджета
Организация предварительного контроля формирования проекта городского бюджета осуществляется исходя из установленных нормативными правовыми актами этапов бюджетного процесса в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и предусматривает следующие этапы работы:
1 этап
- изучение и анализ ежегодного Бюджетного послания Президента Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период;
- изучение и анализ основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и на плановый период;
- анализ сценарных условий развития российской экономики и экономики Тамбовской области на очередной финансовый год и на плановый период;
- экспертиза проектов адресной, долгосрочных и ведомственных целевых программ;
- анализ нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства города Тамбова.
2 этап
- изучение материалов, представленных одновременно с проектом решения о бюджете на предмет соответствия установленным требованиям;
- анализ итогов социально-экономического развития городского округа - город Тамбов за истекший период текущего финансового года и ожидаемых итогов социально-экономического развития за текущий финансовый год;
- анализ обоснованности показателей прогноза социально-экономического развития городского округа - город Тамбова на очередной финансовый год и на плановый период, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования;
- проверка и анализ обоснованности формирования проекта городского бюджета, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;
- проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных и расходных статей проекта городского бюджета;
- проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета, предельных размеров муниципального долга, программы внутренних заимствований и предоставления муниципальных гарантий.
3 этап
- подготовка заключения;
- рассмотрение заключения КСП председателем КСП;
- направление заключения КСП в Тамбовскую городскую Думу.
4. Методические приёмы предварительного контроля формирования проекта городского бюджета
4.1. Методические приёмы осуществления предварительного контроля формирования проекта городского бюджета состоят в следующем.
4.1.1. Проверка и анализ обоснованности показателей прогноза социально-экономического развития городского округа - город Тамбов должны осуществляться исходя из сопоставления фактических показателей социально-экономического развития города за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.
При этом должны быть проанализированы:
- фактически используемые методические приёмы и технологии прогнозирования показателей социально-экономического развития;
- прогнозируемые на очередной финансовый год индексы-дефляторы по основным видам экономической деятельности;
- показатели, характеризующие изменение уровня жизни населения;
- иные факторы, влияющие на формирование доходной базы бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде.
4.1.2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта городского бюджета, в результате которых следует дать оценку:
- обоснованности данных о фактических и прогнозных объёмах доходов, в том числе в разрезе главных администраторов доходов городского бюджета;
- степени обоснованности целей и задач деятельности субъектов бюджетного планирования, их соответствию приоритетам политики и функциям муниципалитета;
- планируемым целям и задачам деятельности субъектов бюджетного планирования на основе анализа их соответствия целям и задачам, поставленным на очередной финансовый год и плановый период;
- сбалансированности целей и задач, сопоставимости их масштаба характеру решаемых проблем, сбалансированности по объему расходных обязательств;
- обоснованности действующих расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, а также обоснованности и целесообразности принимаемых бюджетных обязательств субъектов бюджетного планирования;
- соответствия методик расчётов показателей проекта городского бюджета действующим нормам, стандартам, методическим рекомендациям.
Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта городского бюджета осуществляются с учётом информации по муниципальным программам,
4.1.3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта городского бюджета, которые должны предусматривать:
- сопоставление динамики показателей налоговых, неналоговых и иных доходов проекта бюджета, ожидаемых показателей исполнения доходов городского бюджета текущего года, фактических доходов городского бюджета за три последних отчётных финансовых года, а также анализ основных факторов, определяющих их динамику;
- анализ изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов федеральных законов об изменении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, учтённых при расчёте доходной базы городского бюджета;
- анализ изменений законодательства Тамбовской области о налогах и сборах, вступающих в силу в очередном финансовом году, проектов законов Тамбовской области об изменении законодательства о налогах и сборах, учтенных при расчёте доходной базы городского бюджета;
- анализ нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Тамбовской городской Думы о местных налогах и сборах, учтённых при расчёте доходной базы городского бюджета;
- оценка последствий изменения законодательства на доходные статьи городского бюджета;
- факторный анализ изменения доходных источников проекта городского бюджета по сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году;
- факторный анализ выпадающих и дополнительных доходов в очередном финансовом году по сравнению с ожидаемым исполнением в текущем году,
- сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов (в сопоставимых показателях), а также анализ факторов, определяющих эту динамику;
- оценку обоснованности расчётов доходов городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период, в том числе дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий;
- сравнение объёмов межбюджетных трансфертов, предоставляемых в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов.
4.1.4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчётов расходов проекта городского бюджета, которые должна предусматривать:
- сопоставление динамики общего объёма расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов главных распорядителей бюджетных средств в очередном финансовом году и плановом периоде в абсолютном выражении, объёмов ожидаемых расходов за текущий год, фактических расходов бюджета за три последних отчётных финансовых года, анализ увеличения или сокращения утверждённых расходов планового периода;
- анализ действующих и принимаемых расходных обязательств городского округа - город Тамбов и субъектов бюджетного планирования, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (с примерами по субъектам бюджетного планирования, главным распорядителям средств бюджета);
- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение адресной инвестиционной программы, долгосрочных и ведомственных целевых программ;
- анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
4.1.5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте городского бюджета должны предусматривать:
- сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте городского бюджета, с аналогичными показателями за три последних отчётных финансовых года, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;
- оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, расходов на погашение муниципального долга исходя из графиков платежей;
- оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета и структуры источников финансирования дефицита бюджета.
4.2. Организационно-распорядительные документы, необходимые для проведения предварительного контроля формирования проекта городского бюджета, определяются в соответствии с Регламентом КСП.
4.3. При необходимости может проводиться проверка и анализ обоснованности показателей проекта городского бюджета, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования в отношении конкретных субъектов бюджетного планирования, администраторов доходов бюджета, главных распорядителей средств бюджета и иных участников бюджетного процесса.
5. Структура и основные положения заключения КСП по проекту решения о бюджете
5.1. Заключение КСП на проект городского бюджета и на проект решения о бюджете подготавливается на основе:
- результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта городского бюджета, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;
- итогов проверки и анализа проекта решения о бюджете;
- итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных с проектом решения о бюджете в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Положением "О бюджетном процессе в городском округе - город Тамбов";
- результатов оперативного контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и отчётные периоды текущего года;
- заключений КСП на проекты решений Тамбовской городской Думы об исполнении бюджета городского округа - город Тамбов за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;
- анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии городского округа - город Тамбов за предыдущие годы и истекший период текущего года.
5.2. Заключение КСП состоит из следующих разделов:
- Общие положения;
- Параметры прогноза исходных показателей для составления проекта бюджета;
- Общая характеристика проекта городского бюджета (включая анализ реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики);
- Доходная часть проекта городского бюджета;
- Расходная часть проекта городского бюджета;
- Источники финансирования дефицита городского бюджета. Муниципальный долг.
- Программно-целевой метод планирования расходов бюджета;
- Выводы и предложения.
5.3. В заключении должны быть отражены следующие основные вопросы:
- оценка обоснованности и достоверности основных параметров прогноза социально-экономического развития городского округа - город Тамбов и его соответствие приоритетам концепции долгосрочного социально-экономического развития города;
- оценка обоснованности основных характеристик и особенностей проекта городского бюджета;
- оценка соответствия положений проекта решения о бюджете Бюджетному кодексу и иным нормативным правовым актам бюджетного законодательства;
- оценка обоснованности действующих и принимаемых расходных обязательств;
- концептуальные предложения КСП по совершенствованию прогнозирования и планирования основных показателей городского бюджета, бюджетного процесса, результативности бюджетных расходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение контрольно-счётной палаты города Тамбова от 15 ноября 2012 г. N 6 "Об утверждении Стандарта финансового контроля N 1 "Экспертиза проекта бюджета городского округа - город Тамбов на очередной финансовый год и плановый период"
Текст распоряжения официально опубликован не был