Обзор характерных нарушений, допускаемых налогоплательщиками при исчислении налога на имущество организаций и транспортного налога
При проведении выездных налоговых проверок налоговыми органами области нередко выявляются случаи неправильного исчисления налога на имущество организаций и транспортного налога.
По налогу на имущество организаций выявляется занижение налоговой базы в результате неправильного определения налогоплательщиками среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 375 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета применяется линейный метод начисления амортизации ко всем числящимся основным средствам. При приобретении объектов норма амортизации определяется с учетом срока полезного использования.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.
Согласно данной Классификации легковые автомобили (код 15 3410010) отнесены к третьей амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 3 лет и до 5 лет включительно. Между тем, автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л.) и высшего класса (коды 15 3410130 - 15 3410141) отнесены к пятой группе со сроком полезного использования свыше 7 лет и до 10 лет включительно.
Например, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что организацией в июле 2009 г. был приобретен автомобиль TOYOTA LAND CRUISER 120, рабочий объем двигателя 3,9 литра.
Согласно акту о приемке-передаче объекта основных средств автомобиль TOYOTA введен в эксплуатацию 21.07.2009. Данный автомобиль организация относит к третьей амортизационной группе и устанавливает срок его полезного использования 5 лет (60 месяцев). Норма амортизации приобретенного автомобиля организацией определена 1,666667% х (1/60х100%).
Однако налогоплательщиком не учтено, что автомобиль TOYOTA LAND CRUISER 120 с объемом двигателя свыше 3,5 литра относится к высшему классу и подлежит включению в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 7 до 10 лет включительно (85 месяцев). Норма амортизации приобретенного автомобиля должна быть равна по данным проверки 1,176471% х (1/85х100%).
Таким образом, налогоплательщик неправомерно завысил начисленную амортизацию по автомобилю TOYOTA и, соответственно, неправильно определил среднюю стоимость имущества за отчетный период, которая рассчитывается, как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ). Следовательно, организация занизила к уплате в бюджет налог на имущество организаций.
По транспортному налогу при проверках организаций также выявляется занижение налоговой базы, выразившееся в занижении мощности двигателя автомобиля после замены двигателя.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ, ст. 6 Закона Тамбовской области от 28.11.2002 N 69-З "О транспортном налоге в Тамбовской области" налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В результате проверки установлено, что согласно паспорту транспортного средства марки ГАЗЕЛЬ 3009D6 мощность двигателя равна 152 л.с., срок эксплуатации в 2010 году - 12 месяцев, в 2011 году - 12 месяцев. Согласно штампу ГИБДД, отраженному в ПТС, происходила замена двигателя, повлекшая изменение мощности транспортного средства с 110 л.с. до 152 л.с. Однако в налоговой декларации по транспортному налогу по данному автомобилю мощность двигателя составляет 110 л.с., и применена ставка налога в размере 40 руб. (для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с.). Следовательно, налогоплательщиком был занижен транспортный налог за 2010 - 2011 годы.
Руководствуясь подп. 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ", организация должна изменить регистрационные данные в паспорте транспортного средства в течение 10 суток при возникновении такого обстоятельства.
При проведении выездной проверки налоговой инспекцией была определена налоговая база автомобиля после замены двигателя в связи с изменением его мощности, исчислен транспортный налог исходя из мощности нового двигателя и ставки налога в размере 50 руб. (для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с.).
Е. Шеина.
Советник государственной
гражданской службы РФ 2 класса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вестник "Налоги"
Учредитель: Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области
Издатель: НОУ "Учебно-информационный центр"
Журнал издается с марта 1999 г.