Апелляционное определение Тамбовского областного суда
от 21 мая 2012 г. N 33-940/2012
(извлечение)
Прокурор *** района г. *** обратился с заявлением о признании недействующими ст. ст. *** Положения "О муниципальном земельном контроле в городе ***", а также Приложение N 1, утвержденных решением *** городской Думы *** года N *** с *** г.
Прокурор указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением действующего законодательства установлено, что Положение "О муниципальном земельном контроле в городе ***", утвержденное решением *** городской Думы от *** N ***, не соответствует федеральному законодательству.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 6 Устава города ***, зарегистрированного постановлением *** областной Думы от *** ***, принятого решением **** городской Думы от *** ***, к вопросам местного значения городского округа - город *** относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В п. п. 28, 30, 34 ч. 1 ст. 7 Устава указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города *** в соответствии с разграничением полномочий, определенных настоящим Уставом, обладают полномочиями, в том числе по осуществлению земельного контроля за использованием земель городского округа, по установлению порядка осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории города ***. Решением *** городской Думы от *** *** утверждено Положение "О муниципальном земельном контроле в городе ***".
Вместе с тем, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ законодатель предусмотрел особенности осуществления муниципального контроля при проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к полномочий органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль относятся:
1)организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
2)принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля;
3)организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методики проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
4)осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2009 года.
Вышеуказанное Положение "О муниципальном земельном контроле в городе ***, утвержденное решением *** городской Думы от *** ***, в настоящее время не соответствует требованиям федерального законодательства.
Согласно ст. 8 Положения плановая проверка в отношении земельного участка пользователем которого является субъект малого предпринимательства, проводится не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
В данном случае, Федеральным законом не предусмотрено разграничение на малое, среднее либо крупное предпринимательство.
Вышеуказанным Положением не предусмотрена обязанность согласования с органами прокуратуры проведение внеплановой проверки в случае поступления в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации: возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В приложении к данному Положению установлена форма акта проведения проверки использования земель.
Форма акта проведения проверки использования земель, установленная Положением "О муниципальном земельном контроле в городе ***" не соответствует форме акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141. В нарушение п. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а именно об обязанности должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, в ст. 13 Положения "О муниципальном земельном контроле в городе ***" не установлена обязанность по соблюдению прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
Кроме того, в нарушение ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в обязанности специалистов комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города *** по Положению "О муниципальном земельном контроле в городе ***" не включены следующие обязанности:
-проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона, копии документов о согласовании проведений проверки и другие.
В нарушение ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ в Положении " О муниципальном земельном контроле в городе ***" не указано о правах руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя при проведении проверки.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Вместе с тем, *** городской Думой до настоящего времени каких-либо мер по приведению в соответствие с действующим законодательством решения *** городской Думы от *** *** "Об утверждении Положения " О муниципальном земельном контроле в городе ***", не принято.
В связи с чем, нарушаются права и законные интересы физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории города ***, в части проведения проверок специалистами комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города ***, в рамках осуществления муниципального земельного контроля.
Решением *** районного суда г. *** от 24 января 2012 года в удовлетворении исковых требований прокурору *** района г. *** отказано.
В апелляционном представлении прокуратура *** района г. *** просит решение суда отменить. Считает его незаконным и необоснованным. Считает, что выводы суда, указанные в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Доводы представления аналогичны заявленным требованиям.
В дополнениях к апелляционному представлению прокурор *** района г. *** ссылается на неправильное применение судом при разрешении спора положений ст. 3 Федерального Закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и Муниципального контроля".
Изучив материалы дела, выслушав прокурора К.В.Н., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя *** городской Думы по доверенности Л.В.В., представителей Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации г. *** по доверенности И.А.В. и Р.А.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Решением *** городской Думы от *** *** утверждено Положение "О муниципальном земельном контроле в городе ***".
Данное Положение было разработано и принято в соответствии с положениями ст. 72 ЗК РФ, согласно которой муниципальный земельный контроль это контроль за использованием земель на территории муниципального образования, осуществляемый органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Объектом муниципального земельного контроля в соответствии со ст. 2 Положения является земля как природный объект и природный ресурс, а также земельные участки, части земельных участков, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Тем самым, осуществление муниципального земельного контроля направлено на обеспечение соблюдения собственниками, землепользователями, арендаторами земельных участков, в том числе юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами, норм земельного и гражданского законодательства при использовании земельных участков, расположенных на территории муниципального образования - город ***.
Проверка деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках осуществления муниципального земельного контроля оспариваемым Положением не предусмотрена.
Обращаясь в суд с требованиями о признании недействующими ст. ст.*** Положения, а также Приложения *** к нему, прокурор ссылался на то обстоятельство, что "Положение о муниципальном земельном контроле в городе ***" не соответствует в части порядка организации и проведения проверок положениям Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на казанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурора со ссылкой на вышеприведенную норму закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Положение не предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по предоставлению информации и исполнению требований органа муниципального земельного контроля и не устанавливает соответствующей ответственности за неисполнение их требований.
Действуя от имени органа местного самоуправления, специалисты Комитета в рамках предоставленных им полномочий и в соответствии с Положением о муниципальном земельном контроле в городе ***, вправе выявлять нарушения, фиксировать их и уведомлять органы государственного земельного контроля, наделенные полномочиями по привлечению к ответственности о выявленных нарушениях связанных с использованием земельных участков. Составляемый специалистами Комитета акт по результатам проверки по своей сути является материальным оформлением результатов осмотра земельного участка и фиксации выявленных нарушений в результате осмотра, поскольку не содержит обязательных предписаний, распоряжений, не исполнение которых влечет юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает каких-либо обязанностей.
Одновременно, в рамках данного Положения, орган муниципального земельного контроля действует и как представитель муниципального образования, являющегося собственником соответствующих земельных участков, предоставленных в пользование в соответствии с гражданско-правовыми договорами и на данные правоотношения действия Закона N 294-ФЗ не распространяется, так как установленные нарушения использования предоставленного по договору земельного участка являются основанием для принудительного прекращения пользования им и расторжения соответствующего договора.
Доводами апелляционного представления выводы суда, изложенные в решении, не опровергнуты.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение *** районного суда г. *** от *** года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора *** района г. *** - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 21 мая 2012 г. N 33-940
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании