Ответ: На основании п. 8 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) для целей исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, форма и порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 11.12.2006 N 169н.
Основные правила учета хозяйственных операций определены разд. II Порядка учета доходов и расходов.
В соответствии с этими правилами учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Заполнение книги учета производится на русском языке. А если первичные документы составлены на иностранном языке или иных языках народов Российской Федерации, то они должны иметь построчный перевод на русский язык.
Учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем в одной книге учета доходов и расходов.
Книга учета доходов и расходов ведется на основании первичных документов позиционным способом и отражает имущественное положение предпринимателя, а также результаты его предпринимательской деятельности за налоговый период. Она может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Но при ведении книги учета в электронном виде индивидуальные предприниматели обязаны по окончании налогового периода вывести ее на бумажные носители.
Книга учета доходов и расходов обязательно нумеруется, прошнуровывается, а на последней странице индивидуальным предпринимателем указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения.
Книга учета доходов и расходов, ведение которой в течение налогового периода осуществлялось в электронном виде, после выведения на бумажные носители по окончании налогового периода должна быть представлена в налоговый орган для заверения должностным лицом налогового органа не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации по итогам налогового периода ст. 346.10 Кодекса - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В последующем для целей осуществления налогового контроля налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы книгу учета доходов и расходов (пп. 5 п. 1 ст. 23 Кодекса).
Исправление ошибок в книге учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью индивидуального предпринимателя с указанием даты исправления.
Книга учета доходов и расходов предназначена для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах. Поэтому хозяйственные операции, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, должны подтверждаться первичными учетными документами.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 9 Порядка учета доходов и расходов):
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа от имени:
юридических лиц - наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
физических лиц - фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении;
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
6) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Следует заметить, что почти аналогичные требования к реквизитам первичных документов содержит Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Но при этом в этом перечне обязательных реквизитов отсутствует требование о проставлении ИНН организации, от имени которой составлен документ. Связано это с тем, что закон о бухгалтерском учете устанавливает требования к первичным учетным документам, которые подтверждают совершение хозяйственных операций в целях их бухгалтерского учета, а Порядок учета доходов и расходов перечисляет обязательные реквизиты первичных учетных документов, используемых в целях налогового учета.
В унифицированных формах первичных документов, например акте о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (унифицированная форма N МХ-1), акте об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма N ТОРГ-3), и других первичных документах не предусмотрено проставление ИНН.
Налогоплательщики, применяющие ЕСХН и осуществляющие другие виды деятельности, подпадающие под иной вид налогообложения, должны вести раздельный учет, т.е. раздельно учитывать доходы и расходы, облагаемые единым сельскохозяйственным налогом, а также необходимо раздельно учитывать доходы и расходы в рамках каждого вида деятельности.
Это нужно для того, чтобы правильно определить объект и налоговую базу по каждому налогу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Как надо вести Книгу учета доходов при едином сельхозналоге?
Данный материал размещен на сайте Управления Федеральной налоговой службы России по Тамбовской области http://www.r68.nalog.ru