Заслушав информацию администрации города "О состоянии и перспективах развития торговли в городе Кирсанове",
Кирсановский городской Совет народных депутатов решил:
1. Информацию заместителя главы администрации города В.Н. Струсовой "О состоянии и перспективах развития торговли города Кирсанова" принять к сведению.
2. Администрации города:
- обеспечить выполнение намеченных Программой "Развитие торговли города Кирсанова на 2012 - 2014 годы" мероприятий в установленные сроки, в том числе продолжить работу по:
- развитию сети предприятий потребительского рынка,
- созданию населению города комфортных условий для приобретения качественных и безопасных товаров,
- созданию в городе благоприятного инвестиционного климата для развития предпринимательской деятельности в сфере торгового обслуживания населения,
- принятию мер к устранению несанкционированной торговли.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию городского Совета народных депутатов по бюджету, экономике, налогообложению и развитию предпринимательства (В.В. Ульянов).
4. Настоящее решение вступает в силу со следующего дня после его официального опубликования.
5. Разместить (опубликовать) данное решение на информационно-новостном портале региональных средств массовой информации Тамбовской области www.top68.ru.
И.о. главы города Кирсанова |
В.Ф. Алтунин |
О состоянии и перспективах развития торговли в городе Кирсанове
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одной из функций органов местного самоуправления является "создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания". В рамках исполнения данной функции администрацией города совместно с предпринимательством, на долю которого приходится около 98% от общих объемов розничного товарооборота, проводится работа по развитию потребительского рынка города.
Торговля является сегодня серьезной бюджетообразующей отраслью, выполняет важную социальную функцию обеспечения населения продовольствием и товарами массового спроса, создает дополнительные рабочие места и является источником дохода для многих жителей.
Развитие потребительского рынка направлено на улучшение обслуживания населения и совершенствование рыночных отношений в сфере торговли. Данная политика отражена в Программе "Развитие торговли города Кирсанова на 2012 - 2014 годы", целью которой является создание населению города комфортных условий для приобретения качественных и безопасных товаров, развитие современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов и устойчивое развитие потребительского рынка города, создания в городе благоприятного инвестиционного климата для развития предпринимательской деятельности в сфере торгового обслуживания населения, совершенствования кадрового обеспечения отрасли.
Сейчас потребительский рынок города - это 224 предприятия, в том числе 204 магазина, 5 павильонов, 15 киосков. Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей составляет 907 квадратных метров площадей торговых объектов при нормативе обеспеченности для города 377 квадратных метров и при среднеобластном показателе 486 квадратных метров.
Развитие розничной торговли сопровождается в основном появлением специализированных продовольственных и непродовольственных магазинов, а также небольших магазинов, расположенных в пределах пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом товаров.
В последние годы в торговле широко внедряются лучшие мировые стандарты и технологии, связанные с сетевыми формами организации торгового обслуживания. И в нашем городе продолжили развитие сетевые формы торговли, на долю которых по расчетным данным приходится около 15% от общего объема розничного товарооборота. В городе 3 магазина сети "Магнит" и супермаркет "Бегемот", ассортиментный ряд в данных магазинах превышает 15 тысяч наименований. С одной стороны это хорошо для покупателей, вместе с тем - данные предприятия не являются нашими налогоплательщиками.
Доля современных форм торговли составляет порядка 30%.
Растет уровень жизни населения, повышаются доходы, что влияет на изменение структуры розничной торговли, из общего количества функционирующих стационарных объектов 70% специализируются на реализации непродовольственных товаров, 30% - продовольственных (еще 5 лет назад соотношение было 56 и 44% соответственно).
Потребительский рынок - это еще и цены на товары первой необходимости.
Для осуществления контроля за ситуацией, складывающейся на потребительском рынке города, проводится еженедельный мониторинг цен по основным группам продовольственных товаров.
Анализ цен показывает, что цены в городе на основные группы продовольственных товаров находятся на уровне, а по ряду продуктов чуть ниже среднеобластных.
Надо отдать должное всем индивидуальным предпринимателям и руководителям торговых предприятий, которые применяют минимальную торговую надбавку на товары первой необходимости.
Большинство магазинов города реализуют социальный хлеб и социальные батоны производства ООО "Кирсановхлеб" с торговой надбавкой 10%.
Кроме того, в магазине "Бакалейная лавка" продовольственные товары для пенсионеров и льготной категории граждан реализуются со скидкой 5%.
На организацию торговли и уровень цен немаловажное влияние оказывает наличие оптового звена и логистических центров.
Оптовая торговля представлена 4 предприятиями:
база Саблиных реализует достаточно широкий ассортимент продовольственных товаров, ТАКФ реализует кондитерские изделия, 2 базы реализуют пиво.
За 2012 оптовый оборот составил 59,4 млн. руб., что выше соответствующего периода прошлого года в 2,1 р.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2006 года "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" организована работа рынка.
В целях упорядочения и расширения развозной торговли вне пределов рынка организованы ярмарки выходного дня.
Для более полного удовлетворения спроса населения на товары народного потребления за 2012 год проведено 20 тематических ярмарок, в которых принимали участие как городские предприятия и предприниматели, так и из соседних районов и г. Тамбова. Участие производителей товара позволило горожанам приобрести товары по ценам изготовителя.
С 2013 года на городском уровне планируется возродить проведение Крестовоздвиженской ярмарки, которыми славился город в дореволюционные годы.
Городская делегация также принимала участие во второй Международной Покровской ярмарке в Тамбове и была удостоена диплома "Самый гостеприимный участник" конкурса "Лучший участник II Международной Покровской ярмарки".
Насыщение потребительского рынка профессионалами является решением кадрового вопроса отрасли.
В стационарных предприятиях торговли и общественного питания города трудятся более 900 человек. Более 80% работников отрасли имеют специальное образование, в общественном питании - 85% специалистов. В условиях современного рынка поддерживается тесная взаимосвязь работодателей с аграрно-промышленным техникумом, который готовит кадры массовых профессий.
В 2012 году профессионально подготовлены в аграрно-промышленном техникуме 43 коммерсанта, 53 продавца и 35 поваров, кроме того, все коммерсанты получают профессию продавца продовольственных товаров. На базе техникума постоянно в течение года можно получить профессию продавца без отрыва от производства.
Вся проводимая работа привела к тому, что ежегодный оборот розничной торговли города составляет порядка 2,5 млрд. рублей. По товарообороту на душу населения (в 2012 г. - 149,0 тысяч рублей) город занимает 2 место среди городов области и этот показатель в 1,2 раза больше, чем в среднем по области.
Торговля - отрасль, которая не требует затрат из бюджета города. Средства бюджета города направляются только на обеспечение участия городской делегации в областной Покровской ярмарке (в 2012 году 86 т.р.).
В то же время только сумма единого налога на вмененный доход, поступившая в местный бюджет, составила в 2012 году 15,5 млн. рублей или 16,7% в собственных доходах.
Не остается торговля без внимания контролирующих органов. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" формируется торговый реестр, данные которого и налаженная взаимосвязь с налоговой инспекцией способствуют обеспечению своевременности и полноты уплаты налогов в бюджет города.
Проводится работа по утвержденному плану мероприятий по профилактике административных правонарушений, связанных с производством и реализацией алкогольной продукции домашней выработки, ежедекадно по данным МО МВД России "Кирсановский" в управление по взаимодействию с органами местного самоуправления области направлялась информация о местах реализации и систематического потребления алкогольной продукции домашней выработки для составления реестра.
В соответствии с законодательством обеспечивается защита прав потребителей. В рамках реализации на территории города закона "О защите прав потребителей" за 2012 год и 1 квартал 2013 года было рассмотрено 277 обращений граждан, что почти на 40% больше предыдущего периода. В основном все обращения касались приобретения некачественных товаров.
Причем, уменьшилось количество жалоб на некачественную обувь и одежду и увеличилось количество жалоб на приобретение некачественных сотовых телефонов.
Специалистами администрации города решается большинство потребительских проблем, оказывается консультационная помощь в области защиты прав потребителей, что в конечном результате приводит к повышению правовой грамотности потребителей и предпринимателей и большинство споров удается урегулировать в досудебном порядке.
По всем обращениям проведена соответствующая работа, решено в пользу потребителей 265 обращений или 96%, возмещено потребителям в досудебном порядке более 650 тысяч рублей, что на 33,7% больше соответствующего периода, оказана помощь в составлении 11 судебных исков, взыскано в судебном порядке 73 тысячи рублей.
Из анализа текущего состояния сектора торговли следует, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли, которые связаны с обеспечением доступности потребительского рынка для всего населения города, повышением культуры и качества торгового обслуживания, увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением конкуренции между торговыми предприятиями, развитием малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем, состояние и тенденции развития этого важного сектора городского хозяйства свидетельствуют о наличии ряда проблем, снижающих социальную и экономическую эффективность функционирования потребительского рынка города.
Несмотря на то, что обеспеченность торговыми площадями в несколько раз больше, чем по нормативу, разработана и утверждена схема размещения нестационарных объектов, которая предполагает возможность установки павильонов и киосков как в отдаленных районах, например сахзавод, где обеспеченность ниже, чем в центре, так и в центре, где можно будет разместить мелкорозничную сеть для товаропроизводителей и, таким образом, дать возможность жителям города приобретать товары по ценам производителя.
В соответствии с принятым Правительством РФ в декабре 2012 года постановлением N 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" будет проведена работа по составлению реестра объектов и определения прилегающих территорий.
Одной из проблем является проблема несанкционированной торговли, которая возникает вокруг рынка и в микрорайонах города в периоды торговли елками, искусственными цветами, бахчевыми. Подобная деятельность наносит ущерб бюджету города, так как происходит сокрытие доходов, а также вызывает недовольство со стороны предпринимателей, официально зарегистрированных.
В целях пресечения незаконной торговли, работниками администрации города, членами административной комиссии и сотрудниками полиции проводятся рейды, составляются протоколы.
Администрация города планирует проводить дальнейшую работу по развитию потребительского рынка города.
Заместитель главы администрации города |
В.Н. Струсова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Кирсановского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 23 мая 2013 г. N 237 "О состоянии и перспективах развития торговли в городе Кирсанове"
Настоящее решение вступает в силу со следующего дня после его официального опубликования
Текст решения размещен на сайте www.top68.ru 27 мая 2013 г.