Резолютивная часть решения оглашена 24 декабря 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 15 января 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Мурзин К.И. - заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Лукина Л.М. - специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело от 30.08.2012 N А2-29/12 по признакам нарушения Управлением образования и науки Тамбовской области части 1 статьи 15, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение прокуратуры Тамбовской области с материалами проверки (исх. от 28.05.2012 N 7-18-2012, вх. от 30.05.2012 N 5448) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Управления образования и науки Тамбовской области по ограничению конкуренции и созданию привилегированных условий одному хозяйствующему субъекту при подготовке конкурсной документации на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 учебном году.
Тамбовское УФАС России возбудило по данному обращению настоящее дело.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
На рассмотрении дела 24 декабря 2012 года присутствовали представители:
прокуратуры Тамбовской области - прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства <<_>>,
Управления образования и науки Тамбовской области - главный специалист - эксперт отдела планирования и исполнения бюджета управления образования и науки Тамбовской области <<_>>,
ТОГУП "УПЦ "Комбинат школьного питания" - директор <<_>>,
Ответчик представил запрашиваемые сведения и материалы (исх. от 24.10.2012 N 1,04-66/3163, вх. от 24.10.2012 N 11052, исх. от 23.11.2012 N 1,04-66/3435, вх. N 23.11.2012 N 12300, исх. 24.12.2012 N 04-66/2557, исх. от 24.12.2012 N 13338).
Письменно и на рассмотрении дела сообщает следующее.
Проект "Школьное молоко" является неотъемлемой частью регионального проекта "Школьное питание". Эффективность исполнения данного проекта позволила Тамбовской области принять участие в реализации федерального экспериментального проекта "Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях" в рамках Приоритетного Национального Проекта "Образование", победителем в котором Тамбовская область становилась четыре года подряд. Победа в данном федеральном проекте позволила за счет средств, выделенных Тамбовской области из федерального бюджета как победителю конкурсного отбора, закупить новейшее технологическое оборудование для переоснащения пищеблоков общеобразовательных школ.
Проект "Школьное молоко" реализуется одновременно по трем ключевым направлениям одновременно, так как результаты каждого из направлений используются в качестве обязательных условий для реализации двух других направлений:
1. Организационно-технологическое (ведение совокупности мониторингов реализации проекта и создание логистических схем на основе данных, полученных в процессе исполнения обеспечивающего направления). На основании данной информации управлением планировалась дальнейшая работа по переоснащению пищеблоков школ, в том числе в целях минимизации расходов на доставку и возможностей создания "опорных" пунктов для хранения молочной продукции.
2. Обеспечивающее (организация и координация поставок молока с учетом данных, полученных на основании проводимых мониторингов).
3. Оценочно-критериальное (оценка эффективности реализации проекта, базирующаяся на данных, полученных по двум другим направлениям проекта).
Конкурсная документация была разработана в полном соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, которым не предусмотрено установление заказчиком обязательного требования о проведении исполнителем, с которым заключен контракт, обязательных публичных торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, поставка которых предусмотрены в составе обязательств исполнителя по контракту. Исполнитель вправе самостоятельно осуществить выбор поставщиков или производителей молока, которые будут осуществлять поставки или продукция которых будет поставляться в рамках заключенного контракта. Заказчиком не устанавливалось каких-либо требований к участнику размещения заказа или к порядку исполнения победителем конкурса своих обязательств по контракту, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке поставки молока. Также условиями открытого конкурса установлено, что оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко", поставка молока в общеобразовательные учреждения области, начинается с даты заключения контракта. Установление требования о проведении исполнителем публичных торгов по отбору поставщика или производителя молока отодвинуло бы начало оказания услуг на февраль 2012 года.
Размещать услуги по данному направлению отдельным конкурсом невозможно так как, это приведет к значительному удорожанию расходов областного бюджета на реализацию данного проекта. Ведение мониторингов и создание логистических схем направлены на организацию и координацию поставок исключительно школьного молока, т.е. направление 2.
Управление образования стремится размещать заказы на оказание услуг по реализации проекта на учебный год. При этом следует учитывать, что более-менее точное количество учащихся становится известно в августе. В случае размещения заказа заранее с целью обеспечения проведения публичных торгов по отбору поставщика молока управление образования при расчете начальной цены контракта может опираться только на планируемые контрольные цифры приема, которые могут отличаться от точных на 6 - 7 тыс. человек. Точное количество обучающихся становится известно только к 1 октября.
Разделить заказ на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" по территориальному признаку также не представляется возможным, так как это повлечет проведение порядка 15 - 20 конкурсов, с последующим сводом полученной информации в единое целое самим заказчиком, что повлечет дополнительные расходы денежных и трудовых ресурсов. Собранные данные используются, так как идет процесс модернизации и филиализации школ. Результаты используются для индивидуального подхода к каждому учебному заведению. С доводами прокуратуры о возможном разделении предмета торгов не согласны, так как все взаимосвязано, Поставщик молока ведет опрос и составляет отчет о претензиях к поставляемому молоку и аналитическую записку о ходе реализации проекта "Школьное молоко".
Представитель ТОГУП "УПЦ "Комбинат школьного питания" в ходе рассмотрения дела представил письменные пояснения и запрашиваемые сведения (исх. от 22.10.2012 б/н, вх. от 22.10.2012 N 10988), указывает следующее. ТОГУП "УПЦ "Комбинат школьного питания" действовало в рамках контракта. Поставщик был определен в результате мониторинга возможных поставщиков молока. Закупка молока осуществлялась у ООО "Бондарский сыродельный завод", качество и цена молока которого удовлетворяла, к тому же этот поставщик принимал претензии и сразу исправлял ситуацию. Специальных специалистов по определению технического состояния пищеблоков и медицинских кабинетов у предприятия нет, при исполнении контракта сотрудники комбината в ходе поставки молока переписывали перечень имеющегося оборудования, дату выпуска и его рабочее состояние.
Представитель прокуратуры Тамбовской области подтвердил доводы, что Управление образования и науки Тамбовской области при подготовке и проведении конкурса на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 годах произведено необоснованное объединение исполнения работ по поставке молока в общеобразовательные учреждения и создание логистических схем, а также проведение мониторингов реализации проекта в рамках одного государственного контракта, данное объединение привело к ограничению количества участников конкурса и ограничению конкуренции среди производителей молока. Управление образования действовало в интересах одного хозяйствующего субъекта - ТОГУП "УПЦ "Комбинат школьного питания", которое самостоятельно и без торгов определяло поставщика молока - ООО "Бондарский сыродельный завод".
В ходе рассмотрения дела Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее.
На основании Положения об Управлении образования и науки Тамбовской области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 17 апреля 2009 года N 434, Управление образования и науки Тамбовской области (Управление), является органом исполнительной власти, образуется постановлением администрации области в соответствии с законом области и входит в систему исполнительных органов государственной власти области (пункт 1.1). В ведении Управления находятся областные государственные учреждения образования (бюджетные, казенные и автономные) (далее - подведомственные учреждения) (пункт 1.6).
Следовательно, на акты и действия Управления образования и науки как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации распространяются запреты, установленные Законом о защите конкуренции.
Уполномоченный орган - Комитет государственного заказа 18 октября 2011 года разместил на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru извещение N 0164200003011002930 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 учебном году. Государственный заказчик - Управление образования и науки Тамбовской области.
Извещение и условия конкурса определяли следующее:
1) начальная (максимальная) цена контракта: 16 279 811,00 рублей;
2) количество поставляемого товара, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг: в соответствии Заданием на оказание услуг (приложение N 1 к проекту государственного контракта) и перечнем общеобразовательных учреждений Тамбовской области (приложение N 2 к проекту государственного контракта);
3) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: г. Тамбов и Тамбовская область (общеобразовательные учреждения Тамбовской области в соответствии с Перечнем общеобразовательных учреждений Тамбовской области (приложение N 2 к проекту государственного контракта);
4) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг:с даты заключения контракта до 25.05.2012 года;
5) обеспечение заявки: не требуется;
6) обеспечение исполнения контракта: не требуется;
7) Исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п.
Приложение N 1 к проекту государственного контракта определяло ЗАДАНИЕ на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 учебном году, которое определяло следующее:
"I. Обоснование проведения проекта.
Проект "Школьное молоко" реализовывается в рамках подпрограммы "Школьное питание" целевой программы "Модернизация системы образования в Тамбовской области на 2009 - 2012 годы", целью которой является создание условий для обеспечения школьников области полноценным, сбалансированным, качественным питанием.
II. Основные направления реализации проекта.
Реализация проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области включает единый комплекс мероприятий, выстроенный с использованием программно-целевых методов реализации решений отдельных задач. При этом технология реализации проекта предусматривает, что результаты каждого направления проекта используются в качестве обязательных условий для реализации других направлений проекта.
Проект реализуется по трем ключевым направлениям параллельно:
- организационно-технологическое;
- обеспечивающее;
- оценочно-критериальное.
1. Направление организационно-технологическое.
Данное направление предусматривает ведение совокупности мониторингов и проектирование логистических схем для обеспечения школьников молоком.
1.1. Исполнитель должен вести следующие мониторинги:
1) Качество поставляемого молока. Данный мониторинг должен включать сбор и анализ информации о сырье, из которого производится молоко (место производства и производитель, качество, пищевые характеристики), сведения о поставленной партии молока (объем, дата выработки, место поставки, претензии получателей по качеству и/или количеству и т.д.).
2) Целевое расходование поставленного молока. Данный мониторинг должен включать сведения о количестве поставленного и потребленного учащимися 1 - 4 и подготовительных классов молока, обоснование появления в общеобразовательном учреждении излишков или нехватки молока.
3) Материально-техническое оснащение школ. В целях осуществления настоящего мониторинга Заказчик предоставляет Исполнителю информацию о состоянии пищеблоков, медицинских кабинетов (состояние помещений, оборудования, их износ). По итогам мониторинга Исполнитель предоставляет Заказчику информацию о произошедших за отчетный период изменениях в состоянии мониторируемых объектов.
4) Уровень удовлетворенности продукцией и реализацией проекта. Данный мониторинг подразумевает анализ информации по следующим направлениям:
- рацион и режим питания учащихся;
- удовлетворенность учащихся и их родителей реализацией проекта и замечания и пожелания по его дальнейшей реализации;
- целесообразность дальнейшей реализации проекта "Школьное молоко".
5) Изучение и обобщение опыта реализации аналогичных проектов в субъектах Российской Федерации.
6) Анализ качественных характеристик молока, производимого и поставляемого в образовательные учреждения других субъектов РФ, цен, способов организации поставки, информация о предприятиях-производителях данного молока.
Мониторинги, предусмотренные пп. 1 - 4 должны вестись по всем общеобразовательным учреждениям области согласно перечня общеобразовательных учреждений области (приложение N 2 к Контракту).
1.2. Целью проектирования логистических схем является определение оптимальных путей и условий доставки молока до общеобразовательных учреждений. Проектирование должно проводиться на основе следующих параметров:
- территориальной доступности учреждения (пути подвоза продукции, в том числе оптимальный путь и запасные пути),
- оптимальные сроки поставки молока с учетом срока и условий подвоза и хранения молока, объема потребления,
- возможность создания "опорных" пунктов (помещений для хранения поставленного молока для ближайших учреждений) с экономическим обоснованием создаваемых пунктов.
1.3. Проведение мониторингов и проектирование логистических схем должны базироваться на созданной Исполнителем статистической базе данных, которая должна включать:
1) Наименование общеобразовательного учреждения области (наименование, юридический адрес, месторасположение, филиалы, телефоны, ответственные лица);
2) количество учащихся 1 - 4 классов, в том числе в разрезе по каждому учреждению;
3) территориальная доступность учреждения;
4) объемы поставленного и потребленного молока;
5) материально-техническое состояние пищеблоков и столовых, медицинских кабинетов учреждения;
6) информацию о существующих в России производителях молока для питания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе их доступности.
База данных должна вестись электронном виде таким образом, чтобы была возможность конвертировать первичную информацию в программу "1С: Комбинат питания".
Передача данных должна производиться через сеть Интернет.
2. Направление обеспечивающее.
Данное направление реализации проекта предусматривает организацию и координацию поставок молока для питания детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся в подготовительных и 1 - 4 классах, в общеобразовательные учреждения области (Приложение N 2 к контракту) с даты заключения контракта до 25.05.2012 г.
Организация и координация поставок должна осуществляться через единый коммуникационный центр Исполнителя, в функции которого должно входить:
- создание унифицированных форм заявки общеобразовательного учреждения на поставку молока;
- сбор и обработка заявок общеобразовательных учреждений на поставку молока;
- корректировка объемов заказываемого общеобразовательными учреждениями молока с целью исключения случаев возникновения излишков или дефицита молока;
- поставка молока;
- ведение статистической базы данных;
- ведение мониторингов;
- работа "горячей линии" для учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей.
Организация и координация поставок молока должна соответствовать следующим условиям:
1) Требование к молоку для питания детей 1 - 4 и подготовительных классов:
Поставляемое молоко для питания детей дошкольного и школьного возраста питьевое пастеризованное цельное должно соответствовать требования Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ и быть выработано из сырья, отвечающего требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ и ГОСТ Р 52783-2007 (пп. 5.4.2, пп. 7.2).
По физико-химическим показателям продукт должен соответствовать:
- массовая доля жира - 3,5 - 4,0%;
- массовая доля белка - не менее 2,8%;
Допускается поставка молока, обогащенного витаминами и/или йодом в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ (Приложения NN 15, 16).
2) Срок годности молока должен составлять не менее 7 суток. Остаточный срок годности молока при поставке должен составлять не менее 80%.
3) При поставке каждая партия молока должна сопровождаться оригиналами или надлежащим образом заверенными копиями сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, удостоверений качества, а для продукции ввозимой из-за пределов области - карантинных сертификатов.
4) Упаковка и маркировка упаковки должны соответствовать требованиям Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ и ГОСТ Р 52783-2007 (пп. 5.5., пп. 5.6. (за исключением 5.6.2.)).
В качестве потребительской упаковки для фасовки пастеризованного цельного молока в асептических условиях должны использоваться пакеты (бутылки) емкостью 0,2 или 1 литр. При использовании в качестве упаковки пакета (бутылки) объемом 1 литр в комплекте должны поставляться одноразовые стаканчики вместимостью 0,2 литра из расчета 5 стаканчиков на пакет. При использовании пакета объемом 0,2 литра к одной из сторон пакета должна быть прикреплена соломинка в защитной упаковке. В качестве упаковки объемом 0,2 литра может использоваться ПЭТ-бутылочка.
Дизайн потребительской упаковки должен быть оригинальным, разработанным специально для молока, поставляемого в рамках реализуемого в области проекта "Школьное молоко", и согласованным с Заказчиком. Первоначальный проект дизайна должен быть передан Исполнителем Заказчику на согласование в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта.
5) Поставка молока непосредственно в общеобразовательные учреждения, указанные в Перечне общеобразовательных учреждений (приложение N 2 к Контракту), должна осуществляться специализированным транспортом, имеющим санитарный паспорт и позволяющим сохранить его качественные характеристики в период транспортировки. Поставка молока осуществляется из расчета:
- для областных и муниципальных общеобразовательных учреждений в учебное время (порции объемом по 0,2 литра 2 раза в неделю на ребенка в неделю в течении 26,5 учебных недель для 37 687 учащихся подготовительных и 1 - 4 классов);
- для областных общеобразовательных учреждений (детские дома и школы - интернаты) в каникулярное время (порции объемом по 0,2 литра 2 раза в неделю на ребенка в неделю в течении 4 каникулярных недель для 217 учащихся).
6) Приемка молока в общеобразовательных учреждениях области будет осуществляться в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 20.11.2007 N 1258 "Об обеспечении качества и безопасности пищевых продуктов, поставляемых по государственным контрактам".
3. Направление оценочно-критериальное.
Настоящее направление представляет собой механизм оценки эффективности реализации проекта "Школьное молоко" в Тамбовской области на основе использования системы целевых индикаторов, отражающих степень обеспеченности обучающихся общеобразовательных школ области качественным школьным молоком, содержательный и организационный характер данного процесса. Механизм оценки эффективности реализации проекта должен базироваться на результатах проводимых мониторингов.
По итогам оказанных услуг Исполнитель представляет Заказчику:
1. Ежемесячно:
- Аналитическую записку о ходе реализации проекта "Школьное молоко", в том числе данные мониторинговых исследований;
- Информацию по количеству поставленного и потребленного молока по всем общеобразовательным учреждениям в целом и по каждому общеобразовательному учреждению в отдельности с обоснованием причин возникновения излишков или дефицита молока;
- Информацию по возникшим при реализации проекта проблемам, мерам по их устранению, поступившим жалобам или предложениям.
2. Ежеквартально:
- Аналитическую записку по мониторингу уровня удовлетворенности продукцией и реализацией проекта;
- Аналитическую записку по мониторингу изучения и обобщения опыта реализации аналогичных проектов в субъектах Российской Федерации;
- Аналитическую записку по мониторингу анализа качественных характеристик молока, производимого и поставляемого в образовательные учреждения других субъектов РФ, существующие в субъектах РФ предприятия-производители школьного молока.
3. По итогам оказанных услуг:
- Итоговый отчет о реализации проекта "Школьное молоко" в 2011 - 2012 учебном году;
- Заполненная статистическая база данных;
- Логистическая схема организации поставок молока с анализом степени оптимальности разработанной схемы;
- Аналитический материал по материально-техническому оснащению школ;
- Итоговый аналитический материал по проведенным мониторингам;
- Предложения по реализации проекта "Школьное молоко" в последующем".
На участие в данном конкурсе была подана единственная заявка - ТОГУП "УПЦ "Комбинат школьного питания", которая решением комиссии от 24 ноября 2011 года была допущена к участию в конкурсе, конкурс признан несостоявшимся в связи с признанием участником конкурса одного участника размещения заказа.
По результатам открытого конкурса 5 декабря 2011 года Управление образования и науки Тамбовской области заключило с единственным участником - ТОГУП "УПЦ "Комбинат школьного питания" государственный контракт N 0164200003011002930 на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 учебном году".
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.
Предметом конкурса является реализация проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области, предусматривающая, прежде всего и в основном, обеспечение школьников молоком.
Это подтверждают наименование конкурса и ЗАДАНИЕ на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 учебном году (Приложение N 1 к проекту государственного контракта).
Данное ЗАДАНИЕ определяет основные требования и содержание контракта по трем его ключевым направлениям: организационно-технологическое; обеспечивающее; оценочно-критериальное, которые подробно описаны в Задании и каждое из которых определяет основное назначение контракта - обеспечение школьников области молоком:
в пункте 1 ЗАДАНИЯ "Направление организационно-технологическое" указано, что данное направление предусматривает ведение совокупности мониторингов и проектирование логистических схем для обеспечения школьников молоком;
в пункте 2 ЗАДАНИЯ "Направление обеспечивающее" указано, что данное направление реализации проекта предусматривает организацию и координацию поставок молока для питания детей дошкольного и школьного возраста, обучающихся в подготовительных и 1 - 4 классах, в общеобразовательные учреждения области (Приложение N 2 к контракту) с даты заключения контракта до 25.05.2012;
в пункте 3 ЗАДАНИЯ "Направление оценочно-критериальное" указано, что настоящее направление представляет собой механизм оценки эффективности реализации проекта "Школьное молоко" в Тамбовской области на основе использования системы целевых индикаторов, отражающих степень обеспеченности обучающихся общеобразовательных школ области качественным школьным молоком, содержательный и организационный характер данного процесса. Механизм оценки эффективности реализации проекта должен базироваться на результатах проводимых мониторингов.
Однако, содержание указанного Задания и предмет контракта неоспоримо свидетельствуют, что Управление образования и науки Тамбовской области при проведении конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 учебном году допустило ограничение конкуренции между участниками данных торгов путем включения в предмет конкурса продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Помимо непосредственной поставки молока в общеобразовательные учреждения области и связанных с его поставкой сопутствующих услуг и мониторингов ЗАДАНИЕ предусматривает возложение на исполнителя контракта дополнительных обязанностей по мониторингу, которые не связаны ни технологически, ни функционально с обеспечением школьников молоком, а именно:
1) ведение мониторинга материально-технического оснащения школ, в целях осуществления настоящего мониторинга Заказчик предоставляет Исполнителю информацию о состоянии пищеблоков, медицинских кабинетов (состояние помещений, оборудования, их износ), а по итогам мониторинга Исполнитель предоставляет Заказчику информацию о произошедших за отчетный период изменениях в состоянии мониторируемых объектов (подпункт 3 пункта 1 ЗАДАНИЯ);
2) ведение мониторинга уровня удовлетворенности продукцией и реализацией проекта, который подразумевает анализ информации в том числе по рациону и режиму питания учащихся (подпункт 4 пункта 1 ЗАДАНИЯ);
3) ведение мониторинга анализа качественных характеристик молока, производимого и поставляемого в образовательные учреждения других субъектов РФ, цен, способов организации поставки, информация о предприятиях-производителях данного молока (подпункт 6 пункта 1 ЗАДАНИЯ);
4) создание Исполнителем статистической базы данных, которая должна включать в том числе материально-техническое состояние пищеблоков и столовых, медицинских кабинетов учреждения; информацию о существующих в России производителях молока для питания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе их доступности (пункт 1.3 ЗАДАНИЯ).
Итак, данные работы (услуги), функционально и технологически никак не связаны с поставкой молока в общеобразовательные учреждения области и обеспечением школьников области молоком. Это противоречит требованиям части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещено совмещение в одном предмете контракта поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг, которые не связаны функционально и технологически между собой, так как является ограничением конкуренции в торгах.
Кроме того, в контракте совсем не раскрыто содержание этих услуг по ведению мониторингов и баз данных, которые не соответствуют целям и предмету контракта, а также не определены условия их проведения, критерии и требования к их выполнению.
Данная неопределенность создает дополнительные трудности участия в торгах потенциальным участникам и, соответственно, также является необоснованным препятствием и административным барьером, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в подобном конкурсе и потому безусловно запрещается частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О защите конкуренции" закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В понятии пункта 1 статьи 4 Закона о Защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Запреты, установленные в части 1 статьи 15 и частях 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, нарушены Управлением образования и науки при проведении рассматриваемого конкурса, в результате чего в нем принял участие единственный хозяйствующий субъект - ТОГУП УПЦ "Комбинат школьного питания", который и стал исполнителем государственного контракта.
По мнению Комиссии Тамбовского УФАС России, обследование и мониторинг состояния технической оснащенности общеобразовательных учреждений области, их пищеблоков и установленного оборудования, медицинских кабинетов, а также режима и рациона питания школьников общеобразовательных учреждений должны осуществлять специализированные организации или уполномоченные органы, которые обладают специальными познаниями и оснащением, подготовленными специалистами и (или) наделены соответствующими компетенцией и полномочиями, но не победитель конкурса на поставку молока и обеспечение школьников области молоком.
Так, Комиссия отмечает, что в соответствии с Положением об управлении образования и науки Тамбовской области, утвержденном постановлением администрации Тамбовской области от 17.04.2009 N 434, проведение мониторингов в сфере образования отнесено к непосредственной компетенции Управления, в ходе реализации которой оно вправе:
- запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и учреждений образования, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, необходимую информацию по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
- создавать в установленном порядке комиссии, рабочие группы, советы для решения оперативных вопросов текущей деятельности;
- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к полномочиям Управления, научные и иные организации, специалистов органов исполнительной власти области, территориальных федеральных органов исполнительной власти, ученых и других специалистов;
и др.
Из этого следует, что само Управление образования и науки Тамбовской области наделено правом (и соответствующим образом финансируется) запрашивать и получать сведения из общеобразовательных учреждений Тамбовской области, в том числе по целевому расходованию поставленного молока, количеству поставленного и потребленного молока, информацию об излишках или нехватке молока, о количестве учащихся, о материально-техническом оснащении школ, состоянии пищеблоков, медицинских кабинетов (состояние помещений, оборудования, их износ), уровне удовлетворенности продукцией и реализацией проекта и других вопросах и задачах, которые включены, однако, в содержание контракта.
Итак, объединение в одном предмете контракта вместе с поставкой молока в общеобразовательные учреждения Тамбовской области иных работ, услуг, которые непосредственно не связаны с обеспечением школьников области молоком, о чём указано выше, нарушает условия конкуренции при проведении подобных торгов и является ограничением конкуренции, так как их потенциальные участники - производители и поставщики молока, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на рынке оптовой торговли продуктами питания, включая молоко, предметом и условиями конкурса ограничены в его участии из-за включения в предмет контракта работ, услуг, технологически и функционально не связанных с ним, и, кроме того, из-за неопределенности соответствующих положений документации.
Таким образом, Комиссия считает, что Управление образования и науки Тамбовской области допустило нарушение части 1 статьи 15 и частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в совершении действий при подготовке и проведении открытого конкурса N 0164200003011002930 на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 годах, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке поставки молока в Тамбовской области.
Комиссия в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать Управление образования и науки Тамбовской области нарушившим часть 1 статьи 15 и части 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса N 0164200003011002930 на оказание услуг по реализации проекта "Школьное молоко" в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области в 2011 - 2012 годах путём включения в предмет контракта работ, услуг, технологически и функционально не связанных с ним, и создания неопределённости в конкурсной документации в части содержании, критериев и требований к этим непрофильным работам, услугам, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции в данных торгах, в том числе к ограничению количества участников конкурса.
2. Предписание не выдавать.
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Тамбовской области, находящегося по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина К.И. Мурзин Л.М. Лукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 января 2013 г. по делу N А2-29/12 о нарушении антимонопольного законодательства
Текст решения официально опубликован не был