Резолютивная часть решения объявлена 6 марта 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - врио начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., заместитель начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Попова Н.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,
рассмотрев дело N Р-1/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Тамбов-Инфо" рекламы алкогольной продукции, содержащей недостоверную информацию о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья,
в присутствии представителей ООО "Тамбов-Инфо" генерального директора <_>,
в отсутствие представителя ООО "Крокус-Винотека", надлежащим образом извещено,
в отсутствие представителя ООО "Пронто-Москва", надлежащим образом извещено,
в отсутствие представителя Управления Росздравнадзора по Тамбовской области, надлежащим образом извещено,
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале "MAGAZINE выходного дня" N 11(43) за декабрь 2012 года (стр. 28 - 29) размещалась реклама алкогольной продукции ликера "BECHEROVKA", содержащая следующую информацию: "_это крепкий горьковатый ликер, который создавался как лечебное средство_ Производители бехеровки рекомендуют пить этот ликер в чистом виде в коньячных рюмочках перед ужином или поздним вечером во время беседы_ Пить бехеровку рекомендуют даже от усталости после рабочего дня. В Словакии эту настойку чаще всего пьют с пивом. 40 - 50 г. бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом. В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай. В таком виде ее можно употреблять каждый день_". В нижней части статьи размещались надписи "Информация предоставлена ООО "Крокус-винотека", "Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью".
Журнал "MAGAZINE выходного дня г. Тамбов" зарегистрирован Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи массовых коммуникаций по Тамбовской области. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ 68-024 от 19.01.2009, является рекламным изданием.
Учредителем журнала "MAGAZINE выходного дня г. Тамбов" является ООО "Пронто-Москва" (ИНН 7717005710, адрес: 115432, г. Москва, 2-ой Южнопортовый проезд, 27А, стр.1). На основании договора N 145 от 20.03.2009 издателем журнала "MAGAZINE выходного дня г. Тамбов" является ООО "Тамбов-Инфо" (ИНН 6831017318, адрес: г. Тамбов, ул. Советская, 34, 612).
Поскольку в вышеуказанной рекламе содержалась недостоверная информация о том, что употребление данной продукции полезно для здоровья, по признакам нарушения пунктов 2 и 10 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" в отношении ООО "Тамбов-Инфо", ООО "Крокус-Винотека" определением от 14.01.2013 (исх. от 15.01.2013 58-3-06/97) возбуждено настоящее дело. К участию в рассмотрении дела в качестве эксперта привлечено Управление Росздравнадзора по Тамбовской области.
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом исх. от 28.01.2013 N И68-01.07-61/13-1 сообщило, что ликер "BECHEROVKA" не зарегистрирован в Российской Федерации как лекарственный препарат и не может использоваться в медицинских целях. Это алкогольная продукция с содержанием спирта 38%. Реклама ликера как лечебного средства может нанести вред здоровью потребителей.
04.02.2013 ООО "Тамбов-Инфо" представило объяснения (исх. от 04.02.2013 N 5, вх. N 832), в которых указало, что в журнале "MAGAZINE выходного дня" N 11(43) за декабрь 2012 года публиковалась информационная статья "Тайна тринадцатого источника". Содержание текста информационной статьи было разработано редакцией, разрешение на опубликование дал непосредственно главный редактор издательства. Опубликованная статья содержит историческую информацию о создании ликера "BEСHEROVKA". ООО "Тамбов-Инфо" не производит и не является продавцом ликера "BEСHEROVKA", поэтому не может быть заинтересованным в придвижении данного объекта. Информация, опубликованная в журнале "MAGAZINE выходного дня" не является информацией рекламного характера.
05.02.2013 ООО "Крокус-Винотека" представило объяснения (исх. от 29.01.2013 N 10, вх. N 841), в которых указало, что ООО "Крокус-Винотека" не является рекламодателем рассматриваемой рекламы алкогольной продукции ликера "BEСHEROVKA" и, что указанная реклама не размещалась в интересах ООО "Крокус-Винотека", поскольку договор на ее размещение не заключался, поручений на распространение рекламы не давалось. Общество не согласовывало рекламный материал и не оплачивало указанную рекламу. ООО "Тамбов-Инфо" самовольно, без надлежащих разрешений, использовало информацию об ООО "Крокус-Винотека" и разместило рекламный материал.
07.02.2013 ООО "Пронто-Москва" представило объяснения (вх. N 971), в которых указало, что между ООО "Пронто-Москва" и ООО "Тамбов-Инфо" заключен издательский договор, в соответствии с которым ООО "Тамбов-Инфо" осуществляет издание СМИ журнал "MAGAZINE выходного дня г. Тамбов" и имеет в своем составе редакцию. В соответствии с Федеральным законом "О средствах массовой информации" ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности СМИ, несет редакция.
ООО "Тамбов-Инфо" письмом от 26.02.2013 N 10 (вх. от 27.02.2013 N 1691) дополнительно сообщило, что ссылка в статье "Информация представлена ООО "Крокус-Винотека" осталась ошибочно при верстке полосы. Жанр статьи имеет историческую направленность, не побуждает к потреблению алкогольной продукции, что в соответствии с Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" не является нарушением, так как допустима к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет. Материалы готовились на основании открытых печатных источников и сети Интернет.
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В журнале "MAGAZINE выходного дня г. Тамбов" N 11(43) за декабрь 2012 года на странице 28 - 29 размещалась реклама алкогольной продукции ликера "BEСHEROVKA", содержащая информацию о том, что ликер "BEСHEROVKA" лечебное средство, полезен для здоровья, а его употребление способствует улучшению физического и эмоционального состояния.
В силу пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В указанной рекламе содержится информация, что "_ликер бехеровка создавался как лечебное средство, _пить бехеровку рекомендуют от усталости, _в лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай".
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции, имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека.
В рекламе содержится следующие утверждения: "_пить бехеровку рекомендуют даже от усталости... 40 - 50 г. бехеровки наливают в рюмку и охлаждают в холодильнике. Выпивают ее залпом, а после запивают хорошим светлым пивом_В лечебных целях ложечку бехеровки добавляют в кофе или чай_ В таком виде ее можно употреблять каждый день_", что создает впечатление о том, что алкогольный напиток ликер "BEСHEROVKA" полезен для здоровья, а также способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 1 части 1, пункта 3 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции, не должна обращаться к несовершеннолетним.
Указанная реклама, размещавшаяся в журнале "MAGAZINE выходного дня г. Тамбов", обращена к неопределенному кругу лиц, в число которых входят несовершеннолетние граждане.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В рассматриваемой рекламе содержится не соответствующая действительности информация о назначении и потребительских свойствах алкогольной продукции ликера "BEСHEROVKA".
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Признаки нарушения пункта 10 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" не подтвердились.
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе", ответственность несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Тамбов-Инфо".
С учетом изложенного, и на основании части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе", несет рекламодатель - ООО "Тамбов-Инфо".
На рассмотрении дела 06.03.2013 генеральный директор ООО "Тамбов-Инфо" пояснил, что указанная реклама распространялась в журнале "MAGAZINE выходного дня г. Тамбов" только в N 11(43) за декабрь 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ликера "BEСHEROVKA", размещавшуюся на станицах 28 - 29 журнала "MAGAZINE выходного дня г. Тамбов" N 11(43) за декабрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 1
е 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
К.И. Мурзин Н.В. Попова К.С. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 20 марта 2013 г. N Р-1/13
Текст решения официально опубликован не был