Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июня 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Харитонова К.Г.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
Комитета государственного заказа <_>,
ООО "АКБ" <_>,
ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" <_>,
рассмотрев жалобу ООО "АКБ" (далее - Заявитель) на действия ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" (далее и ранее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164200003013001405 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (ранее и далее - Уполномоченный орган) 29.04.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003013001405 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия: здания - памятника "Здание присутственных мест и окружного суда", по адресу ул. Советская, 118, находящегося в государственной собственности Тамбовской области (капитальный ремонт фасада и кровли) (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 13 395 000,10 рублей.
ООО "АКБ", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о размещении заказов, обратилось с жалобой в антимонопольный орган. В качестве доводов жалобы Заявитель указал следующее:
- в п. 21 информационного паспорта аукциона и в п. п. 6.1.1 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлены требования, нарушающие порядок заключения контракта, определенный ст. 41.12 Закона о размещении заказов;
- в п. 12.1.1 проекта Гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлены требования, нарушающие ч. 9 ст. 9 Закона о размещении заказов;
- в п. 12 информационного паспорта аукциона, в п. п. 7.1.1 проекта Гражданско-правового договора бюджетного учреждения и в п. п. 2.1 Технического задания Заказчик установил требование, ограничивающее число потенциальных участников аукциона в электронной форме, не соответствующие Закону о размещении заказов и ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 28.07.2006 г.;
- в п. 21 информационного паспорта аукциона и в п. п. 6.1.11 проекта гражданско-правового договора установлено требование, противоречащее п. 1 ст. 748 ГК РФ, и нарушающее ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов;
- в п. 7 Технических характеристик используемых материалов установлено неопределенное значение показателя товара, делающее невозможным определение эквивалента.
Уполномоченный орган в ходе рассмотрения жалобы сообщил, что заказчик письмом от 11.06.2013 г. N 409 подготовил изменения, в том числе и по п. 12.1.1 проекта гражданско-правового договора. Указанные разъяснения будут размещены на официальном сайте 14.06.2013 г.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы Аукциона, а также проведя в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказа внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Проанализировав отдельные положения документации об аукционе, доводы Заявителя, Комиссия Тамбовского УФАС России установила в документации следующие нарушения требований вышеприведенных норм.
1. Пунктом 21 Информационного паспорта Аукциона и подпунктом 6.1.1 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлены требования: "Условия выполнения работ: в течение 4 дней после опубликования на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме ответственное лицо Подрядчика обязано прибыть к Заказчику и предоставить Заказчику надлежащим образом оформленные (подписанные уполномоченным лицом Подрядчика, скрепленные печатью) документы:
- График производства работ (Приложение N 3 к проекту договора),
- Список лиц Подрядчика с приложением доверенностей, оформленных надлежащим образом, на представление интересов Подрядчика на Объекте (Приложение N 4 к проекту договора),
- Список работников Подрядчика, имеющих доступ к производству работ на Объекте - (Приложение N 11 к проекту договора);
- Журнал производства Работ (Приложение N 6 к проекту договора).
Договор может быть подписан Заказчиком только при обязательном заполнении Приложений NN 3, 4, 11 к проекту договора".
Порядок заключения договора по результатам открытого аукциона в электронной форме установлен статьей 41.12 Закона о размещении заказа исчерпывающим образом. Необходимость осуществления победителем действий, которые являются предметом аукциона, до заключения договора данной нормой не предусмотрена, более того, это будет противоречить смыслу и целям Закона о размещении заказов. Возможность заказчика установить не предусмотренные законом требования к заключению договора и право заказчика отказаться от заключения договора в случае неисполнения таких требований, Законом о размещении заказов не предусмотрена.
Таким образом, в документации об аукционе установлены требования к участникам размещения заказа, которые не соответствуют порядку заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме, определенному ст. 41.12 Закона о размещении заказов и противоречат ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.
2. В п. 12.1.1 проекта Гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлено: "За задержку расчётов за выполненные строительно-монтажные работы - пеню в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от стоимости подлежащих оплате Работ за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 4.2 Договора".
В соответствии с ч. 9 ст. 9 Закона о размещении заказов неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, т.е начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, а не начиная с 30-го дня после истечения срока выполнения обязательств по договору.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 9 ст. 9 Закона о размещении заказов.
3. Пунктом 12 Информационного паспорта аукциона, п. п. 7.1.1 проекта Гражданско-правового договора бюджетного учреждения и п. п. 2.1 Технического задания Заказчик установил: "В случае если в соответствии с законодательством РФ используемые материалы подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров они должны сопровождаться сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, сертификатом пожарной безопасности. Указанные сертификаты и другие соответствующие документы должны быть предоставлены Заказчику за 5 (пять) рабочих дней до начала выполнения работ, выполняемых с использованием этих материалов".
Данное требование к участникам размещения заказа противоречит Закону о размещении заказов, поскольку ст. 11 указанного закона устанавливает исчерпывающий перечень возможных требований к участникам размещения заказа, в который не входит вышеизложенное положение. Частью 4 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 28.07.2006 наряду с установленными ч. 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг" внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55. Так пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, изложен в следующей редакции: "Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона".
Таким образом, продавец не обязан иметь копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим товар. Поставщик товара не обязан сопровождать товар заверенными копиями сертификатов и (или) декларацией о соответствии, но должен оформлять товарно-сопроводительную документацию на товар, содержащую по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), заверенную подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона, которая должна сопровождать каждую поставку продукции.
В соответствии с вышесказанным предоставление вышеуказанных документов за 5 дней до начала работ является нарушением п. 5 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым документация об аукционе должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указанные документы передаются вместе с товаром.
4. Пунктом 21 Информационного паспорта аукциона и п. п. 6.1.11 проекта гражданско-правового договора установлено требование: "Условием начала выполнения работ является полное наличие всех необходимых для выполнения работ материалов, которые должны быть предъявлены и согласованы с Заказчиком за 3 дня до начала выполнения работ". Данное требование нарушает п. 1 ст. 748 ГК РФ, в соответствии с которым не допускается вмешательство заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Данное обстоятельство нарушает ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, и контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Исходя из Локального сметного расчета, основными материалами, необходимыми для начала работ являются следующие:
- профиль и уголок маячковый - 6572 м;
- стоизол# R - 600 кг;
- сталь листовая - 552 кг;
- Лак ХВ-784 - 539 кг;
- Грунтовка - 539 кг;
- Сухая смесь Крепс "Профи" - 8157 кг.
Таким образом, установленное в пункте 21 Информационного паспорта и в п. п. 6.1.11 проекта гражданско-правового договора требование подразумевает наличие у подрядчика достаточно объемных складских помещений.
Установленное требование является излишним и нарушает ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.
По данной позиции Заказчиком были даны разъяснения о том, что соответствующие изменения внесены в документацию об аукционе. Однако, на момент рассмотрения жалобы, изменения по данной позиции внесены не были.
5. В п. 7 Технических характеристик используемых материалов установлено:
- Грунт Крепс Праймер или эквивалент: "Минимальная температура применения, °C: не более 5°C".
Также по данной позиции Заказчиком были даны разъяснения: "Под "не более 5°C" понимается, что минимальная температура применения Грунта КрепсПраймер не должна быть выше +5°C".
Однако, данное требование даже с учетом разъяснений является неопределенным, невозможно определить эквивалент товара, поскольку непонятно, какая максимальная температура применения данной грунтовки: она должна быть ниже 5°C или выше 5°С.
Данное обстоятельство может привести к ограничению количества участников размещения заказов, так как возникают трудности при составлении заявки.
Таким образом, вышеизложенные положения документации об аукционе создают препятствие для участия в торгах, ограничивают количество участников размещения заказа.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отдельные положения документации об аукционе требуют изменений в связи с чем принято решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "АКБ" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34, ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, оператору ЭТП предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
С.В. Мазаева В.В. Иванов К.Г. Харитонова А.А. Абанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 июня 2013 г. по делу N РЗ-140/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был