Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 2 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-42/13 по признакам нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения рекламы медицинских услуг, в которой площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляет менее 5% рекламной площади, а также без наличия лицензии,
в присутствии ИП <_>,
в отсутствие представителей ООО "Издательство Юлис", извещенных надлежащим образом,
руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила рассмотрения дел),
установила:
Настоящее дело выделено в отдельное производство из дела N Р-30/13 определением N Р-42/13 от 02.08.2013.
Признаки нарушения установлены в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. Так, в журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года (дата выхода в свет: 10.11.2012) на страницах 40 - 41 распространялась реклама салона красоты "СОЛО" следующего содержания: "... Салон "СОЛО" оказывает косметологические услуги... Клиентам помимо классического маникюра и педикюра предлагают СПА-маникюр, горячий, французский маникюр, парафинотерапию ...В зале косметологии можно выполнить наращивание ресниц, коррекцию возрастных изменений кожи и процедуры по уменьшению объемов тела, лечение акне, миостимуляцию, восковую депиляцию, СПА-программы и популярную сегодня процедуру LPG-масса...".
Учредителем и издателем журнала "Тамбовский женский журнал" является ООО "Издательство Юлис" (ПИ N ТУ 68 - 012 от 17.10.2008). Заказчиком данной рекламы является ИП <_> (договор N 1692 от 30.11.2012). Услуги по размещению рекламы оплачены ИП <_> в соответствии с актом от 30.11.2012 N 001728 претензии по факту оказания услуг ненадлежащего качества ООО "Издательство Юлис" не предъявлялись.
По признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламораспространителя - ООО "Издательство Юлис" и рекламодателя - ИП <_> возбуждено настоящее дело.
ООО "Издательство Юлис" письмом от 09.07.2013 (вх. N 6850) сообщило, что фраза "Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом. Остерегайтесь подделок!" имеет отношение только к рекламному материалу. Фоторепортаж с юбилея салона красоты "СОЛО" на страницах 40 - 41 журнала отношения к рекламному тексту салона красоты "СОЛО" не имеет.
ИП <_> письмом от 24.09.2013 (вх. N 9220) сообщила, что, по мнению салона красоты "СОЛО", площадь предупреждающей надписи составляет не менее 5% рекламной площади. На рассмотрении дела 30.09.2013 ИП <_> заявила, что ООО "Издательство Юлис", являясь рекламным агентством, должно было предусмотреть все возможные последствия нарушения рекламного законодательства.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", согласно которому в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию входят работы (услуги) по косметологии.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена номенклатура в сфере охраны здоровья, которая представляет собой перечень медицинских услуг.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" проведение депиляции (А14.01.014) относится к медицинским услугам класса "А" раздела 14 (уход за больными или отдельными анатомо-физиологическими элементами организма (ротовая полость, верхние дыхательные пути и т.д.) подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). Воздействие парафином на кисти или стопы (парафиновая ванночка) (А20.24.002.001) относятся к медицинским услугам класса "А" раздела 20 (лечение климатическими воздействиями (вода, воздух и др.).
Вышеуказанные услуги представляют собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В соответствии с заключением Управления Росздравнадзора по Тамбовской области (исх. от 23.08.2013 N И67-01.07-937/13-1) согласно Приказу Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 18 апреля 2012 года N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" к медицинским услугам относятся "коррекция возрастных изменений кожи, процедуры по уменьшению объемов тела, лечение акне, миостимуляция, восковая депиляция, LPG-массаж".
Согласно данному Приказу от 18 апреля 2012 года N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" неинвазивные процедуры (депиляция) также относятся к медицинским услугам раздела "косметология".
Таким образом, согласно действующим нормативным актам в сфере здравоохранения, рекламируемые услуги салона красоты "СОЛО" являются медицинскими.
С учетом изложенного, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в печатных изданиях предупреждение должно занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, следовательно, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Информационный материал, размещенный в журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года на страницах 40 - 41, выполнен в одном цветовом решении, содержит фотографии сотрудников салона красоты. Текст информационного сообщения повествует исключительно о салоне красоты "Соло" и по своему содержанию направлен на привлечения внимания к салону, формированию и поддержанию интереса к его услугам, что подтверждается, например, следующими выдержками: "В "СОЛО" царит особая атмосфера, пропитанная духом творчества, радушия и любви к клиентам, здесь высочайший профессиональный уровень обслуживания, используются только профессиональные косметические и парикмахерские линии", "Каждый из нас хочет хорошо выглядеть_ Салон красоты "СОЛО" поможет воплотить эти мечты в жизнь!". Фотографии на странице 40 и статья на странице 41 взаимосвязаны по оформлению (в т.ч. выполнены на одном фоне) и цветовым решениям, являются единым информационным материалом рекламного характера.
Однако, предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов размещено только на странице 40 журнала и его площадь составляет 1,85% от общей площади рекламного пространства (страниц 40, 41).
Изложенное подтверждается расчетом площади предупреждения:
(20,5 см*28,7 см)*2=588,35 см2*2=1176,7 см2- общая площадь;
9,5 см*2,3 см=21,85 см2 - площадь предупреждения;
(21,85 см2*100%)/1765,7 см2=1,85% - площадь предупреждения в процентном соотношении к общей площади.
Таким образом, площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов в рекламе салона красоты "СОЛО" составляет менее 5% от общей рекламной площади.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО "Издательство Юлис" (ОГРН 1046882286417, ИНН 6829003928, адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Монтажников, 9).
Рекламодателем размещенной в журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года рекламы салона красоты "СОЛО" (стр. 40 - 41) является ИП <_>.
Установлено, что между ИП <_> и ООО "Издательство Юлис" заключен договор N 1692 от 30.11.2012, в соответствии с которым ИП <_> оказаны услуги по размещению рассматриваемой рекламы.
Согласно вышеуказанному договору Заказчик (ИП <_>) обязана предоставить Исполнителю (ООО "Издательство Юлис") документы, установленные законом, в том числе копию лицензии на рекламируемые виды деятельности.
На рассмотрении дела ИП <_> сообщила, что лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет и не предоставляла ее при заключении договора ООО "Издательство Юлис", поскольку в настоящее время документы находятся в стадии оформления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Таким образом, вышеуказанная реклама распространялась в нарушение пункта 7 статьи 7 Закона "О рекламе".
ООО "Издательство Юлис" и ИП <_> подписали акт выполненных работ от 30.11.2012 N 001728, в котором отражено, что услуги выполнены полностью и в срок, претензий по качеству оказанных услуг нет.
Таким образом, у ООО "Издательство Юлис" и у ИП <_> имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.
Нарушение устранено, в журнале "Тамбовский женский журнал" N 5-6 за июль-август 2013 года вышеуказанная реклама не распространяется.
С учетом изложенного, на основании статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за распространение рекламы медицинских услуг салона красоты "СОЛО", распространявшейся на страницах 40, 41 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, нарушающей требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", несут рекламодатель - ИП <_>, и рекламораспространитель ООО "Издательство Юлис".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг салона красоты "СОЛО", распространявшуюся на страницах 40 - 41 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
К.С. Кузнецова А.Н. Мясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 2 октября 2013 г. N Р-42/13
Текст решения официально опубликован не был