Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 1 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В., заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения госзаказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н., заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Вислобокова Е.М., главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Краснобаева Е.В.,
рассмотрев дело N А4-2/12 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием Тепловых сетей г. Моршанска (далее - МУП ТС г. Моршанска) (393950, Тамбовская область, г. Моршанск ул. Ленина, д. 48, ИНН 6826005613) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии представителей ответчика по делу - <_> - (доверенность от 04.05.2012), <_> - (доверенность от 10.06.2013).
Заявитель и заинтересованное лицо на заседание Комиссии не явились, извещены надлежащим образом.
установила:
Тамбовское УФАС России по поручению ФАС России (исх. от 14.12.2011 ПС/46681) рассмотрело заявление жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, ул. Южная, д. 32, в котором создано ТСЖ "Южное", с жалобой на действия Муниципального унитарного предприятия Тепловые сети города Моршанска (далее - МУП ТС г. Моршанска), ущемляющие их интересы при расчетах за отопление.
По данному факту возбуждено настоящее дело.
Определением от 27.02.2012 рассмотрение дела было приостановлено до рассмотрения по существу Моршанским районным судом Тамбовской области гражданского дела N 2-39/12, имеющего значение для рассмотрения дела N А4-2/12 о нарушении антимонопольного законодательства.
3 декабря 2012 года рассмотрение настоящего дела было возобновлено определением о возобновлении рассмотрения дела N А4-2/12 (исх. от 03.12.2012 N 58-4-09/5326).
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.
На рассмотрении дела 19 июня 2013 года присутствовали:
представители МУП Тепловых сетей г. Моршанска: <_> (доверенность от 04.05.2012), <_> (доверенность от 10.06.2013).
Заявители и заинтересованное лицо на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом.
На рассмотрении дела 19 марта 2013 года заявители сообщили, что в январе 2010 года за счет жильцов многоквартирного дома N 23 по ул. Южной г. Моршанска был установлен общедомовый прибор учета тепловой энергии. С октября 2010 года по апрель 2011 года оплата за потребленную тепловую энергию производилась по показаниям прибора учета. Однако в мае 2011 года МУП ТС включило в квитанции на оплату ЖКУ дополнительные суммы за тепловую энергию, начисленные за весь отопительный сезон по нормативу потребления. Одновременно МУП ТС уведомило жителей о том, что в случае неоплаты сумм перерасчета будут приняты меры по выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений. В связи с чем, одним из жильцов дома - ветераном ВОВ, было подано заявление в Моршанский районный суд о проверке законности начисления МУП ТС г. Моршанска указанных сумм. Остальные жильцы проходили по делу в качестве третьих лиц. Суд удовлетворил иск и освободил истца от уплаты неправомерно начисленных сумм. В связи с чем, заявители по настоящему делу обратились в антимонопольный орган и просили рассмотреть действия МУП ТС на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.
На рассмотрениях дела представители МУП Тепловых сетей г. Моршанска пояснили, что порядок расчетов ежемесячной платы за коммунальные услуги жителям жилых домов города Моршанска, оснащенных общедомовыми приборами учета (далее - ПУ) тепловой энергии, в частности жилого дома N 32 по ул. Южной, происходит следующим образом. В течение всего отопительного сезона ежемесячно 21, 22, 23 числа текущего месяца сервисная организация ООО "Тамбовская Инженерная Энергетическая Корпорация", обслуживающая ПУ данного дома, направляет в адрес энергоснабжающей организации МУП ТС Отчет по расходу тепловой энергии на отопление с общим количеством потребленных Гкал и приложением ежесуточного снятия показаний с прибора. Специалисты МУП ТС до 24, 25 числа текущего месяца подают предоставленные показания Гкал, в расчетно-кассовый центр ОГУП "Теплоэнергоресурс", который, в свою очередь, рассчитывает плату за отопление согласно квадратным метрам каждой квартиры. Директор ООО "Тамбовская Инженерная Энергетическая Корпорация" письмом вх. от 01.12.2010 N 540 сообщил МУП ТС, что при проведении текущего сервисного обслуживания ПУ тепловой энергии ЭСКО-ТI N 6636 жилого дома N 23 по ул. Южной, 11 ноября 2010 года в 17:30 часов был обнаружен несанкционированный доступ к прибору учета с целью изменения параметров его работы. В результате прибор был выведен из режима учета тепловой энергии. По параметрам снятого архива с прибора учета зафиксировано, что прибор выведен из режима коммерческого учета 08.11.2010.
11 ноября 2010 работоспособность прибора была восстановлена. Таким образом, организация, обслуживающая ПУ сообщила, что ПУ находился в нерабочем состоянии только три дня. Однако позже было выявлено, что нулевые показатели потребления Гкал (тепла) прибор фиксировал 17 дней из 30 дней в ноябре месяце (с 09.11 по 25.11.2010 года включительно). Время выхода из строя узла учета фиксируется в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995. Согласно пунктам 9.2, 9.7 Правил время выхода из строя узла учета фиксируется ответственным лицом, в данном случае - председателем ТСЖ "Южное", соответствующей записью в журнале с немедленным (не более чем в течение суток) уведомлением об этом энергоснабжающей организации, оформлением совместного с обслуживающей организацией ООО "ТИЭК" и энергоснабжающей организацией МУП ТС Протокола, отражающего факт несанкционированного вмешательства, сбоя в показаниях ПУ. Никаких телефонограмм, писем в адрес поставщика тепловой энергии МУП ТС от председателя ТСЖ "Южное" не поступало. Изначально специалисты МУП ТС полагали, что в жилом доме производится ручная регулировка потребления тепловой энергии путем перекрытия запорной арматуры, что является незаконным. В связи с чем, МУП ТС было принято решение осуществить доначисление платы за отопление по утвержденным Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области собственникам квартир в жилом доме по ул. Южная, 32 за отопительный период 2010 - 2011 г.г. в связи с тем, что в ноябре 2010 года жильцы дома допустили несанкционированное вмешательство в работу теплосчетчика, а в марте 2011 года выявлено загрязнение части теплосчетчика - расходомера, металлосодержащим веществом. В результате произведенного перерасчета у жителей образовалась задолженность по оплате услуг отопления. Эти суммы были включены в единые платежные документы по оплате ЖКУ. МУП ТС подробно изложило свою позицию в письменных пояснениях от 17.02.2012 N 237 и от 30.01.2013 N 171.
Заинтересованное лицо - ТСЖ "Южное" на рассмотрение дела не являлось, требуемую информацию представило в материалы дела (вх. от 17.02.2012 N 1392).
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующие фактические обстоятельства и пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается совершать любые действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с пунктом 3.11 Приказа ФАС России от 25.05.2012 N 345 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией" определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) не требуется, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- хозяйствующий субъект включен в реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр);
- хозяйствующий субъект включен в реестр с долей более пятидесяти процентов;
- доминирующее положение включенного в реестр хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в реестр.
МУП ТС г.Моршанска включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, по товарной группе "услуги по снабжению тепловой энергией" с долей более 65% в географических границах г.Моршанска Тамбовской области (Приказ Тамбовского УФАС России от 27.12.2004 N 230).
Следовательно, МУП ТС г.Моршанска занимает доминирующее положение на рынке услуг по снабжению тепловой энергией в границах расположения тепловых сетей города Моршанске Тамбовской области.
Соответственно на МУП ТС г.Моршанска при оказании услуг по снабжению тепловой энергией распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г.Моршанск, ул. Южная, д. 32, создано Товарищество собственников жилья "Южное", которое действует в интересах собственников и обслуживает указанный многоквартирный дом. В доме расположены 33 квартиры.
В интересах собственников квартир ТСЖ "Южное" заключило договор на отпуск тепловой энергии N 1 от 01.10.2009 с МУП ТС г. Моршанска, в соответствии с которым теплоснабжение многоквартирного дома N 32 по ул. Южной г.Моршанска в 2010 - 2011 годах осуществляло указанное предприятие.
В 2010 году за счет собственников и нанимателей данного многоквартирного дома был установлен прибор учета тепловой энергии ЭСКО-Т-1, который в январе 2010 года был принят в эксплуатацию МУП ТС г. Моршанска (Акт N 8 от 21.01.2010).
Сервисное обслуживание данного прибора учета производило ООО "Тамбовская инженерная энергетическая компания" на основании договора от 26.10.2009 N Т-18/09.
С октября 2010 года по апрель 2011 года оплата жителями дома производилась согласно показаниям прибора учета. Однако, МУП ТС г. Моршанска с мая 2011 года без объективных причин стало включать каждому собственнику в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг суммы перерасчета оплаты тепловой энергии исходя из нормативов потребления, т.е. по квадратным метрам за отопительный сезон 2010 - 2011 г.г., мотивируя это тем, что в ноябре 2010 года жильцы допустили несанкционированное вмешательство в работу теплосчетчика, а в марте 2011 года было выявлено загрязнение части теплосчетчика - расходомера металлосодержащим веществом.
В результате произведенного перерасчета за собственниками помещений многоквартирного дома образовалась задолженность за услуги теплоснабжения. Эти суммы были включены в единые платежные документа на оплату жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем, они вынуждены были оплачивать квитанции по текущим платежам вместе с вымышленной задолженностью. В подтверждение тому в материалах дела имеется квитанция об оплате за октябрь 2011 года, выставленная МУП ТС г. Моршанска одному из собственников - заявителю по делу - <_>, где в строке "долг на начало месяца" числится задолженность в размере 8223,59 руб.
В материалах дела также имеются копии судебных решений Моршанского районного суда Тамбовской области от 20.07.2011 по делу N 2-1043/11 и от 12.01.2012 по делу N 2-39/12, принятых по искам собственников многоквартирного дома N 32 по ул. Южная г.Моршанска на предмет освобождения их от уплаты задолженности за тепловую энергию отопительного сезона 2010 - 2011 г.г. и установлении причинно-следственной связи между несанкционированным вмешательством и загрязнением расходомера в марте 2011 года.
Как установлено судом, с момента установки прибора учета тепловой энергии, оплата за потребленную тепловую энергию, которую поставляет МУП ТС г.Моршанска, производилась жителями дома N 32 по ул. Южная г.Моршанска согласно показаний прибора учета тепловой энергии. Сбоев в работе счетчика не имелось. Кроме того, в соответствии с актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, утв. главным инженером МУП ТС г.Моршанска 11.10.2010, был произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии потребителя - ТСЖ "Южное" и после проведенной проверки и установки пломб, узел учета тепловой энергии повторно допущен в эксплуатацию. Какого-либо акта или иного документа с подписью потребителя по факту несанкционированного вмешательства в работу прибора учета тепловой энергии судом не выявлено. О несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета тепловой энергии жители дома в известность поставлены не были. Кроме того, не было установлено, каким образом осуществлен доступ к прибору учета, путем срыва пломб, или иным образом, а также как произошло загрязнение металлосодержащим веществом расходомера теплосчетчика. Кроме того, в актах приемки работ о произведенном сервисном обслуживании приборов учета тепловой энергии, подписанных представителем ООО "Тамбовская инженерная энергетическая компания" и председателем правления ТСЖ "Южное" за ноябрь 2010 года, факт несанкционированного вмешательства и последующего ремонта прибора учета тепловой энергии не отражен.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о наличии неисправности и несанкционированного вмешательства в прибор учета тепловой энергии, установленного в доме N 32 по ул. Южная г.Моршанска, а также нарушение режима и условий работы теплосчетчика, превышение нормативной погрешности, повреждении или отсутствии пломб, МУП ТС г.Моршанска судом не установлено.
Однако МУП ТС г.Моршанска было произведено начисление платы за тепловую энергию собственникам многоквартирного дома N 32 по ул. Южная г.Моршанска не по показаниям прибора учета, а в соответствии с утвержденными тарифами по нормативам потребления за весь отопительный сезон 2010 - 2011 года, т.е. с октября 2010 года по апрель 2011 года включительно, что подтверждается Сведениями о доначислении платы за отопление по тарифу..., представленными в Комиссию Тамбовского УФАС России МУП ТС г.Моршанска.
Выводы суда, содержащиеся в судебных актах, свидетельствуют о неправомерности МУП ТС г.Моршанска начисления жителям данного многоквартирного дома дополнительных сумм (задолженности) за услуги теплоснабжения за весь отопительный сезон 2010 - 2011 года, что ущемляет их интересы.
Начисленные МУП ТС г.Моршанска суммы сформированы на основании тарифов исходя из нормативов потребленной тепловой энергии, а не из показаний общедомового прибора учета, что является незаконным в силу норм действующего законодательства при отсутствии объективных причин.
Так, согласно пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 543 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу пункта 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936, допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Согласно пунктам 9.2 и 9.3 Правил ответственность за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета потребителя несет должностное лицо, назначенное руководителем организации, в чьем ведении находится данный узел учета. Работы по обслуживанию узла учета, связанные с демонтажом, поверкой, монтажом и ремонтом оборудования, должны выполняться персоналом специализированных организаций, имеющих лицензию Главгосэнергонадзора Российской Федерации на право выполнения таких работ.
Комиссией установлено и не отрицается ответчиком, что с момента установки прибора учета тепловой энергии оплата за потребленную тепловую энергию, поставляемую МУП ТС г.Моршанска, производилась собственниками многоквартирного дома N 32 по ул. Южной по показаниям прибора учета тепловой энергии. Претензий к работе теплосчетчика не было.
Как следует из письма ООО "Тамбовская инженерная энергетическая компания" от 05.04.2011 N 9 по письменному обращению МУП ТС г.Моршанска 11 марта 2011 года была произведена детальная диагностика прибора учета тепловой энергии ЭСКО-Т-1 N 6636. Основанием для данного обращения послужил тот факт, что на жилом доме по ул. Южной, 32 ежемесячное потребление тепла было в пять раз меньше, чем на однотипных домах ТСЖ "Южное". В том числе показания прибора учета тепловой энергии никаким образом не коррелировали с теоретическим расчетами. Снятый расходомер ПРЭ Ду32 N 50015 в установленном порядке отправлен на предприятие-изготовитель для проведения внеочередной поверки и выдачи заключения о характере налета на внутренней поверхности расходомера. После диагностики расходомера было выявлено загрязнение гидроканала металлосодержащим веществом. После чистки расходомера в заводских условиях параметры расходомера вошли в пределы паспортных данных на прибор. Поверка осуществлялась на поверочной расходомерной установке.
Какой-либо акт или иной документ по факту несанкционированного вмешательства в работу прибора учета тепловой энергии с участием потребителя, поставщика и обслуживающей организации не составлялся, что не отрицалось МУП ТС г.Моршанска в ходе рассмотрения настоящего дела. О неисправностях теплосчетика жители дома в известность не ставились. Доказательств того, каким образом происходил доступ к теплосчетчику, в материалы дела ответчиком не представлено. В актах ремонтных работ прибора учета тепловой энергии эти обстоятельства не отражены.
Так, в материалах дела имеется акт N 8 допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, утвержденного МУП ТС г.Моршанска от 21.01.2010, согласно которому представителем энергоснабжающей организации был произведен технический осмотр прибора учета тепловой энергии потребителя - ТСЖ "Южное" по адресу: г.Моршанск, ул. Южная, д. 32, которым установлено, что узел учета исправен и пригоден к эксплуатации.
Согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 11.10.2011, подписанного представителем МУП ТС г.Моршанска и ТСЖ "Южное", был произведен технический осмотр прибора учета тепловой энергии у потребителя, проверена комплектность необходимой технической документации, а узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с 11.10.2011.
25.02.2011 комиссией в составе представителей МУП ТС г.Моршанска и ООО "Тамбовская инженерная энергетическая компания" была произведена проверка работы прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме N 32 по ул. Южной, о чем составлен акт обследования. Согласно данному акту никаких видимых врезок в систему отопления не обнаружено. В результате анализа распечаток с прибора учета за февраль, декабрь 2011 года и распечаток за февраль, декабрь 2010 года установлено, что потребление тепловой энергии данного ж/д сильно занижено согласно расчетной величине. При обследовании узла учета видимых нарушений и срыва пломб не обнаружено. Комиссия пришла к выводу: заменить расходомер на данном приборе учета на контрольный поверенный и исправный. Если показания прибора изменятся, то в следующем месяце оплата за тепло будет взиматься с доначислениями.
Как следует из акта ремонтно-восстановительных работ узла учета тепловой энергии у потребителя от 11.03.2011 произведен технический ремонт прибора учета тепловой энергии и теплоносителя потребителя ТСЖ "Южное" (дом N 32 по ул. Южной), в результате чего установлена неисправность расходомера тепловычислителя. Произведена его замена на ПРПЭ1 Ду32 за. N 11950. Неисправный расходомер ПРПЭ1 Ду32 за номером 50015 отправлен в поверку.
Таким образом, прибор учета тепловой энергии неоднократно осматривался МУП ТС г.Моршанска, каких-либо сбоев по вине потребителя в его работе не выявлено.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов_. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) определено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путём допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
2) неисправность приборов учета;
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Законом о теплоснабжении приведён исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путём.
МУП ТС г.Моршанска начало применять расчетный метод для начисления платы собственникам многоквартирного дома за потребленную тепловую энергию с мая 2011 года, не установив при этом в отношении ТСЖ "Южное" ни одного из перечисленных в вышеуказанных нормативных актах случаев.
Исходя из системного анализа вышеприведенных норм законодательства о теплоснабжении, применение МУП ТС г.Моршанска расчётного способа для определения количества потребленной собственникам многоквартирного дома тепловой энергии без установления в надлежащем порядке одного из предусмотренных Законом о теплоснабжении случаев противоречит нормам действующего законодательства РФ.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту запрещается совершать любые действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия МУП ТС г.Моршанска по необоснованному начислению собственникам сумм за тепловую энергию по нормативу потребления (применение расчётного способа для определения количества потребленной тепловой энергии), результатом которых явилось ущемление интересов собственников многоквартирного дома N 32 по ул. Южной г.Моршанска - членов ТСЖ "Южное", нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В материалах дела имеются сведения о доначислении платы за отопление по тарифу жителям многоквартирного дома N 32 по ул. Южной г.Моршанска за отопительный сезон 2010 - 2011 г.г. (с 5 октября 2010 по 26.04.2011), представленные МУП ТС г.Моршанска (исх. от 17.02.2012 N 237, вх. от 17.02.2012 N 1395), согласно которым жильцам 33 квартир в общей сумме образовавшейся задолженности за отопительный сезон 2010 - 2011 г.г., было начислено 237 771,72 руб.
Отдельные собственники оплатили часть задолженности на общую сумму 18 445,26 руб. и одновременно обратились в суд и антимонопольный орган за защитой нарушенных прав.
Таким образом, МУП ТС г.Моршанска на территории г.Моршанска Тамбовской области за отопительный сезон 2010 - 2011 годов получило или могло получить незаконный доход в размере 237 771,72 руб. путем доначисления платы за тепловую энергию за отопительный сезон 2010 - 2011 годов по существующему нормативу потребления тепловой энергии, а не по показаниям общедомового прибора учета, установленного в доме.
В результате жителям стали приходить квитанции со значительными суммами, что привело к ущемлению их интересов и нарушению законных прав.
Таким образом, МУП ТС г.Моршанска не представило прямых доказательств правомерности применения расчётного способа при перерасчете платы за отопление собственникам многоквартирного дома N 32 по ул. Южной г.Моршанска.
Тем не менее, МУП ТС г.Моршанска представило в Комиссию Тамбовского УФАС России письменные пояснения по настоящему делу (исх. от 30.01.2013 N 171), из которых следует, что во исполнение решения Моршанского районного суда от 12 января 2012 года было произведено снятие доначисленных сумм жителям каждой квартиры жилого дома N 32 по ул. Южной г.Моршанска. Претензий к МУП ТС г.Моршанска по перерасчету от жильцов не поступало. Ответчик также пояснил, что в связи с тем, что до начала отопительного сезона 2012 - 2013 г.г. письма от старшего по дому в адрес МУП ТС г.Моршанска о принятии общедомового прибора учета тепловой энергии на коммерческий учет не поступало, начисление за отопление в настоящее время производится по нормативу, т.е. по тарифу на тепловую энергию (1745,9 руб./Гкал) умноженного на норматив потребления тепловой энергии (0,0295 Гкал/кв. м в месяц), в результате чего получается стоимость одного квадратного метра отапливаемой площади в месяц (51,5 руб/кв. м).
Комиссией также проверено, что тариф на тепловую энергию утвержден приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.11.2012 N 123-Т, а норматив потребления - решением Моршанского городского совета народных депутатов от 27.08.2009 1237.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ответчик добровольно устранил нарушение антимонопольного законодательства, в подтверждение чего представил в материалы дела письменные пояснения и доказательства. Поэтому у Комиссии имеются основания для прекращения производства по делу в соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать Муниципальное унитарное предприятие Тепловых сетей г.Моршанска нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - злоупотребление доминирующим положением при расчете собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома N 32 по ул. Южная г.Моршанска Тамбовской области количества тепловой энергии по нормативу (применение расчётного способа для определения количества потребленной тепловой энергии) за отопительный период 2010 - 2011 годов, а не по показаниям прибора учета тепловой энергии, результатом которого явилось ущемление их интересов.
2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела должностному лицу Тамбовского УФАС России о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина Е.М. Вислобокова Е.В. Краснобаева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 1 июля 2013 г. N А4-2/12
Текст решения официально опубликован не был