Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии <_>
в отсутствие представителей ОАО "Полигон", комитета государственного заказа Тамбовской области, ходатайствовавших о рассмотрении жалобы без их участия,
рассмотрев жалобу ОАО "Полигон" (далее - Заявитель) на действия Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164200003013001707 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Комитет государственного заказа Тамбовской области опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003013001707 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по сбору, вывозу и размещению (захоронению) опасных отходов (непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов 1 - 3 класса опасности), находящихся на территории Тамбовской области (далее - Аукцион).
Заказчик - Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 000 000 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0164200003013001707-2 от 27.06.2013 аукционная комиссия Заказчика, рассмотрев вторые части заявок на участие в Аукционе, приняла решение отклонить заявки участников ОАО "Полигон" и ООО "Утиль".
Заявка ОАО "Полигон" была отклонена от участия в Аукционе по следующим основаниям: "Признать заявку N 1 ОАО "Полигон" не соответствующей требованиям, установленным п. 4.4 документации об аукционе в связи с наличием в документах, определенных ч. 6 ст. 41.8 недостоверных сведений об участнике размещения заказа:
Участником в первой части заявки дано согласие на выполнение работ в соответствии с требованиями документации об аукционе, в том числе с требованиями к качеству работ (п. 12 Информационного паспорта аукциона): Требования СанПиНа к полигону: наличие систем защиты от воздействия атмосферных осадков и ветра, ливневых, таловых и грунтовых вод, в том числе гидроизолированный железобетонный котлован (помещение) с перекрытием железобетонными плитами или иным гидроизолирующим перекрытием, исключающим контакт опасных отходов (непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов 1 - 3 класса опасности) с окружающей средой (почвой, водой, воздушной средой). Согласно представленного участником размещения заказа во второй части заявки Свидетельства о государственной регистрации права от 15 августа 2006 г. выполнение работ на указанных условиях невозможно".
Не согласившись с таким решением аукционной комиссии Заказчика, ОАО "Полигон" обратилось в антимонопольный орган.
Заявитель просит признать действия аукционной комиссии неправомерными и выдать Заказчику предписание.
Заказчик и комитет государственного заказа Тамбовской области на рассмотрение жалобы представили возражения, в которых указали, что считают жалобу Заявителя необоснованной, т.к. указанные выводы ошибочны и не основаны на законе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы открытого аукциона в электронной форме, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе следующие сведения:
1) требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу части 6 статьи 41.8 закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, следующие документы и сведения:
2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Предмет государственного контракта: выполнение работ по сбору, вывозу и размещению (захоронению) опасных отходов (непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов 1 - 3 класса опасности), находящихся на территории Тамбовской области.
В соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Реализуя названные положения законодательства, в п. 10 Информационного паспорта аукциона аукционной документации Заказчик установил вышеуказанные требования к содержанию второй части заявки.
Так, во вторых частях заявок участники размещения заказа должны представить документ, подтверждающий соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, а именно: лицензию на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 класса опасности, с допуском по обезвреживанию и размещению отходов средств обработки и защиты растений, средств дезинфекции 1 - 3 класса опасности на территории осуществления работ лицензируемого вида деятельности и территории всех регионов по пути следования к месту утилизации или обезвреживания.
Иных требований к участникам размещения заказа и подтверждению их соответствия требованиям, установленным действующим законодательством по предмету контракта, документация об аукционе не устанавливает.
Согласно действующему законодательству лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности обязательным является соблюдение лицензионных требований и условий.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IVклассов опасности" лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами являются в том числе:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются в том числе:
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, помещениях);
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ;
- сведения о наличии у соискателя лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ;
- сведения о наличии у соискателя лицензии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, в рамках лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов учитываются заключения о соответствии сооружений, в том числе полигонов для захоронения отходов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также заключениям экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по объектам строительства для размещения отходов.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает ряд обязательных требований к лицам, осуществляющим деятельность по обращению с отходами производства и потребления, и к объектам размещения отходов.
Проверка соблюдения лицензионных условий и требований Федеральных законов "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Об отходах производства и потребления" не относится к полномочиям и компетенции Заказчика (Управление по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области) и его аукционной комиссии.
ОАО "Полигон", представив в составе второй части заявки действующую лицензию серии П54 N 00025 от 10.03.2011, выданную Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов, в полном объеме выполнило требование п. 10 информационного паспорта аукционной документации.
Однако, аукционная комиссия Заказчика признала вторую часть заявки ОАО "Полигон" не соответствующей требованиям, установленным п. 4.4 документации об аукционе в связи с наличием в документах, определенных ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказа, недостоверных сведений об участнике размещения заказа, на основании предоставленного в составе вторых частей заявки ОАО "Полигон" свидетельства о государственной регистрации права от 15.08.2006, ввиду несоответствия полигона ОАО "Полигон" требованиям СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов".
Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к выводу о незаконности указанных действий аукционной комиссии Заказчика, основываясь на следующем.
Аукционная комиссия Заказчика выявила недостоверность в документе, не являющемся обязательным, - свидетельство о государственной регистрации права от 15 августа 2006 г., т.е. не включенном в ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
По сути, аукционная комиссия, проанализировав дополнительно вложенный ОАО "Полигон" документ - копию свидетельства о праве на полигон, усмотрела в нем несоответствие требованиям действующего законодательства касаемо исполнения по предмету контракта.
Однако, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что аукционная комиссия Заказчика не вправе давать оценку соответствия (несоответствия) полигона участника размещения заказа требованиям действующего законодательства, тем более, на основании одного документа - копии свидетельства о государственной регистрации права.
Условия Аукциона определяли требования к участникам размещения заказа, которым соответствует заявитель по жалобе, а не к их зданиям, сооружениям, оборудованию, выполнению работ и др.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика неправомерно признала заявку ОАО "Полигон" не соответствующей требованиям документации об аукционе, следовательно, необоснованно ее отклонила, чем нарушила требования ч. 7 ст. 41.11 Закона о размещении Заказов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ОАО "Полигон" обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч. 7 ст. 41.11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина В.В. Иванов А.А. Абанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 июля 2013 г. по делу N РЗ-168/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был