Резолютивная часть решения оглашена 3 сентября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель - руководитель Управления Гречишникова Е.А.
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.;
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.;
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Пономарева И.А.;
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Лукина Л.М.,
рассмотрев дело от 10.07.2013 N А2-11/13 по признакам нарушения администрацией Бокинского сельсовета (392523, Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, пер. Березовый, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в администрацию Тамбовского района Тамбовской области был сделан запрос (исх. от 29.04.2013 N 58-2-07/1468) о предоставлении информации в части обязательного конкурсного отбора по управлению многоквартирными домами (часть 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По представленным администрацией Тамбовского района Тамбовской области сведениям (исх. от 21.05.2013 N 2/4888, вх. от 27.05.2012 N 4440) ею было выдано 02.05.2012 разрешение N RU 68520000 - 50 на ввод объекта в эксплуатацию - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, пер. Дорожный, д. 32 (секция Д) (территория Бокинского сельсовета) обществу с ограниченной ответственностью "ЛукПол".
Тамбовское УФАС России установило, что администрация Бокинского сельсовета (исх. от 24.06.2013 N 674, вх.25.06.2013 N 5965), на территории которого введен новый дом, конкурсный отбор на право управления данного дома не проводила, полномочия по объявлению конкурса по отбору управляющих организаций для вновь введенных домов администрации района не передавала.
Тамбовское УФАС России по данному факту по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона защите конкуренции.
На рассмотрении дела присутствовал глава Бокинского сельсовета <<_>>.
Глава Бокинского сельсовета сообщил, что администрация не располагала сведениями о вводе многоквартирного жилого дома, так как не урегулирован вопрос о передаче информации о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию и передаче технической документации требуемой для проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации. По письменным соглашениям функции по выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию на территории Бокинского сельсовета были переданы администрации Тамбовского района, но не было оговорено дальнейшее взаимодействие. Факт нарушения признают.
Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела, рассмотрев материалы дела и выслушав стороны, установила следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 38-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" часть 13 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации изложена в следующей редакции:
в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
До вступления в силу изменений часть 13 статьи 161 ЖК действовала в следующей редакции:
в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил конкурс проводится на основе следующих принципов:
1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
2) добросовестная конкуренция;
3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;
4) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Таким образом, организация и проведение органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в том числе, в случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса, должны осуществляться в порядке, установленном Правилами.
Часть 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации является императивной нормой, подлежащей безусловному исполнению со стороны органов местного самоуправления.
Следует отметить, что в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса до заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом, который заключается не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
С учетом изложенного до 20 апреля 2013 года (вступления в силу изменений части 13 статьи 161 ЖК), орган местного самоуправления в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома обязан провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления этим многоквартирным домом. При этом договор управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией заключается на период до заключения договора управления многоквартирным домом с победителем указанного конкурса.
Реализация статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способствует развитию конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах.
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Тамбовским УФАС России был сделан запрос в администрацию Тамбовского района (исх. от 29.04.2013 N 58-2-07/1468) о предоставлении информации по исполнению обязательного конкурсного отбора по управлению многоквартирными домами (часть 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Администрация Тамбовского района письмом (исх. от 21.05.2013 N 2/4888) сообщила, что на территории Бокинского сельсовета Тамбовского района введен многоквартирный дом, и представила копию разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию N RU 68520000 - 50 от 02.05.2012, выданного застройщику - обществу с ограниченной ответственностью "ЛукПол" на ввод многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, пер. Дорожный, д. 32 (секция Д).
В пояснениях (исх. от 24.06.2013 N 674) на запрос Тамбовского УФАС России (от 06.06.2013 N 58-2-07/1910) администрация Бокинского сельсовета сообщила, что на основании соглашения о передаче полномочий по осуществлению градостроительной деятельности от 25.08.2011 администрация Бокинского сельсовета передала администрации Тамбовского района часть полномочий по осуществлению градостроительной деятельности, а именно: выдача разрешений на строительство и выдача разрешений на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории поселения. Полномочия, возложенные на органы местного самоуправления в области жилищных отношений, администрация Бокинского сельсовета администрации Тамбовского района не передавала.
Следовательно, после выдачи администрацией Тамбовского района Тамбовской области разрешения N RU 68520000 - 50 от 02.05.2012, администрация Бокинского сельсовета была обязана объявить конкурс по отбору управляющей организации в срок до 18 мая 2012 года.
Однако, администрация Бокинского сельсовета нарушила данные требования Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в данном доме по инициативе собственников 24 октября 2012 года было проведено общее собрание собственников жилого помещения, на котором собственники выбрали управляющую организацию "Управляющую компанию Строитель", что подтверждает представленная копия протокола общего собрания собственников жилых помещений.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В понятии пункта 1 статьи 4 Закона о Защите конкуренции конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
На рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г. Тамбове и в Тамбовском районе осуществляют деятельность около тридцати управляющих организаций.
Продуктовыми границами рынка - являются услуги по управлению многоквартирными домами. Географическими границами - город Тамбов и Тамбовский район.
Таким образом, непроведение администрацией Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации после ввода 20.02.2013 объекта в эксплуатацию - многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, пер. Дорожный, д. 32 (секция Д), является нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в бездействии, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке управления многоквартирными жилыми домами в с. Бокино Тамбовского района Тамбовской области.
Руководствуясь статьями 22, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать администрацию Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия, выразившегося в непроведении в соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тамбовская область, Тамбовский район, с. Бокино, пер. Дорожный, д. 32 (секция Д).
2. Предписание не выдавать в связи с избранием собственниками помещений управляющей компании.
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина В.В. Иванов И.А. Пономарева Л.М. Лукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 сентября 2013 г. N А2-11/13
Текст решения официально опубликован не был