Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 1 июля 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель: Гречишникова Е.А. - руководитель управления;
члены:
Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
Козырева М.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;
в присутствии представителей:
заместителя главы администрации города Кирсанова Тамбовской области <_> (доверенность от 17.06.2013 N 02-09/1364);
начальника управления по экономическому развитию предпринимательству и потребительского рынка товаров и услуг администрации города Кирсанова <_> (доверенность от 17.06.2013 N 02-09/1365);
начальника юридического отдела администрации города Кирсанова <_> (удостоверение от 01.01.2013 N 017);
представителя ООО "Аскон" - директора филиала ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок <_> (доверенность от 01.02.2011),
рассмотрев дело от 28.05.2013 N А4-6/13 по признакам нарушения администрацией г. Кирсанова Тамбовской области части 1 статьи 15, пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение Кирсановской межрайонной прокуратуры Тамбовской области о признаках нарушения антимонопольного законодательства в постановлении администрации города Кирсанова Тамбовской области "Об организации ярмарки на территории города Кирсанова" от 12.04.2013 N 440.
Согласно постановлению администрация города Кирсанова определила ответственным за предоставление в аренду торговых мест, формирование и ведение реестра участников ярмарки, уборку территории, сбор арендной платы управляющую рынком компанию ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок" (далее - ООО "Аскон").
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела представители администрации города Кирсанова Тамбовской области пояснили, что постановлением администрации города Кирсанова от 16.05.2013 N 555 внесены изменения в постановление N 440 от 12.04.2013, согласно которых, принимая во внимание опыт работы по организации ярмарки, принято решение о заключении временного договора с управляющей рынком компанией ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок" на оказание услуг, связанных с обеспечением торговли на территории ярмарки, до проведения конкурса по выбору администратора ярмарки. Постановлением администрации города Кирсанова от 27.05.2013 N 605 (с изменениями от 03.06.2013 и 07.06.2013) утверждена конкурсная документация и определена дата проведения конкурса 16.07.2013. Причиной заключения временного договора с управляющей рынком компанией ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок явилось то, что проведение конкурса по выбору администратора ярмарки займет значительное время.
Представитель ООО "Аскон" на рассмотрении дела сообщил, что Общество ранее осуществляло предоставление торговых мест на арендованных земельных участках. В настоящее время администрация города Кирсанова самостоятельно организовала ярмарку. ООО "Аскон" было вынуждено расторгнуть договоры предоставление в аренду торговых мест с участниками прежней ярмарки, так как их не устраивало место расположения ярмарке, где ранее она проходила.
Пунктом 1 постановления от 12.04.2013 N 440 администрацией города Кирсанова Тамбовской области определено, организовать с 12 мая 2013 года проведение ярмарок каждые четверг и воскресение с 7 до 15 часов на ул. Рабоче-Крестьянская в границах от фонтана до ул. 50 лет Победы, на территории земельного участка по ул. Рабоче-Крестьянская, 50б и по ул. 50 лет Победы до Пенсионного фонда.
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
Администрацией города Кирсанова Тамбовской области принято постановление от 12.04.2013 N 440 "Об организации ярмарок на территории города Кирсанова".
Согласно пункту 4 указанного постановления, ответственным за предоставление в аренду торговых мест, формирование и ведение реестра участников ярмарки, уборку территории, сбор арендной платы назначена управляющая рынком компания ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок" (далее - ООО "Аскон").
В соответствии со статьей 11 Федерального Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговли) ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки).
Организатором ярмарки на территории города Кирсанова Тамбовской области, как следует из вышеназванного постановления, является Администрация города Кирсанова Тамбовской области.
Согласно части 4, 5 статьи 11 Закона о торговли организатор ярмарки осуществляет деятельность по предоставлению торговых мест на ярмарке для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам и определяет размер платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги) с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказание услуг).
В ходе рассмотрения дела установлено, что администрация города Кирсанова Тамбовской области приняла постановление от 16.05.2013 N 555 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 12 апреля 2013 N 440 "Об организации ярмарок на территории города Кирсанова" согласно которому пункт 4 изложен в следующей редакции: "Заключить временный договор с управляющей рынком компанией филиалом ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок" до проведения конкурса на выбор администратора ярмарки, на оказание услуг, связанных с обеспечением торговли на территории ярмарки, учитывая опыт работы по организации ярмарки, с 16.05.2013 по 07.07.2013". Во исполнение указанного постановления администрация города Кирсанова Тамбовской области заключила с филиалом ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок" договор от 16.05.2013 об обеспечении функционирования и санитарного содержания ярмарки на территории города Кирсанова.
Согласно пункту 1.2 договора об обеспечении функционирования и санитарного содержания ярмарки на территории города Кирсанова определены требования по обслуживанию ярмарки, а именно:
- подготовка площадки для функционирования ярмарки;
- поддержание в чистоте территории ярмарки в период ее работы;
- уборка территории ярмарки и прилегающих к ней территорий после окончания работы ярмарки;
- вывоз мусора после окончания работы ярмарки, обеспечение подключения к источникам энергообеспечения на период действия ярмарки (при необходимости);
- обеспечение ярмарки общественным туалетом, биотуалетом;
- установка контейнеров и урн для сбора мусора.
В соответствии с пунктом 2.2 вышеназванного договора ООО "Аскон" обязуется:
- получить в управление по экономическому развитию администрации города схему размещения торговых мест и перечень субъектов торговой деятельности, участвующих в ярмарке;
- размещать участников ярмарки на ярмарке строго в соответствии со схемой размещения торговых мест;
- получать плату за предоставленные места на ярмарке (а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли на ярмарке), размер которой утвержден решением городского Совета народных депутатов;
- обеспечить функционирование и санитарное содержание ярмарки в соответствии с договором, освобождение занимаемой территории и приведение ее в надлежащее санитарно-техническое состояние по окончании работы ярмарки осуществляется в течение 3 часов.
Согласно пункту 1 Решения от 23.05.2013 N 246 "Об установлении размера стоимости 1 кв м. торгового места, предоставляемого на территории ярмарки" (утв. Кирсановского городского Совета народных депутатов), стоимость 1 квадратного метра торгового места, предоставляемого на территории ярмарок выходного дня, установлена в размере 40 рублей.
В соответствии с постановлением администрации города Кирсанова Тамбовской области от 16.05.2013 N 555 ООО "Аскон" осуществляет предоставление торговых мест и получает за это плату.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что администрация города Кирсанова Тамбовской области, определив ООО "Аскон" ответственным за предоставление в аренду торговых мест, формирование и ведение реестра участников ярмарки, уборку территории, сбор арендной платы и заключив с Обществом договор об обеспечении функционирования и санитарного содержания ярмарки на территории города Кирсанова, по сути обеспечила данному Обществу неконкурентные преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке услуг по предоставлению торговых мест.
Кроме того, принятие администрацией города Кирсанова Тамбовской области постановления от 16.05.2013 N 555 о заключении договора с управляющей рынком компанией филиалом ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок" в приоритетном порядке без проведения торгов, при наличие предполагаемых претендентов, готовых осуществлять данный вид деятельности, является предоставление муниципальной преференцией в понимании п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, которой муниципальной преференцией признается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот (п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции муниципальной преференцией понимается предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности путем передачи, в частности муниципального имущества. В данном случае ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок" фактически предоставляется муниципальный земельный участок для последующего предоставления в аренду иным лицам.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Порядок предоставления муниципальной преференции установлен статьей 20 Закона о защите конкуренции. Органы местного самоуправления, имеющие намерение предоставить муниципальную преференцию, направляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на предоставление такой преференции (статья 20).
Установлено, что администрация города Кирсанова Тамбовской области не обращалась в Тамбовское УФАС России с заявлением о даче согласия на предоставление ООО "Аскон" Кирсановский городской рынок" муниципальной преференции.
В соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции, безусловно запрещается органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции (пункт 7).
Действующим федеральным законодательством не установлена правовая возможность органов местного самоуправления содействовать осуществлению предпринимательской деятельности отдельного хозяйствующего субъекта.
При таких обстоятельствах рассмотренные акты администрации города Кирсанова Тамбовской области противоречат антимонопольному законодательству, поскольку осуществляется неправомерное способствование осуществлению деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "Аскон.
Таким образом, администрация города Кирсанова Тамбовской области при принятии постановлений от 12.04.2013 N 440 "Об организации ярмарок на территории города Кирсанова", от 16.05.2013 N 555 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 12 апреля 2013 N 440 "Об организации ярмарок на территории города Кирсанова" допустила нарушение части 1 статьи 15 и пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела установлено, что администрация города Кирсанова Тамбовской области приняла постановление от 27.05.2013 N 605 (с изменениями от 03.06.2013 и 07.06.2013), которым утвердила конкурсную документацию по проведению конкурса по определению администратора ярмарок на территории города Кирсанова (далее - Конкурсная документация).
Комиссия Тамбовского УФАС России при анализе Конкурсной документации выявила признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции. Так, в Конкурсной документации отсутствуют четкие и конкретные показатели критериев оценки участников конкурса, подлежащие оценке конкурсной комиссией и методика их оценки может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке услуг по предоставлению торговых мест на ярмарке, в том числе к нарушению порядка определения победителя (победителей) конкурса.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией города Кирсанова Тамбовской области части 1 статьи 15 и пункта 7 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49, статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия
решила:
1. Признать администрацию города Кирсанова Тамбовской области нарушившей часть 1 статьи 15 и пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции при принятии постановлений N 440 от 12.04.2013 "Об организации ярмарок на территории города Кирсанова", N 555 N 16.05.2013 "О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 12 апреля 2013 N 440 "Об организации ярмарок на территории города Кирсанова".
2. Выдать администрации города Кирсанова Тамбовской области предписание о внесение в срок до 15 июля 2013 года изменений в акт, нарушающий антимонопольное законодательство, а именно: отменить пункт 4 постановления администрации города Кирсанова Тамбовской области от 16.05.2013 N 555.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения Закона о защите конкуренции при утверждении документации о конкурсе.
Днем принятия решения считается дата его изготовления в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина Е.М. Вислобокова М.А. Козырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 1 июля 2013 г. по делу N А4-6/13 о нарушении антимонопольного законодательства
Текст решения официально опубликован не был