Резолютивная часть решения объявлена 25 июля 2013 года
Решение в полном объёме изготовлено 30 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
Мазаева С.В. - временно исполняющая обязанности руководителя управления,
Члены комиссии:
Колодина Н.Н. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Вислобокова Е.М. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
Коровина В.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов,
рассмотрев дело N А4-7/13 по признакам нарушения администрацией Бондарского сельского совета Бондарского района Тамбовской области (393230, Тамбовская область, с. Бондари, ул. Советская, д. 19) пункта 7 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии главы Бондарского сельсовета <_> (полномочия проверены),
представитель заинтересованного лица на рассмотрении дела не явился, извещен надлежащим образом.
установила:
Тамбовское УФАС России при осуществлении государственного антимонопольного контроля выявило, что администрация Бондарского сельсовета Бондарского района Тамбовской области передала в пользование ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" муниципальное имущество - комплекс объектов водоснабжения и водоотведения Бондарского сельсовета без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом. В связи с чем, в действиях администрации Бондарского сельсовета усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
По данному факту было возбуждено настоящее дело.
Глава Бондарского сельсовета на рассмотрении дела пояснил, что в ноябре 2012 года от ООО "Жилкомсервис" было получено сообщение о прекращении предоставления коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения на территории Бондарского сельсовета. Поскольку население сельсовета (5700 человек) могло остаться без водоснабжения и водоотведения, то срочно было предложено ООО "Жилкомхоз" взять на себя обязанности по предоставлению этих услуг. Одновременно началась работа по организации и проведению конкурса на право аренды муниципального имущества. 28.11.2012 был заключен договор на проведение оценки рыночной стоимости права аренды за пользование объектами водоснабжения и водоотведения. Также начался процесс регистрации администрации Бондарского сельсовета на сайте www.torgi.gov.ru, 16.12.2012 письмом в адрес администратора сайта был направлен пакет документов. Окончательно администрация Бондарского сельсовета была зарегистрирована 01.02.2013. Но и после регистрации администрация сельсовета не смогла сразу объявить конкурс, так как сети водоснабжения не соответствовали нормам и было необходимо разработать план мероприятий, а также получить разрешение в Роспотребнадзоре. И только после согласования временных отклонений от гигиенических нормативов качества питьевой воды 14.03.2013 администрация объявила конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества. В целях соблюдения законодательства, 10.01.2013 с ООО "Жилкомхоз" был заключен договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения сроком на 30 дней. По истечении указанного срока имущество оставалось у общества в пользовании вплоть до 3 июня 2013 года (дата заключения договора аренды по торгам).
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, проведя анализ и оценку обстоятельств дела, пришла к следующим выводам.
1 декабря 2012 года ООО "Жилкомсервис" и администрация Бондарского сельсовета Бондарского района Тамбовской области пришли к соглашению о расторжении генерального договора жилищно-коммунального обслуживания от 01.08.2006, вследствие чего общество передало в казну муниципальное имущество (объекты водоснабжения) по акту приема-передачи артезианских скважин от 01.12.2012.
Ранее, глава Бондарского сельсовета Тамбовской области письмом (исх. от 23.11.2012 N 02-26/340) предложило другому хозяйствующему субъекту - ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" безвозмездно взять на себя обязанности предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению населению Бондарского сельсовета.
10 января 2013 года администрация Бондарского сельсовета Бондарского района Тамбовской области и ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" заключили договор N 2 аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности (объекты водоснабжения и водоотведения) сроком на 30 календарных дней. Размер арендной платы, согласно пункту 2.2.9 договора, составил 16 959.33 руб.
Согласно Акту приема-передачи муниципального имущества в аренду от 10.01.2013 администрация Бондарского сельсовета передала ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" 40 объектов муниципального имущества, необходимых для оказания услуг водоснабжения и водоотведения населению Бондарского сельсовета.
Как следует из пояснений главы Бондарского сельсовета <_>. (вх. от 25.07.2013 N 7297), по истечении указанного в договоре срока его действия, муниципальное имущество не было возвращено в казну, а с 9 февраля 2013 года по 2 июня 2013 года оставалось в пользовании у ООО "Жилищное коммунальное хозяйство". При этом за данным обществом перед муниципальным бюджетом образовалась задолженность по арендной плате за весь период пользования имуществом.
Таким образом, администрация Бондарского сельсовета передала ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" в пользование муниципальное имущество - имущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Бондарский сельсовет на срок, превышающий 30 календарных дней (с 10 января по 2 июня 2013 года) без проведения торгов, что является нарушением установленного частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядка заключения договоров аренды муниципального имущества или иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества.
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции установлен особый порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.
Частью 1 названной статьи установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в случаях, предусмотренных указанной частью статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
В частности допускается предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (пункт 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, Закон о защите конкуренции допускает заключение в отношении муниципального имущества договора аренды или иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества, без проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров, однако, срок такого договора не может превышать тридцать календарных дней и не может перезаключаться на новый срок в течение шести последовательных календарных месяцев с одним лицом.
В результате незаконной передачи администрацией Бондарского сельсовета Бондарского района Тамбовской области муниципального имущества на срок более 30 дней без проведения обязательной процедуры торгов, не было обеспечено открытое соперничество хозяйствующих субъектов, желающих приобрести права на такое имущество, что привело или могло привести к ограничению прав хозяйствующих субъектов, которые могли бы претендовать на заключение договоров в отношении муниципального имущества, а предоставление ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" муниципального имущества без торгов обеспечило более выгодные условия его деятельности.
Согласно пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое
обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем
предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий, является муниципальной преференцией.
Процедура предоставления муниципальных преференций регламентирована главой 5 Закона о защите конкуренции.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7).
Таким образом, действия администрации Бондарского сельсовета по передаче ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" муниципального имущества в пользование на срок более, чем 30 календарных дней (с 10.01.2013 по 02.06.2013), без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом, создали преимущественные условия деятельности отдельному хозяйствующему субъекту.
На основании изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о нарушении администрацией Бондарского сельсовета Бондарского района Тамбовской области пункта 7 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Доводы администрации Бондарского сельсовета, изложенные в письменных пояснениях (исх. от 23.07.2013 N 01-27/176, вх. от 23.07.2013 N 7211), в том числе о принятии необходимых мер для регистрации в качестве организатора торгов на сайте www.torgi.gov.ru в сети Интернет, а также урегулирование иных вопросов перед проведением аукциона, не свидетельствуют об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства при предоставлении муниципального имущества в пользование ООО "Жилищное коммунальное хозяйство".
В процессе рассмотрения дела Комиссией установлено, что 27 марта 2013 года в сети Интернет на сайте www.torgi.gov.ru администрация Бондарского сельсовета разместила объявление о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества - имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Бондарского сельсовета Бондарского района Тамбовской области (40 объектов).
На участие в данном открытом аукционе заявку подал единственный участник - ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" (протокол N 2/13-ОА от 20.05.2013). Его заявка была признана соответствующей аукционной документации, а аукцион признан не состоявшимся.
По итогам аукциона, на основании решения Конкурсной комиссии (протокол от 23.05.2013 N 270313/2411122) 3 июня 2013 года с единственным участником (ООО "Жилищное коммунальное хозяйство") был заключен договор аренды N 1 муниципального имущества - имущественного комплекса объектов водоснабжения, водоотведения Бондарского сельсовета Бондарского района Тамбовской области.
В связи с тем, что администрацией Бондарского района проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества - имущественного комплекса объектов водоснабжения, по результатам которого 03.06.2013 с ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" заключен договор аренды муниципального имущества, отсутствуют основания для выдачи предписания.
Руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 15, частью 1 статьи 17.1, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
решила:
1. Признать администрацию Бондарского сельского совета Бондарского района Тамбовской области нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции - предоставление муниципальной преференции отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "Жилищное коммунальное хозяйство" посредством передачи в аренду муниципального имущества - имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения Бондарского сельсовета Бондарского района Тамбовской области без проведения торгов и в нарушение установленного порядка согласования с антимонопольным органом.
2. Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены Комиссии |
Н.Н. Колодина Е.М. Вислобокова В.В. Коровина |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 июля 2013 г. N А4-7/13
Текст решения официально опубликован не был