Резолютивная часть решения объявлена 1 августа 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 6 августа 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-11/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы алкогольной продукции без предупреждения о вреде ее чрезмерного употребления, а также содержащей утверждение, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению эмоционального состояния, с использованием иностранного языка без перевода на государственный язык Российской Федерации,
в присутствии директора ООО "Лазурит Тамбов",
установила:
21 февраля 2013 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в помещении торгового центра "Европа" (г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1) установлена переносная рекламная конструкция с информацией следующего содержания: "Разливное ЗДЕСЬ!". Указанная надпись сопровождается изображением кружки пива с пеной и стрелкой, показывающей направление к торговой точке, реализующей пиво. Также на рекламной конструкции размещаются надписи на иностранном языке "Feel it, Don't Worry".
В торговой точке "icebeerg. Сеть пивных магазинов", расположенной в помещении торгового центра "Европа", размещаются рекламные плакаты следующего визуально-графического содержания: "Разливное пиво!" с изображением кружки пива c пеной и стрелкой, показывающей направление к стойке с пивом. На данной стрелке размещена надпись на иностранном языке "Always fresh beer!". На дальней стороне торговой точки размещается плакат с изображением кружки пива, автомобилем и следующими надписями "Beer. Be Crazy! Be happy! New beer! Don't Worry!".
По факту распространения рекламы алкогольной продукции без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления, а также содержащей утверждение, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению эмоционального состояния, с использованием иностранного языка без перевода на государственный язык Российской Федерации по признакам нарушения части 11 статьи 5, пункта 1 части 1, части 3 статьи 21 Закона "О рекламе" в отношении ООО "Лазурит Тамбов" возбуждено настоящее дело.
ООО "Лазурит Тамбов" письмом от 01.08.2013 N 47 (вх. N 7486) сообщило, что факт нарушения рекламного законодательства не признает, слова на иностранном языке не являются рекламой, так как не рекламируют конкретный продукт, а содержат информационные указатели, которые информируют потребителей о хозяйственной деятельности торговой точки. Кроме того, данные слова не содержат утверждения о том, что употребление алкогольной продукции - пива способствуют улучшению эмоционального состояния потребителей, поскольку размещены в произвольном порядке и не собраны в отдельные предложения. Если перевести иностранные слова, содержащиеся в оформлении отдела, то они обозначат, что компания гарантирует продажу качественного и свежего продукта.
На рассмотрении дела 01.08.2013 директор ООО "Лазурит Тамбов" сообщил, что документы и материалы, связанные с размещением и изготовлением рекламы, Общество представить не может, поскольку предыдущие директора ООО "Лазурит Тамбов" никаких документов не сохранили.
Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, относятся к алкогольной продукции.
Вышеуказанные изображения и надписи на плакатах, а также на переносной рекламной конструкции направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируют и поддерживают интерес потребителей к приобретению разливного пива в торговой точке "icebeerg. Сеть пивных магазинов", следовательно, являются рекламой алкогольной продукции.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждающей надписью о вреде чрезмерного употребления пива. Таким образом, данная реклама распространялась в нарушение части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
Кроме того, при распространении рекламы пива использовались словосочетания на иностранном языке: "Feel it, Don't Worry! Always fresh beer! Beer. New beer! Be Crazy! Be happy!".
В переводе с английского языка слово "feel" - (глагол) "чувствовать", словосочетание "feel it" переводится как "почувствовать это", слово "worry" - (глагол) беспокоиться, словосочетание "don't worry" означает "не беспокойся". Слово "beer" - (существительное) пиво, словосочетание "new beer" означает "новое пиво", словосочетание "always fresh beer" в переводе с английского означает "всегда свежее пиво". Слово "crazy" - (прилагательное) сумасшедший, словосочетание "be crazy" в переводе на русский язык "быть сумасшедшим". Слово "happy" - (прилагательное) счастливый, словосочетание "be happy" переводится на русский язык как "быть счастливым".
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона "О рекламе" при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации").
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
В вышеуказанной рекламе продажи пива использован иностранный язык без перевода на государственный язык Российской Федерации, следовательно, вышеуказанная реклама распространялась в нарушение части 11 статьи 5 Закона "О рекламе".
Данная информация с использованием иностранного языка направлена на привлечение внимания к продаже алкогольной продукции в торговой точке "icebeerg. Сеть пивных магазинов", поддерживает и повышает интерес потребителей к приобретению и потреблению пива.
Лозунги, используемые в рекламе "Feel it, Don't Worry", что в переводе с английского означает "Не беспокойся! Почувствуй это!", "Beer. Be Crazy! Be happy! New beer! Don't Worry!" в переводе с английского означает "Пиво. Новое пиво. Будь сумасшедшим, будь счастливым", в совокупности с изображением кружки пива с пеной и надписью "Разливное ЗДЕСЬ!", содержат призыв к употреблению пива, что при отсутствии предупреждения о вреде его чрезмерного потребления создает впечатление, что употребление пива способствует улучшению эмоционального состояния человека.
В силу пункта 1 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
Таким образом, при распространении вышеуказанной рекламы нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе".
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную деятельность в торговой точке "icebeerg. Сеть пивных магазинов", расположенной в помещении торгового центра "Европа" (г. Тамбов, б. Энтузиастов, д. 1) является ООО "Лазурит Тамбов" (ИНН 6829036722, ОГРН 1076829008299).
Довод ООО "Лазурит Тамбов", что слова на иностранном языке не являются рекламой, так как не рекламируют конкретный продукт, является необоснованным в связи со следующим.
Информация, размещенная на переносной рекламной конструкции в помещении торгового центра "Европа" (г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1), а также на плакатах, размещенных в торговой точке "icebeerg. Сеть пивных магазинов", отвечает всем признакам рекламы, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе", а именно, адресована неопределенному кругу лиц, поскольку конструкция и плакаты располагались в помещении торгового центра "Европа" и информация, размещенная на них, была доступна неопределенному кругу лиц, проходящим мимо торговой точки "icebeerg. Сеть пивных магазинов", и использовалась ООО "Лазурит Тамбов" в целях формирования и поддержания интереса к алкогольной продукции - пиву. Кроме того, на указанных плакатах присутствует изображение кружки пива с пеной, автомобиль и надписи на иностранном языке, выполненные в ярком красочном стиле, что привлекало к данной информации дополнительное внимание потребителей.
Довод ООО "Лазурит Тамбов", что иностранные слова не содержат утверждения о том, что употребление алкогольной продукции-пива способствуют улучшению эмоционального состояния потребителей, поскольку размещены в произвольном порядке и не собраны в отдельные предложения, является необоснованным.
Разбивка слов на отдельные фразы лишь усиливают эмоциональную окраску рекламы и стимулируют потребителей к приобретению алкогольной продукции, поскольку фразы "Feel it, Don't Worry", что в переводе с английского означает "Не беспокойся! Почувствуй это!", "Beer. Be Crazy! Be happy! New beer! Don't Worry!" в переводе с английского означает "Пиво. Новое пиво. Будь сумасшедшим, будь счастливым" создают впечатление о благоприятном воздействии употребления пива на организм.
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, предусмотренных частью 11 статьи 5, пунктом 1 части 1, частью 3 статьи 21 Закона "О рекламе", несет как рекламодатель так и рекламораспространитель - ООО "Лазурит Тамбов".
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Установлено, что в настоящее время рекламный штендер и рекламные плакаты демонтированы, т.е. ООО "Лазурит Тамбов" устранило нарушение законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции - пива, размещенную в помещении торгового центра "Европа" (г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1) на переносной рекламной конструкции с информацией "Разливное ЗДЕСЬ!" и надписью на иностранном языке "Feel it, Don't Worry", а также рекламу, размещенную в торговой точке "icebeerg. Сеть пивных магазинов", расположенной в помещении торгового центра "Европа" на рекламном плакате "Разливное пиво!" с изображением кружки пива c пеной и надписью на иностранном языке "Always fresh beer!" и плакате с изображением кружки пива, автомобилем и следующими надписями "Beer. Be Crazy! Be happy! New beer! Don't Worry!", поскольку в ней были нарушены требования части 11 статьи 5, пункта 1 части 1, части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Лазурит Тамбов".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены комиссии |
К.И. Мурзин К.С. Семикина А.Н. Мясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 6 августа 2013 г. N Р-11/13
Текст решения официально опубликован не был