Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 7 мая 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-16/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы алкогольной продукции с использованием образа человека,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <_>,
установила:
14 марта 2013 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств наружной рекламы на соответствие требованиям законодательства РФ о рекламе установлено, что на здании продуктового магазина "НАТАША" (Тамбовская обл., р.п. Ржакса, ул. Интернациональная, д. 183) размещается реклама следующего визуально-графического содержания: "Пиво. Квас" с изображением мужчины, держащего в руке кружку, наполненную пенным напитком. Внизу плаката размещается надпись: "Чрезмерное употребление пива ведет к алкоголизму".
По факту распространения рекламы алкогольной продукции по признакам нарушения пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" в отношении ИП <_> возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела ИП <_> заявила, что данная реклама не указывает, какой конкретно напиток пьет мужчина из кружки, в связи с чем не может демонстрировать процесс потребления алкогольной продукции.
ИП <_> письмом от 19.04.2013 (вх. N 3324) сообщила, что в 2010 году заказала данный рекламный плакат (договор и чек не сохранила) и самостоятельно разместила его на стене магазина.
Комиссия, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Одним из видов алкогольной продукции является пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Согласно пункту 13.1 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Вышеуказанное изображение, содержащее образ мужчины, держащего в руке кружку, наполненную пенным напитком, а также изображение раков и надписей "ПИВО", "Чрезмерное употребление пива ведет к алкоголизму" на здании продуктового магазина "НАТАША" ассоциируются у потребителя с потреблением пива, направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируют и поддерживают интерес потребителей к пиву, реализуемому в данном магазине, следовательно, являются рекламой алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку вышеуказанная реклама алкогольной продукции размещена на внешней стене здания продуктового магазина "НАТАША" (Тамбовская обл., р.п. Ржакса, ул. Интернациональная, д. 183), данная реклама распространяется в нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
К признакам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции относится показ в рекламе человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции.
Рассматриваемая реклама демонстрирует процесс потребления алкогольной продукции, при этом используются образы людей и животных, а именно: образ мужчины, держащего в руке кружку, наполненную пенным напитком, а также изображение раков, которые сопровождаются надписями: "ПИВО", "Чрезмерное употребление пива ведет к алкоголизму". Таким образом, данная реклама алкогольной продукции распространяется в нарушение пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 6 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе".
Хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную деятельность в магазине "НАТАША" (Тамбовская обл., р.п. Ржакса, ул. Интернациональная, д. 183), является индивидуальный предприниматель <_>.
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 5, пунктом 5 части 2 статьи 21, пунктом 6 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе", несет как рекламодатель так и рекламораспространитель - ИП <_>.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Следовательно, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Доказательства устранения нарушения в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции - пива с изображением мужчины, держащего в руке кружку, наполненную пенным напитком, сопровождающуюся надписями "ПИВО", "Чрезмерное употребление пива ведет к алкоголизму", размещавшуюся на здании продуктового магазина "НАТАША" (Тамбовская обл., р.п. Ржакса, ул. Интернациональная, д. 183), поскольку в ней были нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 5 части 2 статьи 21, пункта 6 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения частей 2.1, 3 статьи 21 Закона "О рекламе" и представить доказательства его исполнения в двухнедельный срок со дня получения предписания.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП <_>.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
К.И. Мурзин Т.В. Заботнова А.Н. Мясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 7 мая 2013 г. N Р-16/13
Текст решения официально опубликован не был