Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 июня 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии:
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,
специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
в присутствии представителя НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" <_>,
рассмотрев дело N Р-22/13 по признакам нарушения требований пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту распространения рекламы с изображением дорожных знаков,
руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правил рассмотрения дел),
установила:
29 марта 2013 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств наружной рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что при въезде в город Рассказово на заборе, расположенном вдоль автодороги "Тамбов-Уварово-Мучкапский", размещалась реклама автошколы "АВТО-ДИАГНОСТИКА" следующего содержания: "АВТОШКОЛА, АВТО-ДИАГНОСТИКА. Тел. 38-3-88. www.автошкола68.рф www.autoshkola68.ru ул. Советская, 125, корп. 1". Указанная реклама сопровождалась изображением знаков дорожного движения "светофорное регулирование" (1.8), "движение без остановки запрещено" (2.5), "движение направо или налево" (4.1.6), "рекомендуемая скорость" (6.2), а также изображением знака, обозначающего учебное транспортное средство, светофора и учебной машины (Приложение А "Изображения, номера и наименования знаков" ГОСТ Р 52290-2004).
В отношении ООО "Авто-Диагностика" (393250, Тамбовская обл., г. Рассказово, ул. Советская, 125, корп. 1) возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
В ходе рассмотрения дела на основании установленных обстоятельств в соответствии с пунктом 32 Правил рассмотрения дел определением от 07.05.2013 произведена замена лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе: к участию в деле в данном статусе привлечено НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" (ОГРН 1106800001549, 393255, Тамбовская обл., Рассказовский район, 29 км. автодороги "Тамбов-Уварово-Мучкапский").
Представитель НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" на рассмотрении дела факт нарушения рекламного законодательства не признал, пояснил, что рассматриваемая информация является вывеской, а не рекламой, в связи с чем, требования Закона о рекламе на указанную информацию не распространяются.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика", пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе, реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности дорожного движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
Характеристики каждого конкретного дорожного знака установлены в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст, Национальном стандарте ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 121-ст, которыми определены не только размеры знаков, но и их визуальное изображение.
Изображение предупреждающего дорожного знака "светофорное регулирование" (1.8) (Таблица А.1 - Предупреждающие знаки. ГОСТ Р 52290-2004) представляет собой равносторонний треугольник, обведенный по контуру красным цветом, внутри которого находится изображение светофора.
Изображение знака приоритета "движение без остановки запрещено" (2.5) (Таблица А.2 - Знаки приоритета. ГОСТ Р 52290-2004) представляет собой правильный восьмиугольник, внутри которого находится надпись "STOP".
Изображение предписывающего знака "движение направо или налево" (4.1.6) (Таблица А.4 - Предписывающие знаки. ГОСТ Р 52290-2004) представляет собой круг синего цвета, внутри которого находится изображение стрелок белого цвета, указывающих направление направо и налево.
Изображение информационного знака "рекомендуемая скорость" (6.2) (Таблица А.6 - Информационные знаки. ГОСТ Р 52290-2004) представляет собой квадрат синего света, внутри которого находится надпись "50".
В данном случае установлено, что 29.03.2013 при въезде в город Рассказово на заборе, расположенном вдоль автодороги "Тамбов-Уварово-Мучкапский", размещалась информация, которая содержала все вышеуказанные изображения, а именно: изображение предупреждающего дорожного знака "светофорное регулирование" (1.8), знака приоритета "движение без остановки запрещено" (2.5), предписывающего знака "движение направо или налево" (4.1.6), информационного знака "рекомендуемая скорость" (6.2) в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004.
УГИБДД УМВД России по Тамбовской области представило письменные пояснения (вх. N 3487 от 24.04.2013), в которых указало, что рассматриваемые изображения по типоразмеру, материалу из которого они изготовлены и по месту расположению не соответствуют ГОСТ Р 52290-2004, а потому не являются дорожными знаками, при этом указанные знаки имеют визуальное сходство с дорожными знаками.
С учетом изложенного, а также визуального сопоставления изображений дорожных знаков на рассмотренной конструкции с изображением дорожных знаков в Приложение А "Изображения, номера и наименования знаков" ГОСТ Р 52290-2004, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемой конструкции применены изображения, имеющие сходство с дорожными знаками.
В силу того, что дорожные знаки предназначены для регулирования движения машин и иных подобных механизмов, сигнализируя о характере нужного или рекомендуемого движения, направления, реклама должна исключать возможность визуального их напоминания.
Следовательно информация, привлекающая внимание водителей, не должна выглядеть похожей на дорожный знак, так как ассоциация изображений, не являющихся дорожными знаками, с дорожными знаками в любой обстановке способна ввести в заблуждение водителей, может запутать участника дорожного движения, отвлечь и создать опасную ситуацию на дороге.
Изображения дорожных знаков на рассматриваемой рекламной конструкции не являются дорожными знаками, но имеют визуальное сходство с ними, следовательно, могут отвлечь и ввести в заблуждение участников дорожного движения, создать угрозу безопасности дорожного движения.
Таким образом, вышеуказанная реклама распространяется в нарушение пункта 3 части 4 статьи 5 Закона "О рекламе".
Помимо изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционные и иные предназначенные для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановочных пунктах движения общественного транспорта.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Рассматриваемая рекламная конструкция размещена на заборе учебной площадки, находящийся в пользовании у НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" на основании договора аренды от 29.12.2012.
Земельный участок, на котором размещен указанный объект недвижимости, находится на территории Рассказовского района Тамбовской области.
Согласно письму Рассказовского райсовета (от 04.06.2013 N 01.19/94) за получением разрешения на размещение рекламной конструкции НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" в администрацию Рассказовского района Тамбовской области не обращалось.
Доказательства наличия такого разрешения не представлены и учреждением.
С учетом изложенного, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение части 9 статьи 19 Закона о рекламе.
Довод НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика", что рассматриваемая конструкция является вывеской, а не рекламой, является необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В части 2 статьи 9 Закона "О защите прав потребителей" указано, что если вид деятельности, осуществляемый исполнителем, подлежит лицензированию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере лицензии, сроках ее действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию.
В соответствии с Уставом Негосударственного образовательного учреждения "Автошкола "Авто-Диагностика" сокращенное наименование учреждения НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" (п. 1.3), место нахождения учреждения: 393255, Тамбовская обл., Рассказовский район, 29 км. автодороги "Тамбов-Уварово-Мучкапский" (п. 1.11).
Учреждение обладает лицензией Управления образования и науки Тамбовской области от 31.03.2011 N 13/703 на право ведения образовательной деятельности по программам профессиональной подготовки водителей категорий "В", "ВС", "С".
Таким образом, в рассматриваемом случае, видом деятельности НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика", о котором следовало сообщить потребителям, является образовательная деятельность, осуществляемая обществом на основании лицензии N 13/703 от 31.03.2011, выданной Управлением образования и науки Тамбовской области, адрес местонахождения учреждения: 393255, Тамбовская обл., Рассказовский район, 29 км. автодороги "Тамбов-Уварово-Мучкапский".
При этом, вышеуказанная информация на основании части 3 статьи 9 Закона "О защите прав потребителей" должна быть доведена до сведения потребителей в месте осуществления деятельности, в том числе, если деятельность осуществляется во временных помещениях, то есть вне постоянного места нахождения.
Следовательно, информация о местонахождении, виде деятельности НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" (образовательная деятельность) номере лицензии N 13/703 от 31.03.2011), сроках ее действия (бессрочная), а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию (Управление образования и науки Тамбовской области), должна быть доведена до потребителя в месте нахождения общества, а не на заборе, расположенном вдоль автодороги "Тамбов-Уварово-Мучкапский" при въезде в город Рассказово.
Таким образом, информация, размещенная на заборе, расположенном вдоль автодороги "Тамбов-Уварово-Мучкапский" при въезде в город Рассказово, не соответствует требованиям статьи 9 Закона "О защите прав потребителей", ни по содержанию, ни по месту распространения, и в то же время, отвечает всем признакам рекламы, указанным в пункте 1 статьи 3 Закона "О рекламе", а именно, адресована неопределенному кругу, поскольку конструкция располагалась на въезде в город Рассказово и информация, размещенная на ней, была доступна неопределенному кругу лиц, проезжающим (проходящим) мимо нее, и использовалась НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" в целях формирования и поддержания интереса к образовательным услугам, оказываемым учреждением. Кроме того, на указанной конструкции присутствует изображения дорожных знаков, что привлекало к данной информации дополнительное внимание потребителей.
Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая информация являлась рекламой, а поскольку в данной рекламе были применены изображения схожие с дорожными знаками, такая реклама не соответствовала требованиям пункта 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе. Кроме того, рекламная конструкция НОУ "Автошкола "Авто-Диагностика" была установлена и эксплуатировалась учреждением без разрешения администрации Рассказовского района Тамбовской области, что является нарушением части 9 статьи 19 Закона о рекламе.
Установлено, что в настоящее время рекламная конструкция демонтирована с забора учебной площадки, т.е. автошкола устранила нарушение законодательства о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 Правил рассмотрения дел, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "АВТОШКОЛА, АВТО-ДИАГНОСТИКА. Тел. 38-3-88. www.автошкола68.рф www.autoshkola68.ru ул. Советская, 125, корп. 1", сопровождавшуюся изображениями знаков дорожного движения "светофорное регулирование" (1.8), "движение без остановки запрещено" (2.5), "движение направо или налево" (4.1.6), "рекомендуемая скорость" (6.2), а также изображением знака, обозначающего учебное транспортное средство, светофора и учебной машины, размещенную при въезде в город Рассказово на заборе, расположенном вдоль автодороги "Тамбов-Уварово-Мучкапский", поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 4 статьи 5, части 9 статьи 19 Закона о рекламе.
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
К.И. Мурзин Т.В. Заботнова К.С. Семикина А.Н. Мясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 июня 2013 г. N Р-22/13
Текст решения официально опубликован не был