Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 мая 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С., специалист первого разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-24/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а также без наличия лицензии на оказание данных услуг.
в присутствии представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства:
- ООО "Тамбов-Инфо" генерального директора ООО "Тамбов-Инфо" <_>, представителя по доверенности <_>,
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в справочнике "Все о красоте и здоровье" (издание 7-е дополненное, 2012 год) распространялась реклама медицинских услуг следующего содержания: Центр эстетики и красоты "ТРИУМФ". Все виды косметических услуг. Экспресс-уход за возрастной кожей. Антицеллюлитные уходы. SPA-уходы. Массаж, пилинги. Депиляция. Визаж. Профессиональная косметика, ул. Октябрьская, д. 13/156, тел. 71-59-85".
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (далее - Номенклатура медицинских услуг) проведение депиляции (А14.01.014) относится к медицинским услугам класса "А" раздела 14 (уход за отдельными анатомо-физиологическими элементами организма), подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). Данная услуга является медицинской услугой, имеющей законченное диагностическое или лечебное воздействие.
Согласно Номенклатуре медицинских услуг, общий массаж (А21.01.001) относится к медицинским услугам класса "А" раздела 21 (лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия)), подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). Данная услуга является медицинской услугой, имеющей законченное диагностическое или лечебное воздействие.
Дерматологический пилинг (A16.01.024) относится к медицинским услугам класса "А" раздела 16 (оперативное лечение), подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). Данная услуга является медицинской услугой, имеющей законченное диагностическое или лечебное воздействие.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, следовательно, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Поскольку вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Согласно пункту 7 статьи 7 Закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
У физического лица <_> отсутствует лицензия на оказание рекламируемых медицинских услуг, следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 7 Закона "О рекламе".
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение требований части 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем, вышеуказанной рекламы является <_>.
Рекламораспространителем ООО "Тамбов-Инфо" (ОГРН 1026801156601, адрес: 392002, г. Тамбов, ул. Советская, д. 34, оф. 612).
Представители ООО "Тамбов-Инфо" пояснили, что текст рекламного объявления не сопровождался предупреждением о наличии противопоказаний и необходимостью получения консультации специалиста, поскольку при утверждении макета менеджером ООО "Тамбов-Инфо" было получено устное уведомление о том, что услуги, оказываемые в салоне "Триумф" не являются медицинскими.
Физическое лицо <_> письмом от 27.04.2013 б/н сообщила, что договорилась о совместной деятельности по оказанию услуг населению с индивидуальным предпринимателем, имеющим высшее медицинское образование, которая попросила поместить в издании соответствующую рекламу. Реклама была направлена в ООО "Тамбов-Инфо" для опубликования в справочнике. Однако, в последствии договоренность с индивидуальным предпринимателем по оказанию услуг в салоне не была реализована.
Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмом от 06.05.2013 (исх. N И68-01.07-448/13-1) сообщило, что рекламируемые <_> косметологические услуги являются медицинскими. На оказание услуг, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" требуется лицензия. В Государственном реестре на осуществлении медицинской деятельности отсутствует лицензиат ИП <_>, следовательно, медицинские услуги этим лицом оказываться не могут.
Между тем, гр. <_> оказаны услуги по размещению рассматриваемой рекламы, что подтверждается с квитанцией об оплате от 07.11.2012.
При этом, из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что претензии по качеству оказанных услуг у <_> отсутствовали, в том числе по отсутствию в рекламе предупреждающей надписи.
ООО "Тамбов-Инфо", в свою очередь, не предприняло всех зависящих от Общества мер по проверке законности распространенной рекламы: Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н, находится в общем доступе. Кроме того, у ООО "Тамбов-Инфо" имелась возможность обратиться в компетентный орган.
Таким образом, у ООО "Тамбов-Инфо" и у <_> имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.
С учетом изложенного, на основании статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", несут рекламодатель - <_> и рекламораспространитель ООО "Тамбов-Инфо".
Установлено, что нарушение рекламного законодательства устранено. На рассмотрение дела представлен экземпляр справочника "Все о красоте и здоровье", в котором рассматриваемая реклама сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, оказываемых медицинской лабораторией, распространяющуюся на странице 19 справочника "Все о красоте и здоровье" за 2012 год, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
К.И. Мурзин К.С. Семикина А.Н. Мясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 мая 2013 г. N Р-24/13
Текст решения официально опубликован не был