Резолютивная часть решения объявлена 1 июля 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 2 июля 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии: начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С.,
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - <_>,
в отсутствие:
- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - ООО "Тамбов-Инфо", извещенного надлежащим образом,
- представителя Управления Росздравнадзора по Тамбовской области, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев дело N Р-25/13 по признакам нарушения пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а также без наличия лицензии,
руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила рассмотрения дел),
установила:
Настоящее дело выделено в отдельное производство из дела N Р-8/13 определением N Р-25/13 от 15.04.2013.
Признаки нарушения установлены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. Так, в справочнике "Все о красоте и здоровье" (издание 7-е дополненное, 2012 год) на странице 20 распространялась реклама медицинских услуг следующего содержания: "Массаж оздоровительный и антицеллюлитный. Программы по коррекции фигуры. Мастер с медицинским образованием. 8-953-711-65-61".
Заказчиком данной рекламы является <_> (заказ-наряд на рекламное объявление N 01320764 от 14.09.2012). Услуги по размещению рекламы оплачены <_> в соответствии с квитанцией от 06.11.2012 претензии по факту оказания услуг ненадлежащего качества ООО "Тамбов-Инфо" не предъявлялись.
На рассмотрении дела <_> пояснила, что лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет, услуги, перечисленные в рекламном объявлении, медицинскими не являются и фактически ею не оказывались, данное объявление было размещено в целях изучения спроса потребителей на услуги массажа.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения <_>, пришла к следующим выводам.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", согласно которому в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию входят работы (услуги) по медицинскому массажу.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена номенклатура в сфере охраны здоровья, которая представляет собой перечень медицинских услуг.
Согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н, массаж относится к медицинской услуге раздела 21 (лечение с помощью простых физических воздействий на пациента) класса "А" подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). Данная услуга представляют собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение (класс "А").
Кроме того, Управление Росздравнадзора по Тамбовской области письмами (исх. от 06.05.2013 N И68-01.07-449/13-1, от 29.05.2013 N И68-01.07-540/13-1) сообщило, что рекламируемые <_> услуги, в том числе "массаж оздоровительный", "массаж антицеллюлитный" являются медицинскими.
Таким образом, согласно действующим нормативным актам в сфере здравоохранения рекламируемые услуги являются медицинскими. С учетом изложенного, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов, при этом площадь такого предупреждения должна составлять в данном случае не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, следовательно, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Поскольку вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
В Государственном реестре лицензий на осуществление медицинской деятельности отсутствует лицензиат <_> (письмо Управления Росздравнадзора по Тамбовской области от 06.05.2013).
Поскольку у <_> отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, реклама медицинских услуг: "массаж оздоровительный", "массаж антицеллюлитный" на странице 20 справочника "Все о красоте и здоровье" за 2012 год распространялась в нарушение пункта 7 статьи 7 Закона "О рекламе".
Рекламодателем рекламы медицинских услуг: "массаж оздоровительный", "массаж антицеллюлитный" распространившейся на странице 20 справочника "Все о красоте и здоровье" за 2012 год, является <_>. Рекламораспространителем - ООО "Тамбов-Инфо".
<_> письмом от 23.11.2011 года сообщила ООО "Тамбов-Инфо", что рекламируемые ею услуги медицинскими не являются.
Данный довод отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права и опровергается Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н.
Поскольку нормативно-правовые документы, на основании которых можно было установить факт упоминания в вышеуказанной рекламе медицинских услуг, находится в свободном доступе, у ООО "Тамбов-Инфо" и у <_> имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.
Нарушение прекращено. В настоящее время справочник "Все о красоте и здоровье" за 2012 год не распространяется.
В соответствии со статьей 38 Закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 7, частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе" несут как рекламораспространитель, так и рекламодатель.
Таким образом, на основании статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за распространение рекламы, медицинских услуг, распространявшейся на странице 20 справочника "Все о красоте и здоровье" за 2012 год, нарушающей требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", несут рекламодатель - <_>, и рекламораспространитель ООО "Тамбов-Инфо".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг следующего содержания: "Массаж оздоровительный и антицеллюлитный. Программы по коррекции фигуры. Мастер с медицинским образованием. 8-953-711-65-61", распространявшуюся на странице 20 справочника "Все о красоте и здоровье" за 2012 год, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7, части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
2. Предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
К.И. Мурзин Т.В. Заботнова К.С. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 2 июля 2013 г. N Р-25/13
Текст решения официально опубликован не был