Резолютивная часть решения объявлена 5 июня 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 июня 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С., специалист первого разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-27/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинской техники без предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов,
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства - ИП <_>,
в отсутствие представителей ООО "Тамбов-Инфо", Управления Росздравнадзора по Тамбовской области, уведомленных надлежащим образом,
установила:
Настоящее дело выделено в отдельное производство из дела N Р-8/13 определением от 15.04.2013.
Признаки нарушения установлены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. Так, в справочнике "Все о красоте и здоровье" (издание 7-е дополненное, 2012 год) на стр. 24 распространялась реклама медицинской техники следующего содержания: "Маленький доктор". Мичуринская, д. 149 Б, 8-915-672-62-68. Тонометры, ингаляторы, массажеры, аппарат для магнитотерапии, облучатели, миостимуляторы, солевые лампы, аппараты для дарсонвализации, аппараты домашней косметологии, стетоскопы, ирригаторы, серебрители воды, дыхательные тренажеры, очки-тренажеры, электрические грелки", на стр. 28 распространялась следующая реклама: "Маленький доктор". ул. Октябрьская/К. Маркса, 6/156 А, 8-980-781-29-49. Широкий ассортимент ортопедических изделий и компрессионного трикотажа: бандажи, корсеты, корректоры осанки, стельки, воротники, подушки, силиконовые приспособления для разгрузки стопы, средства реабилитации, массажные столы, массажеры, термобелье".
Установлено, что данная реклама распространялась во исполнение договора-счета N 01270759, заключенного между ИП <_> и ООО "Тамбов-Инфо" 21.09.2012. Услуги по размещению рекламы оплачены ИП <_> в соответствии с актом N 21513 от 24.09.2012 и актом N 23094 от 15.10.2012, претензии по объему, качеству и срокам оказания услуг ненадлежащего качества не предъявлялись.
Содержание данной рекламы проверено на соответствие требованиям действующего законодательства, в результате чего Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 тонометр (прибор для измерения давления - ОКП 94 4130 4) и ингалятор (аппарат для аэрозольтерапии - ОКП 94 4460 9) относятся к медицинской технике.
ИП <_> предоставил сертификаты соответствия на товары, реализуемые в магазине "Маленький доктор", для последующего размещения рекламы данной продукции в справочнике "Все о красоте и здоровье".
В соответствии с данными сертификатами рекламируемые ИП <_> товары являются изделиями медицинского назначения (медицинской техникой).
Так, согласно сертификату соответствия N 0537156, срок действия с 15.07.2011 по 15.07.2014 (орган по сертификации медицинских изделий АНО "ВНИИИМТ" N РОСС RU.0001.11ИМ02), приборы для измерения артериального давления и/или частоты пульса цифровые являются изделиями медицинского назначения (медицинской техникой) (регистрационные удостоверения ФС N 2004/1446 от 16.11.2004 и ФС N 2006/2040 от 18.12.2006).
Согласно сертификату соответствия N 0537176, срок действия с 17.08.2011 по 12.11.2013 (орган по сертификации медицинских изделий АНО "ВНИИИМТ" N РОСС RU.0001.11ИМ02), ингаляторы ультразвуковые моделей LD-250U, LD-265U и компрессионные являются изделиями медицинского назначения (медицинской техникой) (регистрационное удостоверение МЗ РФ N 2003/1456 от 12.11.2003).
В соответствии с регистрационным удостоверением N ФСР 2008/03750 от 12.12.2008 приспособления ортопедические специальной формы для расслабления мышц и разгрузки позвоночника ТОП "ТРИВЕРС" по ТУ 9396-002-85557773-2008 зарегистрировано как изделие медицинского назначения.
Согласно сертификату соответствия N 0537130, срок действия с 27.05.2011 по 27.05.2014 (орган по сертификации медицинских изделий АНО "ВНИИИМТ" N РОСС RU.0001.11ИМ02), пульсоксиметр напалечной серии MDD300C21C, исполнений: MD300C21C, MD300C33 являются изделиями медицинского назначения (медицинской техникой) (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/03850 от 13.03.2009).
Таким образом, в данном случае предметом рекламирования является медицинская техника.
Поскольку потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В нарушение данной нормы вышеуказанная реклама не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, а потому она распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Статьей 38 Закона о рекламе установлено, что за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем, вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель <_>, рекламораспространителем ООО "Тамбов-Инфо" (ОГРН 1026801156601, адрес: 392002, г. Тамбов, ул. Советская, д. 34, оф. 612).
ООО "Тамбов-Инфо" письмом от 12.03.2013 (исх. N 12) сообщило, что текст рекламного объявления не сопровождался предупреждением о наличии противопоказаний и необходимостью получения консультации специалиста, поскольку в начале справочника "Все о красоте и здоровье" (стр. 5) было размещено предупреждение о том, что обращение к услугам медицинского характера, применение некоторых медицинских изделий требуют консультации врача-специалиста, возможны противопоказания.
ИП <_> письмом от 31.05.2013 вх. N 4662 сообщил, что по информации ООО "Тамбов-Инфо" справочник "Все о красоте и здоровье" является специализированно медицинским. На странице 5 справочника было размещено предупреждение о том, что обращение к услугам медицинского характера, применение некоторых медицинских изделий требуют консультации врача-специалиста, возможны противопоказания. Данное предупреждение относится ко всем рекламным объявлениям, размещенным в справочнике.
Данные доводы лиц, участвующих в деле, являются необоснованными.
В силу статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В данном случае предметом рассмотрения является конкретная реклама продукции, реализуемой ИП <_>, а не вся реклама, распространяемая в журнале "Все о красоте и здоровье". Часть 7 ст. 24 Закона о рекламе предусматривает сопровождение предупреждением каждой конкретной рекламы.
Указание одной общей предупредительной надписи в начале журнала не может быть рассмотрено как надлежащее выполнение требования названной статьи. Кроме того, не выполняются цели, на достижение которых направлено рассматриваемое требование закона. По смыслу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе предупреждение о противопоказаниях призвано не допустить возможность заблуждения потребителя относительно безопасности того или иного лекарственного средства, медицинской техники. Указание предупреждающей надписи не непосредственно с рекламой медицинской техники, а в начале печатного издания, в котором распространялась реклама, не позволяет в достаточной степени обратить внимание потенциального потребителя на возможность противопоказаний к использованию рекламируемых приборов.
Установлено, что согласно вышеуказанному договору-счету Клиент (ИП <_>) обязан предъявить и передать Исполнителю (ООО "Тамбов-Инфо") документы, установленные законом, в том числе копии сертификатов на товар.
ИП <_> предоставил ООО "Тамбов-Инфо" копии сертификатов соответствия: N 0537130 на пульсоксиметр напалечной серии MDD300C21C, N 0537156 на приборы для измерения артериального давления и/или частоты пульса цифровые; N 0537176 на ингаляторы ультразвуковые моделей LD-250U, LD-265U и компрессионные и др., т.е. ООО "Тамбов-Инфо" имело возможность определить, что объектом рекламирования является медицинская техника.
Кроме того, Общероссийский классификатор видов продукции на основании которого можно было установить факт упоминания в рассмотренной рекламе медицинской техники, находится в свободном доступе и является нормативным документом.
Таким образом, рекламораспространитель имел возможность установить необходимость сопровождения рекламы надлежащим предупреждением о противопоказаниях, но не сделал этого.
ИП <_> как лицо, обладающее специальными познаниями в данной области (что подтверждается сертификатами соответствия и регистрационным удостоверением), обязан был осознавать, что объектом рекламирования является в т.ч. медицинская техника и должен был сопроводить рассматриваемую рекламу предупреждающей надписью о необходимости консультации специалиста.
Следовательно, ООО "Тамбов-Инфо" и ИП <_> имели возможность для соблюдения требований рекламного законодательства, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.
Установлено, что нарушение рекламного законодательства устранено. В новом экземпляре справочника "Все о красоте и здоровье" рассматриваемая реклама сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинской техники "Маленький доктор", распространявшуюся на страницах 24, 28 справочника "Все о красоте и здоровье" за 2012 год, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона "О рекламе".
2. Предписание об устранении нарушении законодательства РФ о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
К.И. Мурзин Т.В. Заботнова К.С. Семикина А.Н. Мясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 июня 2013 г. N Р-27/13
Текст решения официально опубликован не был