Резолютивная часть решения объявлена 1 октября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 2 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-30/13 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения рекламы медицинских услуг, в которой площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляет менее 5% рекламной площади,
в присутствии генерального директора ООО "Альтер Эго",
в отсутствие представителей ООО "Клиника медицинских инноваций "МЕДДИНОВА", ООО "Издательство Юлис", извещенных надлежащим образом,
руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила рассмотрения дел),
установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года распространялась следующая реклама медицинских услуг:
1) на страницах 24 - 25 журнала размещалась статья "LPG-массаж: худеем быстро и красиво" об услугах по коррекции фигуры, LPG-массажа, микротоковой стимуляции, обертывания, фитобочки и др. Внизу страницы 25 размещался рекламный блок студии красоты "Альтер Эго" следующего содержания: "Студия красоты "Альтер Эго". Запись по телефону: 72-30-97 с 10.00 до 21.00 без выходных пер. Степана Разина, 1а, с указанием схемы проезда к студии красоты". Указанная статья и рекламный блок были выполнены в одном стилистическом оформлении, что создавало впечатление, что услуги, перечисленные в статье, оказываются в студии красоты "Альтер Эго";
2) на 26 журнала размещалась реклама медицинских услуг, оказываемых в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА". Рассматриваемая реклама состояла из редакционной статьи "Повернуть время вспять: лазерное омоложение кожи" и рекламного блока клиники медицинских инноваций "МЕДИННОВА". Текст статьи сообщал об особенностях и преимуществах косметологической услуги "фракционное лазерное омоложение кожи Fraxel re: store DUAL", а в рекламном блоке указывалось, что данная услуга оказывается в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА". И в тексте статьи и в рекламном блоке содержалось наименование оборудования "Fraxel", используемого в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА". Указанная статья и рекламный блок были выполнены в одном стилистическом оформлении, что создавало впечатление, что услуги, перечисленные в статье, оказываются в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА".
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в печатных изданиях предупреждение должно занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, следовательно, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Учредителем и издателем журнала "Тамбовский женский журнал" является ООО "Издательство Юлис" (ПИ N ТУ 68 - 012 от 17.10.2008).
По признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО "Издательство Юлис" возбуждено настоящее дело. В качестве заинтересованных лиц к участию в рассмотрении дела привлечены ООО "Альтер Эго", ООО "Клиника медицинских инноваций "МЕДДИНОВА".
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
1. В журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года на страницах 24 - 25 опубликована информационная статья "LPG-массаж: худеем быстро и красиво", а также размещена реклама студии красоты "Альтер Эго" (стр. 25).
Между ООО "Издательство Юлис" и ООО "Альтер Эго" заключен договор N 1710 от 11.12.2012 на размещение рекламного материала студии красоты в журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года.
Автором информационного материала об услугах по коррекции фигуры, LPG-массажа, микротоковой стимуляции, обертывания, фитобочки и др., размещенной на страницах 24 - 25 журнала "Тамбовский женский журнал" является главный редактор журнала "Регион 68" Елена Юрьевна Фузеева (творческий псевдоним Алена Павлова).
Рекламодателем рекламного блока студии красоты "Альтер Эго", размещенного в журнале "Тамбовский женский журнал" внизу страницы 25 следующего содержания: "Студия красоты "Альтер Эго". Запись по телефону: 72-30-97 с 10.00 до 21.00 без выходных пер. Степана Разина, 1а" с указанием схемы проезда к студии красоты является ООО "Альтер Эго" (г. Тамбов, пер. С. Разина, 2 "а").
ООО "Издательство Юлис" письмом от 26.06.2013 (вх. N 6014) сообщило, что фраза "Имеются противопоказания. Проконсультируйтесь со специалистом. Остерегайтесь подделок!" имеет отношение только к рекламному блоку. На страницах 24 - 25 выше рекламного блока опубликован редакционный материал о новинках в области косметологии, не являющийся рекламой студии красоты "Альтер Эго".
На рассмотрении дела генеральный директор ООО "Альтер Эго" заявила, что заключила договор с ООО "Издательство Юлис" на размещение рекламного блока с информацией о месте нахождения студии красоты.. Рекламный блок был размещен в журнале на условиях взаимозачета, о чем свидетельствуют акт от 30.11.2012 N 000012. Пояснить причины размещения предупреждающей надписи, ниже рекламы студии красоты "Альтер Эго", а также информационной статьи "LPG-массаж: худеем быстро и красиво" на одной странице с указанной рекламой не может. Студия красоты "Альтер Эго" не оказывает услуг, указанных в статье "LPG-массаж: худеем быстро и красиво", и до выпуска данного номера журнала Обществу было не известно о содержании иной информации, размещенной на данной странице. ООО "Альтер Эго" не оказывает медицинских услуг, в связи с чем, у общества отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности. В качестве доказательства представлен прейскурант услуг, оказываемых ООО "Альтер Эго", в котором отсутствуют медицинские услуги, перечисленные в информационном материале на страницах 24 - 25 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года.
С учетом изложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что медицинские услуги, указанные в информационной статье "LPG-массаж: худеем быстро и красиво", не оказываются в студии красоты "Альтер Эго", следовательно, отсутствуют основания полагать, что рассматриваемая информация об услугах по LPG-массажу является рекламой услуг ООО "Альтер Эго". Рекламный блок ООО "Альтер Эго", опубликованный на страницах 24 - 25 журнала, не содержит упоминания о медицинских услугах. С учетом изложенного, требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" не распространяются на рекламу ООО "Альтер Эго".
Таким образом, исходя из имеющихся в деле материалов, а также представленных доказательств, факт нарушения рекламного законодательства в рекламе студии красоты "Альтер Эго", размещенной на странице 25 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012, не подтвердился.
2. Также, в журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года на странице 26 размещалась реклама медицинских услуг, оказываемых в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА". Рассматриваемая реклама состояла из редакционной статьи "Повернуть время вспять: лазерное омоложение кожи" и рекламного блока следующего содержания: "Клиника медицинских инноваций "МЕДИННОВА". 129110, Москва, Проспект Мира, ул. Гиляровского, д. 50. +79859933003, +74957874745, +74957874746. Мы заботимся о вашем здоровье! Гинекология. Урология. УЗИ. Анализы. Колопроктология. Гастроэнтерология. Эндокринология. Косметология (фракционное омоложение (Fraxel). Дерматология. Гепатология. Аллергология. Иммунология и другое. Текст статьи сообщал об особенностях и преимуществах косметологической услуги "фракционное лазерное омоложение кожи Fraxel re: store DUAL", а в рекламном блоке указывалось, что данная услуга оказывается в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА". И в тексте статьи, и в рекламном блоке содержалось наименование оборудования "Fraxel", используемого в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА", что подтверждается фотографией ведущего косметолога клиники медицинских инноваций "МЕДИННОВА" Шуваловой Е.И., проводящей процедуру фракционного омоложения на аппарате "Fraxel". Весь информационный материал, размещенный на странице 26 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, по своему содержанию направлен на привлечение внимания потребителей к обращению за услугой "фракционное лазерное омоложение кожи Fraxel" в клинику медицинских инноваций "МЕДИННОВА", а также формированию и поддержанию интереса к другим услугам, оказываемым в данной клинике. Следовательно, вся информация, размещенная на странице 26 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, являлась рекламой медицинских услуг клиники медицинских инноваций "МЕДИННОВА".
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", согласно которому в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию входят работы (услуги) по косметологии.
ООО "Клиника медицинских инноваций "МЕДДИНОВА" выдана лицензия N ЛО-77-01-00-41-70 от 09.09.2011 на осуществление медицинской деятельности.
Между ООО "Клиника медицинских инноваций "МЕДДИНОВА" и ООО "Издательство Юлис" 22.10.2012 заключен договор N 1652, в соответствии с которым ООО "Клиника медицинских инноваций "МЕДДИНОВА" оказаны услуги по размещению рекламного блока в журнале (далее - блок). О данном факте свидетельствуют акт выполненных работ от 30.11.2012 N 001751, а также платежное поручение от 18.11.2012 N 284.
ООО "Издательство Юлис", являясь рекламораспространителем, разместило в журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года рекламный блок клиники медицинских инноваций "МЕДДИНОВА" на одной странице с редакционной статьей "Повернуть время вспять: лазерное омоложение кожи", тем самым по сути сделав статью и блок единым информационным материалом рекламного характера, при этом площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов, размещенного на странице 26 журнала рекламного материала, составляла 2,97% от общей площади рекламного пространства.
Изложенное подтверждается расчетом площади предупреждения:
(20,5 см*28,7 см) =588,35 см2 - общая площадь;
17,5 см*1 см=17,5 см2 - площадь предупреждения;
(17,5 см2*100%)/588,35 см2=2,97% - площадь предупреждения в процентном соотношении к общей площади.
Таким образом, площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов в рекламе медицинских услуг клиники медицинских инноваций "МЕДИННОВА", размещенной на странице 26 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, составляла менее 5% от общей рекламной площади.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
С учетом изложенного, ООО "Издательство Юлис", распространив рекламу медицинских услуг клиники медицинских инноваций "МЕДИННОВА" вместе со статьей "Повернуть время вспять: лазерное омоложение кожи" на странице 26 в указанном журнале, с площадью предупреждения 2,97% от общей площади рекламного пространства, не выполнило требования, предусмотренные частью 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламодателем рекламного блока с указанием медицинских услуг, оказываемых в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА", распространявшейся на странице 26 журнала является ООО "Клиника медицинских инноваций "МЕДДИНОВА".
Согласно договору N 1652 от 22.10.2012 ООО "Клиника медицинских инноваций "МЕДДИНОВА" оказана услуга по размещению рекламного блока, по отношению к которому площадь предупреждения соответствует 5 % от общей площади рекламного пространства. Таким образом, ООО "Клиника медицинских инноваций "МЕДДИНОВА" не нарушило требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Рекламораспространителем рекламы медицинских услуг, оказываемых в клинике медицинских инноваций "МЕДИННОВА", размещенной на странице 26 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 является ООО "Издательство Юлис".
У ООО "Издательство Юлис" имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, на основании статьи 38 Закона "О рекламе" ответственность за распространение ненадлежащей рекламы медицинских услуг клиники медицинских инноваций "МЕДИННОВА" (стр. 26) несет рекламораспространитель - ООО "Издательство Юлис".
Нарушение устранено, в журнале "Тамбовский женский журнал" N 5-6 за июль-август 2013 года вышеуказанная реклама не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг клиники медицинских инноваций "МЕДДИНОВА", распространявшуюся на странице 26 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
Т.В. Заботнова К.С. Кузнецова А.Н. Мясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 2 октября 2013 г. N Р-30/13
Текст решения официально опубликован не был