Резолютивная часть решения объявлена 6 августа 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Семикина К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-31/13 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы алкогольной продукции без предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления, а также содержащей утверждение, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению эмоционального состояния,
в присутствии представителя ООО "Градус 68" - <_>; <_.>,
установила:
11 июня 2013 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в ходе мониторинга средств наружной рекламы на соответствие требованиям законодательства РФ о рекламе установлено, что на здании расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Бориса Федорова, д. 105/14 размещалась реклама алкомаркета "Градус 68" следующего визуально-графического содержания: "Напитки на любой вкус от 0° до 85°. Мы дарим хорошее настроение!". Данные надписи были размещены на ярко-зеленом фоне с изображением фужеров и мелких надписей "вино, водка, текила, абсент, вермут, виски, коньяк, бренди".
По факту распространения рекламы алкогольной продукции, по признакам нарушения пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21, пункта 1 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" в отношении ООО "Градус 68" возбуждено настоящее дело.
На рассмотрении дела 11.07.2013 директор ООО "Градус 68" <_> заявил, что рассматриваемая рекламная конструкция изготовлена и размещена гр. Булыгиным С.В. на основании договора безвозмездного выполнения работ от 25.05.2013. Также <_> пояснил, что <_> должен был смонтировать конструкцию с надписью: алкомаркет "Градус 68", обозначающую место нахождения организации, однако <_> без согласования с ООО "Градус 68" добавил в указанную конструкцию информацию: "Напитки на любой вкус от 0° до 85°. Мы дарим хорошее настроение! Вино, водка, текила, абсент, вермут, виски, коньяк, бренди". О том, что конструкция изготовлена иным образом, директор ООО "Градус 68" узнал 15.06.2013, в тот же день конструкция была приведена в соответствие с макетом рекламы (Приложение 2 к договору от 25.05.2013), утвержденным ООО "Градус 68". Акт выполненных работ с <_> не подписан.
Определением от 11.07.2013 к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, привлечен <_>, который подтвердил информацию, представленную ООО "Градус 68".
Проанализировав материалы дела, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В рекламе алкомаркета "Градус 68" надпись "Напитки на любой вкус от 0° до 85°", как правило, ассоциируется у потребителей с продажей алкогольной продукции в указанном магазине крепостью от 0° до 85°, следовательно, данные надписи и изображения на здании алкомаркета "Градус 68" направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования, формируют и поддерживают интерес потребителей к приобретению алкогольных напитков и являются рекламой алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку вышеуказанная реклама алкогольной продукции алкомаркета "Градус 68" распространялась на здании, расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Бориса Федорова, д. 105/14, данная реклама распространялась в нарушение пункта 5 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама алкогольной продукции алкомаркета "Градус 68" не сопровождалась предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, следовательно, распространялась в нарушение требований части 3 статьи 21 Закона "О рекламе".
Также, в силу пункта 1 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению физического или эмоционального состояния.
Лозунг, используемый в рекламе "Мы дарим хорошее настроение!", в совокупности с надписью "Напитки на любой вкус от 0° до 85°", а также с изображением фужеров и мелких надписей "вино, водка, текила, абсент, вермут, виски, коньяк, бренди" содержат призыв к употреблению алкогольной продукции, что при отсутствии предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления создает впечатление, что употребление алкогольной продукции способствует улучшению эмоционального состояния человека.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона "О рекламе".
Помимо прочего, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции, не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений.
По адресу: г. Тамбов, ул. К. Маркса, 165 расположено МАУ стадион "Спартак". Целью деятельности Учреждения является обеспечение условий для развития на территории города Тамбова физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа (пункт 2.1 Устава МАУ стадион "Спартак").
Комитет архитектуры, развития и реконструкции Администрации г. Тамбова письмом от 06.08.2013 исх. N 1-8-2014 представил выкопировку из плана города М 1:500, согласно которому фактическое расстояние от спортивного сооружения - стадион "Спартак" до здания, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская/Бориса Федорова, д. 105/14 составляет 30 метров.
Таким образом, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований пункта 7 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение частей 1, 3, 5 статьи 21 Закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель, за нарушение частей 2 - 4 статьи 21 Закона "О рекламе" ответственность несет рекламораспространитель.
ООО "Градус 68" и <_> 25.05.2013 заключили договор безвозмездного выполнения работ, в соответствии с пунктом 1.1 которого ООО "Градус 68" поручает, а <_> принимает на себя обязательство по безвозмездному выполнению работ по изготовлению и монтажу рекламной конструкции на фасаде здания, в соответствии с Приложением N 1, Приложением N 2 к договору. Приложением N 2 утвержден макет рекламной конструкции следующего содержания "алкомаркет "Градус 68".
<_> без согласования с ООО "Градус 68" добавил в указанную конструкцию информацию: "Напитки на любой вкус от 0° до 85°. Мы дарим хорошее настроение! Вино, водка, текила, абсент, вермут, виски, коньяк, бренди" и выполнил работы по изготовлению и монтажу рекламной конструкции (письменные пояснения Булыгина С.В. от 06.08.2013).
Акт выполненных работ между <_> и ООО "Градус 68" не подписан.
Таким образом, лицом, определившим содержание рекламы, то есть рекламодателем, является Булыгин С.В. Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы также является <_>.
С учетом изложенного, и на основании части 6 статьи 38 Закона "О рекламе" ответственность за распространение вышеуказанной рекламы, нарушающей требования пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21, пункта 1 части 1 статьи 21, пункта 7 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе", несет рекламодатель и рекламораспространитель - Булыгин С.В.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 43 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкомаркета "Градус 68" следующего содержания "Напитки на любой вкус от 0° до 85°. Мы дарим хорошее настроение!", размещенную на здании, расположенном по адресу: ул. Советская/Бориса Федорова, д. 105/14, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21, части 3 статьи 21, пункта 1 части 1 статьи 21, пункта 7 части 2 статьи 21 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновного лица.
Председатель Комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены Комиссии |
К.И. Мурзин К.С. Семикина А.Н. Мясникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 августа 2013 г. N Р-31/13
Текст решения официально опубликован не был