Резолютивная часть решения объявлена 2 сентября 2013 года
Решение изготовлено в полном объеме 4 сентября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены Комиссии - начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И., главный специалист-эксперт отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Заботнова Т.В.,
рассмотрев дело N Р-41/13 по признакам нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе") по факту распространения рекламы медицинских услуг, в которой площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов составляет менее 5% рекламной площади,
в отсутствие представителей лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, извещенных надлежащим образом,
руководствуясь пунктами 28, 41 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила рассмотрения дел),
установила:
Настоящее дело выделено в отдельное производство из дела N Р-30/13 определением N Р-41/13 от 02.08.2013.
Признаки нарушения установлены в ходе мониторинга средств массовой информации на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. Так, в журнале "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года (дата выхода в свет: 10.11.2012) распространялась реклама фитнес-центра "Стимул" следующего содержания:
Страница 78 "Spa-программы от фитнес-центра "Стимул". После наших spa-программ к вам вернется радость жизни и энергия для новых совершений! Мы рады предложить Вам несколько программ: 1) Спа-программа "Шоколадный ангел" (тонизирующий лифтинг-эффект) продолжительность - 2 часа. Цена - 2000 руб. В том числе: фитосауна, шоколадный фитоскраб, душ, общий массаж тела с шоколадным маслом, обертывание с шоколадом, увлажнение тела с шоколадным воздушным кремом, в завершение - фиточай с горьким шоколадом. 2) Спа-программа для мужчин. Продолжительность - 2 часа 15 минут. Цена - 2300 руб. Программа включает в себя: фитосауну, пилинг, душ, массаж головы и шейно-воротниковой зоны, массаж и маска для стоп, обертывание для выведения шлаков и токсинов из организма, тонизирующее увлажнение тела, травяной чай.
Страница 79 3) Спа-программа "Морская жемчужина" (антицеллюлитный эффект) продолжительность - 2 часа. Цена - 2000 руб. Программа включает в себя: фитосауну, пилинг с морской солью, душ, антицеллюлитный массаж с маслом, обертывание с морскими минералами, увлажнение тела с лифтинг-кремом, фиточай. 4) Спа-программа "Медовое наслаждение" (антицеллюлитный эффект) продолжительность - 2 часа. Цена - 2000 руб. Программа включает в себя: фитосауну, медовый пилинг тела, душ, антицеллюлитный медовый массаж, медовое обертывание, увлажнение тела с лифтинг-кремом, фиточай с медом. 5) Спа-программа "Совершенство". Продолжительность - 1 час 30 минут. Цена-1500 руб. Программа включает в себя: фитосауну, пилинг, душ, укрепляющая антицеллюлитная сыворотка для тела, цитрусовое обертывание для интенсивного похудения, массаж укрепляющий с кремом.
Страница 80 6) Уход по телу "Зеленый чай" Продолжительность - 1 час 15 минут. Цена - 1000 руб. Программа включает в себя: пилинг "Зеленый чай", душ, тонизирующая маска "Зеленый чай" (воздействие на проблемные зоны), крем-лифтинг с экстрактом зеленого чая, зеленый чай. 7) Спа-программа для двоих "Чай вдвоем" Продолжительность - 2 часа, Цена-3500 руб. Программа включает в себя: фитосауну с маслами "Чайное дерево", глубокий пилинг с экстрактом чайного дерева, тонизирующее обертывание, чайная пауза, крем-маска для тела "Зеленый чай". Приглашаем посетить: классическую сауну по специальной цене 500 руб./час + фиточай в подарок, инфракрасную сауну - 200 руб./1 посещение, фитобочку-300 руб./1 посещение, криосауну-500 руб./1 посещение. Тамбов, ул. К. Маркса/С. Ценского, 36/49 рядом с магазином "Магнит" 72-42-04".
На странице 101 размещалась следующая реклама: "Стимул". Приглашаем посетить криосауну. Комфортное лечение: целлюлита, спортивных травм, болезней суставов, кожных заболеваний. Повышение иммунитета, прилив жизненных сил, нормализация сна, закаливание. После посещения криосауны на 40 % увеличивается активность от фитнес-тренировок, в 2 раза повышается эффективность от процедур по коррекции фигуры (массаж, обертывания, прессотерапия, кавитация, миостимуляция, классическая сауна) Тамбов, ул. К. Маркса/С. Ценского, 36/49 рядом с магазином "Магнит" 72-42-04".
Учредителем и издателем журнала "Тамбовский женский журнал" является ООО "Издательство Юлис" (ПИ N ТУ 68 - 012 от 17.10.2008). Заказчиком данной рекламы является ИП <_> (договор N 1710 от 11.12.2012). Услуги по размещению рекламы оплачены ИП <_> в соответствии с платежным поручением N 136 от 21.12.2012 претензии по факту оказания услуг ненадлежащего качества ООО "Издательство Юлис" не предъявлялись.
По признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении рекламораспространителя - ООО "Издательство Юлис" и рекламодателя - ИП <_> возбуждено настоящее дело.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", согласно которому в перечень услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию входят работы (услуги) по медицинскому массажу.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждена номенклатура в сфере охраны здоровья, которая представляет собой перечень медицинских услуг.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" дерматологический пилинг (А16.01.024) относится к медицинским услугам класса "А" раздела 16 (оперативное лечение) подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи). Общий массаж (А21.01.001), массаж волосистой части головы (А21.01.005), массаж ног (А21.01.009) относятся к медицинским услугам класса "А" раздела 21 (лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия) подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи).
Инфракрасная сауна - это устройство для проведения тепловых процедур, в котором для нагрева тела человека используется инфракрасное излучение, вырабатываемое установленными направленными инфракрасными нагревателями.
Воздействие инфракрасным излучением (А22.30.001) относится к медицинской услуге раздела 22 "А" (лечение с помощью лучевого, звукового, светового, ультрафиолетового, лазерного воздействия), подраздела 30 (прочие). Криотерапия общая (криокамера) (А24.01.005.001) относится к медицинским услуга класса "А" раздела 24 (диагностика и лечение, основанные на тепловых эффектах) подраздела 01 (кожа, подкожно-жировая клетчатка, придатки кожи).
Вышеуказанные услуги представляют собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
Таким образом, согласно действующим нормативным актам в сфере здравоохранения, рекламируемые услуги фитнес-центра "Стимул" являются медицинскими.
С учетом изложенного, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона "О рекламе", реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Потребителями рассматриваемой рекламы не являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, следовательно, на данную рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Реклама, размещенная на страницах 78, 79, 80 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, взаимосвязана по оформлению, содержанию и представляет собой порядковое перечисление "Spa-программ", предлагаемых потребителям в фитнес-центре "Стимул", в сопровождении иллюстрационных фотографий.
Реклама, размещенная на странице 101 вышеуказанного журнала, приглашает потребителей посетить криосауну в фитнес-центре "Стимул" и также сопровождается иллюстрационной фотографией.
Предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов размещено на странице 80 журнала, его площадь составляет 0,99% от общей площади рекламного пространства (страниц 78, 79, 80), и на странице 101, его площадь составляет 3,5% от общей площади рекламного пространства (страницы 101).
Расчет площади предупреждения на страницах 78, 79, 80 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года:
(20,5*28,7)*3=588,35*3=1765,5- общая площадь;
17,5*1,0=17,5 - площадь предупреждения;
(17,5*100)/1765,5=0,99% - площадь предупреждения в процентном соотношении к общей площади.
Расчет площади предупреждения на странице 101 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года:
(20,5*28,7)=588,35- общая площадь;
17,3*1,2=20,76 - площадь предупреждения;
(20,76*100)/588,35=3,5% - площадь предупреждения в процентном соотношении к общей площади.
Таким образом, площадь предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов и в первой и во второй рекламе фитнес-центра "Стимул" составляет менее 5% от общей рекламной площади.
Следовательно, рассматриваемая реклама распространялась в нарушение требований части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение части 7 статьи 24 Закона "О рекламе" ответственность несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО "Издательство Юлис" (ОГРН 1046882286417, ИНН 6829003928, адрес: 392000, г. Тамбов, ул. Монтажников, 9).
Рекламодателем рекламы фитнес-центра "Стимул", размещенной на страницах 78, 79, 80, 101 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года является ИП <_>.
Установлено, что между ИП <_>, и ООО "Издательство Юлис" заключен договор N 1710 от 11.12.2012, в соответствии с которым ИП <_> оказаны услуги по размещению рассматриваемой рекламы.
Согласно вышеуказанному договору Заказчик (ИП <_>) обязана предоставить Исполнителю (ООО "Издательство Юлис") документы, установленные законом, в том числе копию лицензии на рекламируемые виды деятельности.
Лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО-68-01-000460 от 16.07.2012, указанная в рекламе фитнес-центра "Стимул", выдана Управлением здравоохранения Тамбовской области ООО "Стимул" (392002, г. Тамбов, ул. К. Маркса/ С. Ценского, 36/49, N 1).
ООО "Издательство Юлис" и ИП <_> подписали акт выполненных работ от 29.12.2012 N 001790, в котором отражено, что услуги выполнены полностью и в срок, претензий по качеству оказанных услуг нет.
Таким образом, у ООО "Издательство Юлис" и у ИП <_> имелась возможность для соблюдения требований рекламного законодательства, но данными лицами не были приняты все зависящие от них меры по их соблюдению.
Нарушение устранено, в журнале "Тамбовский женский журнал" N 5-6 за июль-август 2013 года вышеуказанная реклама не распространяется.
С учетом изложенного, на основании статьи 38 Закона "О рекламе", ответственность за распространение рекламы, медицинских услуг фитнес-центра "Стимул", распространявшейся на страницах 78, 79, 80, 101 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, нарушающей требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе", несут рекламодатель - ИП <_>, и рекламораспространитель ООО "Издательство Юлис".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37 - 45 "Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг фитнес-центра "Стимул", распространявшуюся на страницах 78, 79, 80, 101 журнала "Тамбовский женский журнал" N 7-8 (39 - 40) за октябрь-ноябрь 2012 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона "О рекламе".
2. В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы добровольно прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев.
Председатель Комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены Комиссии |
К.И. Мурзин Т.В. Заботнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 сентября 2013 г. N Р-41/13
Текст решения официально опубликован не был