Резолютивная часть решения оглашена 1 июля 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 4 июля 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Харитонова К.Г.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
ООО "АКБ" <_>,
ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" <_>,
Комитет государственного заказа Тамбовской области ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия,
рассмотрев жалобу ООО "АКБ" (далее - Заявитель) на действия ТОГБУ "Дирекция по эксплуатации административных зданий" (далее и ранее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164200003013001921 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (ранее и далее - Уполномоченный орган) 30.05.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003013001921 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по благоустройству дворовой территории в административном здании расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 118 (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 449 679,00 рублей.
В ходе рассмотрения жалобы объявлялся перерыв до 1.07.2013 14 часов 30 минут.
ООО "АКБ", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о размещении заказов, обратилось с жалобой в антимонопольный орган. В качестве доводов жалобы Заявитель указал следующее:
- в п. 21 информационного паспорта аукциона, в п. п. 6.1.1 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлены требования, нарушающие порядок заключения контракта, определенный ст. 41.12 Закона о размещении заказов;
- в п. 12 информационного паспорта аукциона, в п. п. 7.1.1 проекта Гражданско-правового договора бюджетного учреждения и в п. п. 2.1 Технического задания Заказчик установил требование, ограничивающее число потенциальных участников аукциона в электронной форме, не соответствующее Закону о размещении заказов и ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 28.07.2006 г.;
- в п. 21 информационного паспорта аукциона и в п. п. 6.1.11 проекта гражданско-правового договора установлено требование, противоречащее п. 1 ст. 748 ГК РФ и нарушающее ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов;
- в п. п. 15.8 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлено требование о заключении договора в двух экземплярах на бумажных носителях, что противоречит положениям Закона о размещении заказов.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы Аукциона, а также проведя в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказа внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Проанализировав положения документации об аукционе, доводы Заявителя, Комиссия Тамбовского УФАС России установила в документации следующие нарушения требований вышеприведенных норм.
1. Пунктом 21 Информационного паспорта Аукциона и подпунктом 6.1.1 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлены требования: "Условия выполнения работ: после опубликования на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме ответственное лицо Подрядчика обязано прибыть к Заказчику и предоставить Заказчику надлежащим образом оформленные (подписанные уполномоченным лицом Подрядчика, скрепленные печатью) документы:
- График производства работ (Приложение N 3 к проекту договора),
- Список лиц Подрядчика с приложением доверенностей, оформленных надлежащим образом, на представление интересов Подрядчика на Объекте (Приложение N 4 к проекту договора),
- Список работников Подрядчика, имеющих доступ к производству работ на Объекте - (Приложение N 11 к проекту договора);
- Журнал производства Работ (Приложение N 6 к проекту договора).
Порядок заключения договора по результатам открытого аукциона в электронной форме установлен статьей 41.12 Закона о размещении заказов. Необходимость осуществления победителем действий, которые являются предметом аукциона, до заключения договора данной нормой не предусмотрена, более того, это будет противоречить смыслу и целям Закона о размещении заказов. Возможность заказчика установить не предусмотренные законом требования к порядку заключения договора и право заказчика отказаться от заключения договора в случае неисполнения таких требований Законом о размещении заказов не предусмотрена.
Таким образом, в документации об аукционе установлены излишние требования к участникам размещения заказа, которые не соответствуют порядку заключения контракта по результатам аукциона в электронной форме, определенному ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
2. Пунктом 12 Информационного паспорта аукциона, п. п. 7.1.1 проекта Гражданско-правового договора бюджетного учреждения и п. п. 2.1 Технического задания Заказчик установил: "В случае если в соответствии с законодательством РФ используемые материалы подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров они должны сопровождаться сертификатами соответствия или декларациями о соответствии, сертификатом пожарной безопасности. Указанные сертификаты и другие соответствующие документы должны быть предоставлены Заказчику до начала выполнения работ, выполняемых с использованием этих материалов".
Данное требование к участникам размещения заказа противоречит Закону о размещении заказов, поскольку ст. 11 указанного закона устанавливает исчерпывающий перечень возможных требований к участникам размещения заказа, в который не входит вышеизложенное положение. Частью 4 ст. 11 Закона о размещении заказов установлено, что кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 28.07.2006 г. наряду с установленными ч. 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1007 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам продажи товаров и оказания услуг" внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55. Так, пункт 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, изложен в следующей редакции: "Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона".
Таким образом, продавец не обязан иметь копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим товар. Поставщик товара не обязан сопровождать товар заверенными копиями сертификатов и (или) декларацией о соответствии, но должен оформлять товарно-сопроводительную документацию на товар, содержащую по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший), заверенную подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона, которая должна сопровождать каждую поставку продукции.
В соответствии с вышесказанным требование о предоставлении данных документов как до начала работ, так и в ходе их выполнения, является нарушением п. 5 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в соответствии с которым документация об аукционе должна содержать перечень документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку указанные требования не установлены действующим законодательством. Рассматриваемое положение документации об аукционе является излишним и неправомерным, а в отдельных случаях также невыполнимым для хозяйствующих субъектов, применяющих при производстве работ (оказании услуг) материалы (товары).
3. Пунктом 21 Информационного паспорта аукциона и п. п. 6.1.11 проекта гражданско-правового договора установлено требование: "Условием начала выполнения работ является полное наличие всех необходимых для выполнения работ материалов, которые должны быть предъявлены и согласованы с Заказчиком до начала выполнения работ". Данное требование нарушает п. 1 ст. 748 ГК РФ, в соответствии с которым не допускается вмешательство заказчика в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Данное обстоятельство нарушает ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях ГК РФ, и контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Таким образом, установленное в пункте 21 Информационного паспорта и в п. п. 6.1.11 проекта гражданско-правового договора требование подразумевает наличие у подрядчика достаточно объемных складских помещений и нарушает ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов.
Данное обстоятельство как излишнее требование, которое может привести к ограничению количества участников размещения заказа, подтверждает также длительный срок выполнения работ - до 31 декабря 2013 г.
4. П.п. 15.8 проекта гражданско-правового договора бюджетного учреждения установлено: "Настоящим Стороны пришли к соглашению об обязательном оформлении Договора со всеми его приложениями в двух экземплярах на бумажных носителях, один из которых передается Подрядчику, а второй находится у Заказчика".
Данное условие противоречит ст. 41.12 Закона о размещении заказов, которой установлен порядок заключения контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, вышеизложенные положения документации об аукционе создают препятствия для участия в торгах, ограничивают количество участников размещения заказа.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что отдельные положения документации об аукционе требуют изменений, в связи с чем принято решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "АКБ" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 4 ст. 11, ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34, ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, оператору ЭТП предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
4. Передать материалы лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина В.В. Иванов К.Г. Харитонова А.А. Абанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 июля 2013 г. по делу N РЗ-161/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был