Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 30 июля 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя Мазаева С.В.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Харитонова К.Г.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии:
представителей <_>,
в отсутствие представителя ООО "Простор", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Простор" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления образования и науки Тамбовской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164200003013002432 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Комитет государственного заказа (далее - Уполномоченный орган) 25.06.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003013002432 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку мебели для учреждений системы образования Тамбовской области (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта 4 556 926,00 рублей.
До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 3 заявки (N 2, N 3, N 4).
По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия приняла следующие решения: допустить к участию в аукционе и признать участниками аукциона участников размещения заказа, подавших заявки NN 3, 4; отказать в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа, подавшему заявку N 2.
Заявке N 2 (ООО "Простор") отказано на основании ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов в связи с несоответствием сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, содержащихся в заявке N 2, требованиям документации об аукционе (Приложение N 2 к проекту государственного контракта).
Заявитель, не согласившись с решением аукционной комиссии Заказчика об отказе ему в допуске к участию в Аукционе, обратился с жалобой в антимонопольный орган.
Заказчик, уполномоченный орган на рассмотрении жалобы против доводов жалобы возражали, считают ее необоснованной, действия комиссии - правомерными.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы аукциона, приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с частями 1, 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, действия аукционной комиссии при рассмотрении заявок ограничиваются проверкой соответствия показателей в заявке требованиям документации.
Установлено, что основанием для отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе послужило несоответствие его предложения по позиции N 1 "Общие требования". В протоколе рассмотрения первых частей заявок отмечено, что в соответствии с документацией (Приложение N 2) поставляемый товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 16371-93, ГОСТ 19301.2-94, ГОСТ 19301.1-94, ГОСТ 30210-94, ГОСТ 19301.3-94 и иной нормативно-технической документации, предъявляемой к данному виду товара, а Заявитель в заявке N 2 указал, что "предлагаемый к поставке товар соответствует нормам, ГОСТ и ТУ, принятым для данного вида товара, экологическим и санитарным нормам и требованиям".
Требование документации об аукционе о соответствии поименованным выше ГОСТам содержится в разделе "Технические и функциональные характеристики" в Приложении N 2 Техническое задание, следовательно, указание на данные ГОСТы в заявке на участие в аукционе является обязательным в силу Закона о размещении заказов.
Таким образом, аукционная комиссия обоснованно отклонила заявку N 2 по формальным основаниям.
2. В то же время, Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев основание для отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе, приходит к выводу о нарушении его прав и законных интересов незаконно установленными требованиями в документации об аукционе.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Частью 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов установлен запрет на включение в документацию об аукционе требований к товарам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
С учетом данных положений закона при оценке правомерности требований заказчика к товару, необходимо учитывать, насколько они ясны, обоснованы и непосредственно связаны с его нуждами и потребностями.
Так, Приложением N 2 к проекту государственного контракта установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара.
Пунктом 1 Технического задания установлено: "Технические и функциональные характеристики - Общие требования: поставляемый товар должен быть не ранее 2013 года выпуска, заводского исполнения, не бывшим в эксплуатации. Поставляемый товар (мебель для детей дошкольного возраста) будет использоваться в учреждениях системы образования Тамбовской области. В целях исключения травматизма у детей вся поставляемая мебель должна иметь закругленные углы. Поставляемый товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 16371-93, ГОСТ 19301.2-94, ГОСТ 19301.1-94, ГОСТ 30210-94, ГОСТ 19301.3-94 и иной нормативно-технической документации, предъявляемым к данному виду товаров".
В документации об аукционе отсутствует указание, какие из этих ГОСТов являются обязательными для отдельных предметов закупки, а какие не подлежат их соответствию. Это обстоятельство является необходимым для данной закупки, поскольку она предусматривает поставку разнообразных предметов мебели в общем количестве 48 единиц для дошкольных образовательных учреждений (различные кровати, столы, стулья, шкафы, скамейки, стенки, стеллажи, игровые зоны, кухни, мягкая мебель и д. р). По смыслу данного размещения заказа и его составляющих невозможно одновременное соответствие каждого из закупаемых предметов всем пяти ГОСТам, поэтому анализируемое положение документации об аукционе без конкретизации по отдельным закупаемым предметам мебели ограничивает количество участников размещения заказа из-за его неопределенности и невыполнимости в отдельных случаях.
Кроме того, невыполнимость соблюдения установленного требования о соответствии всем поименованным выше ГОСТам следует из их наименований и соответствующего назначения:
ГОСТ 16371-93 - "Мебель. Общие технические условия";
ГОСТ 19301.2-94 - "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев";
ГОСТ 19301.1-94 - "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов";
ГОСТ 30210-94 - "Мебель. Методы испытаний двухъярусных кроватей";
ГОСТ 19301.3-94 - "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры кроватей".
Учитывая, что Заказчик в техническом задании требует к поставке такие предметы, как: кровать 3-х ярусная выкатная, стол прямоугольный на регулируемых ножках, стол-лепесток, стул детский, стул, шкаф для одежды 3-х секционный, скамейка к шкафу 3-х секционному, стеллаж, набор мягкой мебели, кухня, поликлиника, парикмахерская, магазин с кассой, набор маленький мастер, детское кафе, самолет, игровая зона "У камина", уголок природы, уголок ИЗО и т.д., которые в принципе не могут соответствовать сразу пяти указанным ГОСТам.
Итак, Заказчик в Приложении N 2 требует, чтобы товар, поставляемый участниками размещения заказов, должен обязательно соответствовать поименованным ГОСТам, но они не распространяют свои требования на некоторые виды товаров. Например, ГОСТ 19301.2-94 - "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев" устанавливает требования к закупаемым товарам: "стул детский регулируемый", "стул детский, ростовая группа 1", "стул", но не распространяется на такие позиции технического задания как "стол квадратный на регулируемых ножках", "шкаф для одежды 3-х секционный", "самолет", "кровать 3-х ярусная, выкатная" и т.д.
Таким образом, Заказчик, установив требование о соответствии всего поставляемого товара одновременно всем вышеперечисленным пяти ГОСТам, установил невыполнимое требование к участникам размещения заказа, что препятствует правильному составлению заявки, влечет ограничение количества участников размещения заказа, и нарушает часть 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
С учетом изложенного, у участника размещения заказа ООО "Простор" были основания не представлять сведения о соответствии своего товара всем ГОСТам, так как при таком указании он заведомо сообщает недостоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре.
3. Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что требования заказчика к отдельным видам товара противоречивы по своей сути и не могут быть соблюдены участниками размещения заказа.
Стулья
Так, Приложением N 2 установлены требования к предмету "стул детский, ростовая группа 3", который, исходя из требований технического задания, должен соответствовать, в том числе требованиям ГОСТ 19301.2-94 - "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры стульев".
Таблицей 2 ГОСТ 19301.2-94 установлены следующие размеры стульев для ростовой группы 3: высота сиденья (H) - 34 см, ширина сиденья (L), не менее - 39 см, глубина сиденья (B), не менее - 33 см.
Приложением N 2 технического задания установлены следующие требования: "стул детский, ростовая группа 3, высота сиденья 34 см, сиденье 29х30(_1)см".
Таким образом, Заказчик в Приложении N 2 установил требования к товару не в соответствии с ГОСТом, в то время как тем же техническим заданием предусмотрено обязательное соответствие поставляемого товара ГОСТу 19301.2-94.
Столы
Также Приложением N 2 установлено требование к поставке столов разной модификации, которые должны соответствовать требованиям ГОСТ 19301.1-94 - "Мебель детская дошкольная. Функциональные размеры столов".
Разделом 2 ГОСТа 19301.1-94 установлено, что детские столы должны изготовляться четырех типов:
I - стол четырехместный для детей 1,5 - 5 лет;
II - стол двухместный с ящиками для учебных пособий для детей 5 - 7 лет;
III - стол двухместный трапециевидной формы (дополнительный) для детей 1,5 - 4 лет;
IV - стол одноместный для использования в быту.
Техническим заданием требуются к поставке следующие столы: "Стол прямоугольный на регулируемых ножках, ростовая группа 00/0"; "Стол прямоугольный на регулируемых ножках, ростовая группа 1/2/3"; "Стол квадратный на регулируемых ножках"; "Стол трапеция на регулируемых ножках"; "Стол письменный", т.е. типы закупаемых столов не соответствуют установленным ГОСТ.
Кроме того, в соответствии с Таблицей 2 ГОСТ 19301.1-94 установлены функциональные размеры детских столов, в том числе:
Наименование функциональных размеров столов |
Размеры для ростовой группы 00/0 |
Размеры для ростовой группы 1/2/3 |
Длина крышки стола L: 1) четырехместного 2) двухместного |
1) 70 см 2) 60 см |
1) 120 2) 60 |
Ширина крышки стола B 1) четырехместного 2) двухместного |
1) 70 см 2) 70 см |
1) 70 2) 45 |
Высота рабочей плоскости стола H |
34/40 |
46/52/58 |
Таким образом, по ГОСТ 19301.1-94 размеры детских столов ростовой группы 1/2/3 должны быть 120x60 см или 60x45 см; ростовой группы 00/0 - 70x70 см или 60x70 см, в зависимости от типа стола.
Однако, Приложением N 2 установлены требования к техническим характеристикам товаров с иными требованиями - "Стол прямоугольный на регулируемых ножках, ростовая группа 00/0" и "Стол прямоугольный на регулируемых ножках, ростовая группа 1/2/3" с одинаковыми габаритными размерами 110x56(_2) см, что не соответствует ГОСТу по двум основаниям: во-первых, для ростовых групп 00/0 и 1/2/3 не могут быть столы одинаковых габаритных размеров; во-вторых, установленные техническим заданием требования к размерам детских столов не соответствуют размерам, установленным ГОСТ 19301.1-94.
Кроме того, Приложением N 2 предусмотрен к поставке "Стол трапеция на регулируемых ножках - габаритные размеры: 110х56(_2) см. Ножки металлические регулируемые, состоящие из 2-х частей (верхняя широкая часть диаметром не менее 4 см) с отверстиями под мебельную стяжку для фиксирования высоты. Высота стола изменяется в зависимости от ростовой группы детей, на которых он рассчитан: 46/52/58 см".
Трапеция - четырёхугольник, две противоположные стороны которого параллельны между собой, а две другие не параллельны (рис.1), причем параллельные стороны не являются равными.
То есть, стол-трапеция определяется габаритами, состоящими из ширины крышки стола (B), и двух длин крышки стола (L1 и L2).
Это подтверждается ГОСТ 19301.1-94 (таблица 2), в соответствии с которым установлено, что детский стол трапециевидной формы должен иметь следующие размеры: ростовая группа 00/0/1 - длина (L1) - 90 см, длина (L2) - 45 см, ширина (В) - 45 см; ростовая группа 2/3 - длина (L1) - 110 см, длина (L2) - 52 см, ширина (В) - 50 см.
Изложенное свидетельствует, что заказчик по позиции "Стол трапеция на регулируемых ножках" установил неопределенные требования к размерам стола, что нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6, пункт 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, поскольку не позволяет определить потребности Заказчика и сформировать предложение по рассматриваемой позиции.
Кроме того, для столов "Стол-ромашка на регулируемых ножках" и "Стол-лепесток" данный ГОСТ неприменим, так как в соответствии с разделом 1 ГОСТа "Область применения" данный стандарт не распространяется на игровые и трансформируемые столы, а из технического задания следует, что Стол-ромашка представляет собой 3 столика фигурной формы, которые собираются между собой в 1 большой стол, Стол-лепесток представляет собой шесть секций с треугольными столешницами закругленной формы и разного цвета, которые собираются между собой в один большой стол.
Кровати
Техническим заданием установлено, что поставляемый товар должен соответствовать, в том числе, требованиям ГОСТ 30210-94 - "Мебель. Методы испытаний двухъярусных кроватей".
Закон о размещении заказов предусматривает обязанность участника представить сведения о конкретном показателе товара, соответствующем значению, установленному заказчиком, но не обязывает указывать особенности испытания данного товара, в ходе которого достигнуты требуемые показатели.
Таким образом, установление Заказчиком требования о соответствии данному ГОСТу поставляемого товара является излишним и невыполнимым требованием, так как предмет контракта рассматриваемого аукциона не предполагает проведение работ по отбору кроватей 2-х ярусных и их испытания, что регулирует данный ГОСТ. Закупаемые предметы мебели в принципе не могут соответствовать требованиям к испытаниям кровати.
Следует также отметить, что данный ГОСТ распространяет свое действие на методы испытаний двухъярусных кроватей, в то время как из анализа технического задания следует, что предметом закупки являются кровати 3-х ярусные, иных кроватей техническим заданием не предусмотрено.
ГОСТ 30210-94 - "Мебель. Методы испытаний двухъярусных кроватей" не может быть установлен в качестве требования к товару, и, помимо этого, неприменим ни к одному из видов закупаемого товара, следовательно, он искусственно ограничивает возможность предложения товара с таким соответствием, то есть ограничено количество участников размещения заказа.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что Заказчик установил в Приложении N 2 незаконные и неисполнимые требования к товару, чем нарушил требования части 1 статьи 41.6 и пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Простор" обоснованной в части.
2. Признать Заказчика нарушившим требования ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1 ст. 34, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина К.И. Мурзин В.В. Иванов К.Г. Харитонова А.А. Абанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 30 июля 2013 г. по делу N РЗ-174/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был