Резолютивная часть решения оглашена 26 июля 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 31 июля 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя Мазаева С.В.,
члены:
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Харитонова К.Г.,
специалист I разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии:
представителей <_>
в отсутствие представителей ООО "Пожхимкомплект", ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы без его участия,
в отсутствие представителей ООО "Навигатор-Т", уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобы ООО "Пожхимкомплект", ООО "Навигатор-Т" (далее - Заявители) на отдельные положения запроса котировок N 0164100000113000031 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Управление Федерального казначейства по Тамбовской области 17.07.2013 опубликовало на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru извещение N 0164100000113000031 о проведении запроса котировок на поставку средств индивидуальной защиты: противогаз - самоспасатель "Феникс - 2" для нужд Управления Федерального казначейства по Тамбовской области (далее - Запрос котировок). Начальная (максимальная) цена контракта 248 530,00 рублей.
Заявители, считая отдельные положения запроса котировок несоответствующими требованиям законодательства о размещении заказов, обратились с жалобами в антимонопольный орган.
В своих жалобах со ссылкой на ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 32-ст, Заявители указывают на нарушение заказчиком требований, установленных ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов и которые, по их мнению, выразились в установлении в Техническом задании запроса котировок следующих индивидуализирующих требований к поставляемому товару:
- требование к лицевой части, изготовленной из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака;
- требование о наличии в конструкции самоспасателя загубника и зажима для носа;
- требование к массе самоспасателя не более: в упаковке - 0,350, без упаковки - 0,3 кг;
- требование к времени защитного действия не менее 60 мин;
- требование о соответствии самоспасателя ГОСТ 12.4.041-2001 и ГОСТ Р 22.9.09-2005;
- требование о возможности применения детьми старше 7 лет.
Как считают Заявители, установление вышеуказанных требований ограничивает их право на участие в запросе котировок, так как данные требования не позволяют поставить товар, являющийся эквивалентным предмету Запроса котировок.
Заказчик на рассмотрении жалоб против доводов жалоб возражал, считает, что требованиям запроса котировок соответствуют несколько самоспасателей разных производителей и поставщиков: "Феникс", "Феникс-2", "КЗУ-2", "КЗУ-М", "ЭвАК", "АСКОР-ГПС".
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы аукциона, а также проведя в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказа внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии со статьей 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодательством установлено требование о недопущении необоснованного ограничения количества участников размещения заказа, а в извещении о проведении запроса котировок должны быть указаны требования к товару, позволяющие определить потребность заказчика, но не допускающие искусственного ограничения участия товаров в закупке.
Извещением о проведении рассматриваемого запроса котировок установлены требования к техническим характеристикам товара:
"Противогаз - самоспасатель "Феникс-2" или эквивалент - Противогаз - самоспасатель должен обеспечить защиту органов дыхания, кожи лица и головы сотрудника от паров, газов и аэрозолей опасных химических веществ (включая продукты горения) групп А, АХ, В, Е, К и СО:
А - ацетонитрил, акрилонитрил, бензол и его производные, метилакрилат, хлорпикрин, циклогексан, фосфорорганические вещества;
АХ - акролеин, метилбромид, метилмеркаптан, этилмеркаптан, хлорпикрин, циклогексан, фосфорорганические вещества;
В - хлор, сероводород, сероуглерод, синильная кислота, фосген;
Е - диоксид серы, хлористый водород, водород бромистый;
К - аммиак, диметиламин, триметиламин;
СО - монооксид углерода,
радиоактивной пыли при эвакуации сотрудника из служебного помещения, здания при пожаре, а также из зоны химического заражения в случае техногенной аварии, террористического акта.
Должен иметь лицевую часть из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака, закрывающего всю голову человека, шейный обтюратор из эластичной негорючей резины, герметизирующий швейный шнур, фильтрующе-поглощающий элемент, силиконовый загубник, зажим для носа. Иметь один универсальный размер, возможность использоваться людьми с любыми размерами лица и головы, в том числе имеющими длинную прическу, усы, бороду, очки и детьми старше 7 лет.
Должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.041-2001; ГОСТ Р 22.9.09-2005; ГОСТ Р 53261-2009.
Должен обеспечить защиту сотрудника от аэрозолей, паров и газов опасных химических и веществ в течение не менее: 60 мин. при концентрации - хлора 300 мг/м3, аммиака 700 мг/м3; не менее 30 мин. при концентрации монооксида углерода 3000 мг/м3°.
Температурный интервал применения, °С:
для защиты от продуктов горения и при пожаре от 0 до +60.
Масса изделия, кг, не более:
- в упаковке - 0,350
- без упаковки - 0,3.
Каждый поставляемый товар в сборе должен быть упакован в индивидуальную герметичную вакуумную упаковку с защитной голограммой, снабжен сумкой (футляром) для ношения с молнией, иметь паспорт с руководством по применению.
Недопустимо предоставление паспорта с руководством по применению в виде копии.
С товаром поставляется учебный образец не менее 2 комплектов.
Дата изготовления - не ранее 1 кв. 2013 г.".
Доказательства необходимости приобретения Заказчиком товара именно с такими характеристиками для его нужд не представлены.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что рынок средств индивидуальной защиты - самоспасателей фильтрующих является функционирующим, на котором присутствуют самоспасатели фильтрующие, сертифицированные в соответствии с ГОСТ Р 53261 - 2009, в частности: "ГДЗК", "ГДЗК-А", "ГДЗК-У", "Шанс-Е", "Шанс", "Гефест", "Феникс-2", "Феникс ЗП", "Parat С", "Sundstrom SR 77 - 2", "ГДЗК - EN", которые являются сходными по потребительскому назначению и функциональным свойствам.
В ходе проведения сравнительного анализа характеристик указанных противогазов-самоспасателей установлено, что техническим характеристикам, указанным Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок, соответствует только противогаз-самоспасатель "Феникс - 2".
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России не принимает доводы Заказчика о соответствии противогазов - самоспасателей иных производителей, в том числе "КЗУ-2", "КЗУ-М", "ЭвАК", "АСКОР-ГПС", "Феникс", "Шанс-Е", требованиям технического задания, поскольку:
- согласно поз. 1 технического задания потребностью Заказчика является противогаз-самоспасатель, который должен иметь лицевую часть из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака, закрывающего всю голову человека, шейный обтюратор из эластичной негорючей резины, герметизирующий швейный шнур, фильтрующе-поглощающий элемент, силиконовый загубник, зажим для носа, в то время как представленные Заказчиком технические характеристики противогазов - самоспасателей "КЗУ-2", "КЗУ-М", "ЭвАК", "АСКОР-ГПС" не содержат сведений о наличии у данных противогазов - самоспасателей вышеуказанных характеристик;
- позицией 1 технического задания установлено, что товар должен обеспечить защиту сотрудника от аэрозолей, паров и газов опасных химических веществ в течение не менее: 60 мин. при концентрации - хлора 300 мг/м3 / аммиака 700 мг/м3, однако противогазы-самоспасатели, чьи технические характеристики представлены Заказчиком, имеют иные показатели: "Шанс-Е" - время защитного действия 30 мин., "КЗУ-М" - не менее 25/20 мин., "КЗУ-2" - не менее 30 мин., "Феникс" - не менее 20 мин.;
- согласно позиции 1 технического задания масса изделия в упаковке должна быть не более 0,350 кг / без упаковки - 0,3 кг. Противогазы - самоспасатели, чьи технические характеристики представлены Заказчиком, имеют показатели не соответствующие указанным - "Шанс-Е" - масса в упаковке - 0,62/ без упаковки - 0,6 кг, "ЭвАК" - масса в упаковке не более 0,4 кг/ без упаковки 0,3 кг.
Кроме того, требования Заказчика к массе изделия и упаковке Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованными и не связанными с его потребностями. Так, ГОСТ 53261-2009 устанавливает, что масса рабочей части самоспасателя не должны быть более 1 кг. Заказчик не доказал и не обосновал собственные потребности в установлении такого требования к массе изделия и его упаковке.
Изложенное свидетельствует, что Заказчиком в техническом задании извещения о проведении запроса котировок установлены технические характеристики, которые соответствуют товару только конкретного производителя: противогаз-самоспасатель "Феникс-2", что ограничивает количество участников размещения заказа и нарушает требования ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов. Хотя эквивалентность поставки предусмотрена извещением о проведении запроса котировок, но совокупности требований к товару, являющихся параметрами эквивалентности, не отвечает ни один из аналогичных по назначению товаров.
Из содержания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок N 34-З от 25.07.2013 также следует, что из шести поступивших котировочных заявок, соответствующими требованиям технического задания были признаны только три заявки, предложившие к поставке противогаз - самоспасатель "Феникс-2" (участники размещения заказа ООО "Спецзащита-ЮГ", ООО "Бриз-Поволжье", ООО НПО "Феникс").
Таким образом, протокол подтверждает соответствие технических характеристик, указанных в извещении о проведении запроса котировок противогазов - самоспасателей только одному производителю - противогаз-самоспасатель "Феникс-2".
2. Коме того, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчиком в нарушение ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов по поз. 1 технического задания установлены требования о соответствии товара ГОСТ 12.4.041-2001, ГОСТ 22.9.09-2005.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов и особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, в том числе потребителями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. N 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, необходимых для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в состав данного перечня не включены ГОСТ 12.4.041-2001, ГОСТ 22.9.09-2005.
Следовательно, требование об обязательном применении любых ГОСТов не может быть адресовано всем участникам размещения заказа, которые согласно действующему законодательству не обязаны руководствоваться ГОСТ 12.4.041-2001, ГОСТ 22.9.09-2005.
Рассматриваемое требование технического задания запроса котировок необоснованно ограничивает количество участников размещения заказа.
ГОСТ Р 53261-2009, также установленный техническим заданием в качестве обязательного для закупаемых товаров, включен в указанный Перечень, а также закупаемый товар - противогаз - самоспасатель относится к самоспасателям фильтрующим, производство которых регламентировано именно ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний", а потому установленное соответствие закупаемого товара данному ГОСТу является обоснованным.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего извещение о запросе котировок, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Пожхимкомплект" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим требования ч. 2 ст. 45 Закона о размещении заказов.
4. Выдать заказчику, котировочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены комиссии |
К.И. Мурзин К.Г. Харитонова А.А. Абанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 31 июля 2013 г. по делам N РЗ-175/13, N РЗ-176/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был