Резолютивная часть решения оглашена 8 октября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 11 октября 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии:
представителей ИФНС России по г. Тамбову <_>,
ИП <_>,
рассмотрев жалобу ИП <_>. (далее - Заявитель) на действия ИФНС России по г. Тамбову (далее и ранее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164100003313000021 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Заказчик 29.08.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164100003313000021 на выполнение работ по ремонту системы отопления административного здания Заказчика по адресу г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1ж, корп. 2, в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе из материалов Исполнителя (далее - Аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 155 155,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N 0164100003313000021 от 09.09.2013 победителем признан участник размещения заказа, подавший заявку N 5 (ИП <_>), предложивший при проведении аукциона цену контракта в сумме 1 143 603,44 рубля.
Заявитель подал жалобу в Тамбовское УФАС России с просьбой признать бездействие ИФНС России по г. Тамбову, выразившееся в уклонении от заключения государственного контракта по итогам проведения аукциона.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, считая их не обоснованными.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы Аукциона, а также проведя в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказа внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
Порядок заключения государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме регулируется ст. 41.12 Закона о размещении заказов.
В силу положений ст. 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме.
Согласно ч. 4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.
В соответствии с ч. 19 ст. 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.
В соответствии с ч. 6 ст. 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Таким образом, в силу вышеуказанных статей Закона о размещении заказов в случае, если установлено обеспечение исполнения контракта, то контракт может быть заключен только после представления участником размещения заказа документа об обеспечении исполнения контракта.
Участником открытого аукциона в электронной форме был выбран способ размещения заказа - безотзывная банковская гарантия.
17.09.2013 Заказчиком от оператора электронной площадки получен от ИП <_> подписанный электронной подписью проект государственного контракта, к которому прилагалась банковская гарантия Коммерческого банка "Еврокапитал-Альянс" (ООО) от 16.09.2013 N БГ50909-0962-2013.
В соответствии с ст. 396 ГК РФ в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
В соответствии с ст. 369 ГК РФ Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). В рассматриваемом случае банковская гарантия должна обеспечить надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром, а именно: выполнение работ по ремонту системы отопления административного здания Заказчика по адресу г. Тамбов, бульвар Энтузиастов, д. 1 ж, корп. 2, в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе из материалов Исполнителя.
Условие об уплате подрядчиком неустойки в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения контракта предусмотрено ч. 5 проекта государственного контракта.
Убытки являются мерой ответственности за нарушение обязательств и покрываются неустойкой при ее наличии, а неустойка является отдельным способом обеспечения обязательств наряду с банковской гарантией. Сумма банковской гарантии является компенсацией в связи с неисполнением контракта, а не является выплатой сумм, начисленных как ответственность за просрочку исполнения обязательств.
Статьей 374 ГК РФ установлено, что требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия.
В силу ст. 376 ГК РФ гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
Представленная заявителем безотзывная банковская гарантия обеспечивает, согласно пункту 1 банковской гарантии, возмещение бенефициару убытков и уплату неустойки в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения принципалом своих обязательств.
Основанием к отказу в удовлетворении требований бенефициара могут служить только обстоятельства, связанные с несоблюдением условий самой гарантии.
В соответствии с п. 7 банковской гарантии ответственность гаранта наступает с момента вступления банковской гарантии в силу, т.е. с момента предъявления бенефициаром требования в порядке, указанном в п. 6 настоящей банковской гарантии.
Пунктом 6 указанной гарантии установлено, что кроме выполнения прочих условий, указанных в данном пункте, необходимо представить заверенную нотариально копию государственного контракта со всеми приложениями.
Единая комиссия Заказчика, проверив подлинность гарантии, а также проанализировав ее условия на предмет соответствия гражданскому законодательству и требованиям Закона о размещении заказов, установила следующее.
В пункте 6 гарантии банком установлено условие о приложении к письменному требованию бенефициара нотариально заверенной копии государственного контракта со всеми приложениями.
В соответствии со ст. 41.12 Закона о размещении заказов по результатам открытого аукциона в электронной форме контракт заключается с победителем открытого аукциона в электронной форме. Согласно письму Тамбовской областной нотариальной палаты от 18.09.2013 N 01-51/383 действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность нотариального свидетельствования копии электронного документа, таким образом, копия государственного контракта, заключенного в электронном виде, не может быть нотариально засвидетельствована.
Таким образом, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) ИП <_> обязательств по выполнению ремонтных работ у Заказчика отсутствовала бы возможность взыскать с гаранта возмещение убытков ввиду невозможности представить обязательный в соответствии с гарантией документ.
Кроме того, государственный заказчик считает неправомерным, что на инспекцию гарантией возлагается обязанность по доказыванию факта причинения убытков и их размера как условие исполнения обязательств гаранта, т.к. данное требование противоречит положениям п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов и, как следствие, нарушает права и законные интересы заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев доводы сторон и представленные ими документы и материалы, приходит к выводу, что представленная банковская гарантия не позволяет реализовать ее обеспечительную функцию в связи с имеющимися в ней требованиями, которые фактически делают невозможным реализацию бенефициаром права предъявлять требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
Признать жалобу ИП <_> необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина К.И. Мурзин В.В. Иванов С.В. Гончарова А.А. Абанкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 11 октября 2013 г. по делу N РЗ-235/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был