Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2013 года
В полном объеме решение изготовлено 16 октября 2013 года
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
администрации Знаменского района Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителя ООО "Комплект сервис", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее и ранее - Заявитель) на действия администрации Знаменского района Тамбовской области (далее и ранее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164300026913000055 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
установила:
Заказчик 27.09.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164300026913000055 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и установку оборудования для детского сада расположенного по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, гарнизон "Знаменка-1", в/г1, литера Ж. (далее - Аукцион).
Заказчик - администрация Знаменского района Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 106 600,00 рублей.
Окончание срока рассмотрения первых частей заявок - 25.10.2013.
ООО "Комплект сервис", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о размещении заказов, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
В своей жалобе ООО "Комплект сервис" указывает, что Заказчиком в нарушение положений Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции незаконно включены в состав одного лота товары, функционально не связанные между собой.
Уполномоченный орган на рассмотрение жалобы представил возражения, в которых указал, что считает жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав доводы Уполномоченного органа, изучив представленные в Комиссию материалы, учитывая сведения, содержащиеся в жалобе Заявителя и проведя на основании ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, пришла к следующим выводам.
1. Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов).
Целями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии со статьей 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Часть 3.1 данной статьи запрещает включать в аукционную документацию требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Частью 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Согласно наименованию, указанному в извещении и документации об Аукционе (идентификационный номер N 0164300026913000055), предметом Аукциона является "форме на поставку и установку оборудования для детского сада расположенного по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, гарнизон "Знаменка-1", при этом в извещении Заказчиком указаны такие коды классификации товаров как: 3690000 - "Готовые изделия, не включенные в другие группировки".
При формировании предмета аукциона муниципальный заказчик использовал номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" "Учебные пособия", код ОКДП 3690000 (группа 369), который в Общероссийском классификаторе поименован как "Готовые изделия, не включенные в другие группировки".
Группа 369 включает виды деятельности, связанные с производством готовых бытовых изделий, не включенных в другие группировки: ювелирных изделий и смежных товаров (подгруппа <3691>); музыкальных инструментов (подгруппа <3692>);спортивных товаров (подгруппа <3693>); игр и игрушек (подгруппа <3694>); учебно-наглядных пособий и учебного оборудования (подгруппа <3695>); оборудования, инвентаря и принадлежностей для театрально - зрелищных предприятий и учреждений культуры (подгруппа <3696>); вспомогательных изделий для легкой промышленности и хозяйственно - бытового назначения (подгруппа <3697>); изделий художественных промыслов, произведений искусства и предметов коллекционирования (подгруппа <3698>); готовых изделий прочих, не включенных в другие группировки (подгруппа <3699>).
В соответствии Техническим заданием (приложение N 1 к гражданско-правовому договору бюджетного учреждения) предметом закупки являются:
1) Технологическое оборудование и инвентарь для пищеблока, использующееся для приготовления пищи:
- электроплита, пароконвектомат с комплектом противней для пароконвектомата 6 шт. и подставкой, электромясорубка, весы большие, весы электронные, нож хлебный, холодильник среднетемпературный, овощерезка, кухонный комбайн, морозильный ларь.
2) Оборудование для прачечной:
- машина стиральная встраиваемая с тумбой, доска гладильная, утюг электрический и др.
3) Оборудование для медицинского кабинета:
- весы медицинские, таблица для определения остроты зрения, ростомер детский, лампа Чижевского, кварцевая лампа, холодильник фармацевтический с замком, тонометр, стетофонендоскоп и др.
4) Оборудование для спортивного зала:
- тренажер "бегущая по волнам, детский тренажер, шведская стенка, набор для лазанья, детская полоса препятствий, коврик гимнастический, вертикальная стойка, детская массажная дорожка, мат гимнастический и др.
5) Компьютерная техника, оргтехника:
- компьютер в сборе с мышью и колонками, проектор 3 D, экран настенный, многофункциональное устройство.
6) Детские игрушки:
- куклы, мозаика, автомобиль, кубики, счеты, бусы и др.
7) Музыкальный центр.
8) Мягкий инвентарь:
- матрас, подушки, одеяло теплое, одеяло облегченное, постельное белье, вафельное полотенце, махровое полотенце.
9) Печатная продукция и канцелярские товары:
- детские книги, пособия и др.
10) Мебель:
- стол детский регулируемый прямоугольный, стол детский регулируемый квадратный, стол ромашка регулирующий, стол дидактический малый с наполнением, уголок изодеятельности, спортивный уголок, уголок творчества (с корзинами) без стула, игровая зона "Кухня", стеллаж "Лесенка", игровая зона "Спальня", игровая зона "Парикмахерская", игровая зона "Магазин", магазин с угловой витриной, стенка "Горка", стенка "Домик", стенка детская с платяным шкафом, стенка "Настенька", кровать детская, стулья, стол офисный с выкатной тумбой, стол приставной, доска объявлений, шкафы детские раздевальные 4 -х секционные, шкаф для одежды, шкаф для постельного белья, компьютерный стол, кресло компьютерное, шкаф для горшков на 20 мест, табуретки, стул офисный, шкаф для книг, стенка для игрушек угловая, стенка "Паровозик" и др.
Вместе с тем, музыкальные инструменты; спортивные товары; игры и игрушки; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; оборудование, инвентарь и принадлежности для театрально - зрелищных предприятий и учреждений культуры; вспомогательные изделия для легкой промышленности и хозяйственно - бытового назначения, соответствуют указанному в извещении о проведении Аукциона коду 3690000.
Однако, закупается также оборудование, имеющее самостоятельную сферу применения: компьютер соответствует коду 3020000 "Вычислительная техника, ее детали и принадлежности", музыкальный центр - коду 3230170 "Радиокомплексы (музыкальные центры)", холодильник - коду 2930100 "Холодильники и морозильники бытовые", электроплита - коду 2930122 "Электроплиты кухонные бытовые", машина стиральная - коду 2930200 "Машины стиральные бытовые", овощерезка - коду 2945100 "Машины для переработки мяса, овощей и теста (оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания), утюг электрический - коду 2926535 "Утюги электрические и пульверизаторы", отличные от кода, которому соответствуют товары и изделия, включенные в группу 3690000.
Таким образом, код ОКДП 3690000 "Готовые изделия, не включенные в другие группировки", указанный в извещении о проведении рассматриваемого Аукциона, не соответствует кодам и видам закупаемой продукции.
Выявленное несоответствие препятствует участию в аукционе заинтересованных лиц, поскольку затрудняет поиск заказов, что нарушает права и законные интересы участников размещения заказа.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что закупаемое оборудование по предмету контракта функционально и технологически не связано между собой и используется отдельно друг от друга в силу следующего.
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под технологией понимается совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Функциональная характеристика - потребительское свойство товара, под которым понимается свойство товара, появляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей (п. 82 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения").
Предметом размещения заказа является поставка товаров, назначение которых совершенно различно, и которые включены в обособленные разделы ОКДП.
Компьютерное оборудование (компьютер, проектор), машины стиральные бытовые, игрушки, медицинское оборудование, оборудование для приготовления и хранения пищи, мебелью для детских, дошкольных учреждений, канцелярские товары и печатная продукция имеют самостоятельную область применения и функционально и технологически не взаимосвязаны друг с другом.
Подобное "укрупнение" закупки ограничивает количество участников размещения заказа и, следовательно, конкуренцию, так как рынки обозначенных групп товаров различаются составом продавцов и покупателей. Участники товарных рынков, как правило, имеют различную специализацию, а такое объединение разнородных товаров затрудняет участие в аукционе.
Например, производители (поставщики) компьютерной техники, бытовой техники, мебели для детских, дошкольных учреждений в связи с объединением в один лот указанных товаров ограничены в участии в данном аукционе из-за вынужденности закупки и поставки несвойственных им товаров.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что объединение в один лот функционально и технологически не связанного между собой оборудования, являющегося предметом торгов, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов, что в свою очередь является нарушением ч. 1, ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В ходе проведения внеплановой проверки комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в нарушение требований законодательства о размещении заказов Заказчик не установил требования к характеристикам (потребительским свойствам) поставляемого товара - игрушкам, печатной продукции, канцелярским товарам, пособиям.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов при проведении Аукциона.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
4. Передать материалы лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
С.В. Мазаева Н.Н. Колодина К.И. Мурзин В.В. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 октября 2013 г. по делам N РЗ-245/13 о нарушении законодательства о размещении заказов
Текст решения официально опубликован не был