Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело правовую и антикоррупционную экспертизы приказа управления социального развития Тамбовской области от 03.10.2013 N 2752-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки многодетной семье".
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз послужило принятие приказа управления социального развития Тамбовской области от 03.10.2013 N 2752-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки многодетной семье". Сведения об опубликовании текста Приказа на момент проведения правовой и антикоррупционной экспертиз отсутствуют.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Приказа являются правоотношения, направленные на определение сроков и последовательности действий при предоставлении государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки многодетной семье", что в соответствии с подпунктами "ж" и "к" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Приказа относится к компетенции управления социального развития Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ), федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 02.07.2013 N 167-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции от 25.02.2003 N 250) (далее - Указ N 431).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в числе прочего, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Законом Тамбовской области от 26.05.2011 N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" определяются правовые и организационные основы присвоения семье статуса "многодетная семья" и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям.
Постановлением администрации Тамбовской области от 21.12.2011 N 1832 "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" (далее - Постановление N 1832) утверждаются, в том числе Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетной семье согласно приложению.
Пунктом 1 Постановления N 1832 управление социального развития области определено уполномоченным органом исполнительной государственной власти области по организации и обеспечению предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу.
Таким образом, Приказ принят во исполнение действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25Л2.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, выявлены следующие коррупциогенные факторы.
1. В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 раздела 2 административного регламента предоставления государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки многодетной семье" (далее - Административный регламент) конечным результатом предоставления государственной услуги является предоставление заявителю мер социальной поддержки, а процедура предоставления государственной услуги завершается получением заявителем мер социальной поддержки.
Пунктом 2.4 раздела 2 Административного регламента установлен общий срок предоставления государственной услуги, а именно - принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в срок, не превышающий 30 календарных дней с даты получения всех необходимых документов.
Таким образом, в пункте 2.4 Административного регламента при исчислении общего срока предоставления государственной услуги не учитываются сроки предоставления мер социальной поддержки.
Все вышеуказанное способствует проявлению коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 (далее - Методика), - широта дискреционных полномочий, выражающегося в неопределенности сроков принятия решения органами государственной власти (их должностными лицами).
2. В соответствии с подпунктом 2.6.1.10 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента для единовременного возмещения расходов за обучение (подготовку и переподготовку) члена многодетной семьи предоставляется подлинник и копия соответствующей лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) определено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 2 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации обеспечивают открытость и доступность копий лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться, в том числе с лицензией на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, исходя из вышесказанного, оригинал лицензии на осуществление образовательной деятельности требуется учебному заведению для реализации прав несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей), реализации информационной открытости, и# следовательно, не может предоставляться каждой многодетной семье, претендующей на единовременное возмещение расходов за обучение (подготовку и переподготовку) члена многодетной семьи.
Все вышеуказанное способствует проявлению коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 Методики, - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выражающегося в установлении трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
3. Пунктом 2.8 раздела 2 Административного регламента закрепляются основания для отказа в получении государственной услуги и основания для приостановления государственной услуги, при этом одним из оснований для отказа в получении государственной услуги является предоставление заявителем неполного пакета документов, а основанием для приостановления государственной услуги - отсутствие необходимых документов.
Таким образом, в случае, если заявитель не в полном объеме предоставил необходимые документы, ему могут как отказать в предоставлении государственной услуги, так и приостановить ее предоставление, что способствует проявлению коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Методики - широта дискреционных полномочий, выражающегося в неопределенности условий или оснований принятия решения органами государственной власти (их должностными лицами).
4. В пункте 2.8 раздела 2 Административного регламента предусмотрены основания для приостановления предоставления государственной услуги, в то же время в разделе 3 Административного регламента "Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур" не содержится административной процедуры по приостановлению предоставления государственной услуги, что способствует проявлению коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "ж" пункта 3 Методики - отсутствие или неполнота административных процедур, выражающегося в отсутствии порядка совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий или одного из элементов такого порядка.
Рекомендуем устранить выявленные коррупциогенные факторы.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта норм, не соответствующих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, не выявлено.
Кроме того, в результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлена норма, не соответствующая региональному законодательству.
Пунктом 5.5 раздела 5 Административного регламента закреплены случаи, когда ответ на жалобу не дается.
Согласно части 4 статьи 11.2 Федерального закона N 210-ФЗ особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 8.8 пункта 8 Положения о рассмотрении в досудебном порядке жалоб на решения, действия (бездействие) органов исполнительной власти области, должностных лиц указанных органов, государственных гражданских служащих области, областных государственных учреждений (предприятий) и их работников, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 31.08.2007 N 969, установлено, что уполномоченный на рассмотрение жалобы орган исполнительной власти области вправе оставить жалобу без ответа в случае:
- наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствия фамилии, имени, отчества, почтового адреса, а также возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В свою очередь, перечень случаев, когда ответ на жалобу не дается, Административным регламентом расширен. В указанной связи пункт 5.5 раздела 5 Административного регламента необходимо привести в соответствие с действующим законодательством.
Форма Приказа соответствует правилам и приемам юридической техники, однако текст содержит нарушения юридико-технического характера и внутреннюю несогласованность отдельных положений.
1. В подпункте 2.6.1.7 пункта 2.6 раздела 2 Административного регламента слова "школьной формы" рекомендуем заменить словами "школьной формы либо заменяющего ее комплекта детской одежды для посещения учебных занятий, а также спортивной формы".
2. Пункт 3.1. раздела 3 Административного регламента содержит состав и последовательность административных действий (процедур), и первой административной процедурой при предоставлении государственной услуги является информирование и консультирование заявителей по вопросам предоставления государственной услуги.
Однако порядок и способы получения информации заявителями по вопросу предоставления государственной услуги, сведений о ходе предоставления указанных услуг, в том числе с использованием государственной информационной системы "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Тамбовской области", должны быть размещены в разделе 1 Административного регламента, на основании абзаца 5 подпункта 2.3.3. пункта 2.3. раздела 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти области, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 27.01.2011 N 38.
Таким образом, предлагаем абзац 2 пункта 3.1. раздела 3 Административного регламента исключить, содержание пункта 3.2. раздела 3 Административного регламента изложить в разделе 1 "Общие положения" Административного регламента, а также исключить "информирование и консультирование заявителей, в том числе в электронной форме, по вопросам предоставления мер социальной поддержки" из числа административных процедур в блок-схеме, утвержденной приложением N 2 к Административному регламенту.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить в адрес Управления.
И.о. начальника |
Ю.Н. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 15 ноября 2013 г. N 1382 на приказ управления социального развития Тамбовской области от 03.10.2013 N 2752-ф "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "предоставление мер социальной поддержки многодетной семье"
Текст заключения официально опубликован не был