Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 147, провело повторную правовую и антикоррупционную экспертизы постановления администрации Тамбовской области от 21.12.2011 N 1832 "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" (в редакции постановлений администрации Тамбовской области от 27.02.2012 N 202, от 14.03.2012 N 279, от 09.11.2012 1382, 25.02.2013 N 178, от 03.09.2013 N 978).
Повторная правовая и антикоррупционная экспертизы проводится по собственной инициативе Управления.
Установлено, что предметом регулирования рассматриваемого Постановления являются правоотношения, направленные на утверждение порядка присвоения семье статуса многодетной семьи, выдачи, замены и прекращения действия удостоверения многодетной матери (отца), порядка предоставления мер социальной поддержки многодетной семье, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принятие данного Постановления относится к компетенции администрации Тамбовской области.
Указанная область общественных отношений регулируется Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (в редакции от 12.11.2012 N 183-ФЗ), федеральными законами от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 05.04.2013 N 55-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в редакции от 25.02.2003 N 250).
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Статьей 4 Закона Тамбовской области от 26.05.2011 N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" установлено, что финансирование мер социальной поддержки многодетной семьи осуществляется за счет средств областного бюджета, порядок предоставления мер социальной поддержки многодетной семье устанавливается постановлением администрации области.
Таким образом, Постановление принято во исполнение норм действующего законодательства и является необходимым и достаточным для урегулирования данных правоотношений.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, выявлен следующий коррупциогенный фактор.
В соответствии с абзацем 3 пункта 14.1 раздела 14 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетной семье, утвержденного рассматриваемым Постановлением (далее - Порядок), для единовременного возмещения расходов за обучение (подготовку и переподготовку) членов многодетной семьи в учебных заведениях предоставляется подлинник и копия соответствующей лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) определено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 2 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации обеспечивают открытость и доступность копий лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться, в том числе с лицензией на осуществление образовательной деятельности.
Таким образом, исходя из вышесказанного, оригинал лицензии на осуществление образовательной деятельности требуется учебному заведению для реализации прав несовершеннолетних обучающихся и их родителей (законных представителей), реализации информационной открытости, и следовательно, не может предоставляться каждой многодетной семье, претендующей на единовременное возмещение расходов за обучение (подготовку и переподготовку) члена многодетной семьи.
Все вышеуказанное способствует проявлению коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "а" пункта 4 Методики, - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выражающегося в установлении трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Рекомендуем устранить выявленный коррупциогенный фактор.
В результате проведения правовой экспертизы настоящего нормативного правового акта выявлены нормы, не соответствующие федеральному законодательству.
В соответствии с пунктами 2.8 раздела 2, 6.3 раздела 6, 10.4 раздела 10, 11.6 раздела 11, 12.3 раздела 12, 13.5 раздела 13, пунктом 14.2 раздела 14 Порядка срок перечисления сумм денежных средств, денежных выплат, субсидий измеряется в банковских днях. Однако действующим законодательством понятие "банковский день" не закреплено.
Абзацем 2 статьи 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.
В соответствии с пунктом 1.3 части 3 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных положением Банка России от 16.07.2012 N 385-П, операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершаемые операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса, определяется как операционный день.
Форма и текст Постановления соответствуют правилам и приемам юридической техники.
О результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения просим сообщить в адрес Управления.
И.о. начальника |
Ю.Н. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области от 15 ноября 2013 г. N 1383 на постановление администрации Тамбовской области от 21.12.2011 N 1832 "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" (в редакции постановлений администрации Тамбовской области от 27.02.2012 N 202, от 14.03.2012 N 279, от 09.11.2012 1382, 25.02.2013 N 178, от 03.09.2013 N 978)
Текст заключения официально опубликован не был