Апелляционное определение Тамбовского областного суда
от 16 сентября 2013 г. N 33-2576
(извлечение)
Прокурор *** района г. Тамбова обратился в суд с заявлением об обязании Тамбовской городской Думы привести в соответствие с требованиями действующего законодательства отдельных норм Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949 в редакции от 26.12.2012 г. N 833 (далее - Правила), указав, что прокуратурой *** района города Тамбова в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что отдельные нормы Правил противоречат действующему законодательству и подлежат отмене.
В обоснование заявления указано, что в связи с выявленными нарушениями *** г. прокуратурой района в Тамбовскую городскую Думу принесен протест, который был рассмотрен на сорок втором заседании Тамбовской городской Думы и решением от 26.12.2012 N 832 был отклонён.
Считает действие по отклонению протеста прокурора района незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 19 Правил устанавливает, что собственники контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения обеспечивают их содержание в надлежащем санитарном и техническом состоянии, уборку прилегающей территории контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения, границы которой определяются в соответствии со статьей 9 настоящих Правил, но не менее 5 метров.
Таким образом, на юридических лиц, независимо от правового статуса и организационно-правовой формы, а также физических лиц возлагается дополнительная обязанность по уборке прилегающих территорий контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения.
Указывает, что в нарушение статьей 2, 3 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственников, владельцев, пользователей контейнерных площадок (контейнеров) незаконно возложена обязанность по уборке прилегающей к контейнерным площадка (контейнеров) территории, не находящейся в их собственности, владении, пользовании.
По аналогичным основаниям приведению в соответствие с положениями законодательства подлежат абзац 2 статьи 9, часть 2 статьи 39, пункт 1 части 1 статьи 45, статья 57 Правил.
Прокурор считает, что указанные нарушения имеют место в отдельных нормах действующей редакции решения Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 г. N 833 "О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов и об отмене решения Тамбовской городской Думы от 31.10.2012 г. N 752 "О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов", в связи с чем они подлежат изменению как не соответствующие действующему законодательству.
Так, пунктом 2 части 2 статьи 4 Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов, утвержденного вышеуказанным решением Тамбовской городской Думы (далее - Положение), предусмотрено, что собственники контейнерной площадки (контейнеров) и других емкостей-накопителей временного хранения либо уполномоченные ими лица обеспечивают уборку территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим емкостям-накопителям временного хранения.
Тем самым, на указанных выше лиц возлагается дополнительная обязанность по уборке прилегающих территорий контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей-накопителей временного хранения.
Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 4, часть 6 статьи 4 указанного Положения, а также подпункт 13 пункта 1 решения Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 г. N 833 не соответствуют статьям 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации,
Часть 2 статьи 1 Положения содержит перечень отходов, в том числе лечебно-профилактические отходы, на которые не распространяет свое действие Положение.
Вместе с тем, в части 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" употребляется термин "отходы лечебно-профилактических учреждений".
Таким образом, термин "лечебно-профилактические отходы", определенный частью 2 статьи 1 Положения, не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Статья 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" содержит понятие "отходы производства и потребления" - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Абзацем 2 статьи 2 Положения закреплен термин "отходы", содержание которого не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Согласно положениям Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В пункте 2 части 3 статьи 3 Положении в числе полномочий Администрации города Тамбова в системе управления в области обращения с отходами предусмотрено полномочие по организации вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов.
Указанная норма Положения подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.
После уточнения заявленных требований прокурор просил признать недействующими со дня принятия абзац 2 статьи 9, часть 2 статьи 39, пункт 1 части 1 статьи 45, статью 57 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949, в редакции от 26.12.2012 г. N 833, а также часть 2 статьи 1, абзац 2 статьи 2, пункт 2 части 3 статьи 3, пункт 2 части 2 статьи 4, часть 6 статьи 4 приложения к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов - Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов.
Решением *** районного суда г. Тамбова от *** года заявление прокурора *** района г. Тамбова удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе глава города Тамбова считает данное решение суда принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы автор указывает, что Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения городского округа в настоящее время относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В соответствии с пунктом 36 части 2 статьи 24 Устава города Тамбова утверждение правил благоустройства территории городского округа относится к полномочиям Тамбовской городской Думы.
Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 г. N 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований.
Согласно пункту 8.2.1 раздела 8.2 "Уборка территории" Методических рекомендаций физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления. Аналогичные требования по благоустройству прилегающей территории содержат и другие разделы Методических рекомендаций.
Тамбовской городской Думой в комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было направлено письмо с просьбой дать разъяснение, является ли требование, указанное в пункте 25 части 1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об установлении органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий предусмотренным законом исключением из правила, установленного статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, и вправе ли органы местного самоуправления в правилах благоустройства возлагать обязанность по уборке прилегающих территорий на собственников зданий (помещений в них) и сооружений.
На данное обращение *** г. получено письмо, в котором председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы дал соответствующие разъяснения и подтвердил правовую позицию Тамбовской городской Думы по вышеуказанному вопросу. В письме говорится, что федеральный законодатель, не предусматривая прямых требований к собственникам в отношении эстетического облика их имущества, недвусмысленно предоставил право устанавливать такие требования органам местного самоуправления. И это право предоставлено органам местного самоуправления не только в отношении самих объектов права собственности (сооружение, его фасад, ограждение, земельный участок, на котором сооружение расположено), но и в отношении прилегающей к таким объектам территории.
Обязанности собственников зданий (помещений в них) по участию в мероприятиях по благоустройству прилегающих территорий возникают в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания-возникновения гражданских прав и обязанностей) и не регулируются статьей 210 "Бремя содержания имущества" Гражданского кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, определение муниципальным правовым актом параметров и размеров прилегающих территорий в целях установления обязанностей собственников зданий (помещений в них) по участию в мероприятиях по благоустройству будет основано непосредственно на нормах статей 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Таким образом, нормы Правил благоустройства, закрепляющие за собственниками зданий (помещений в них) и сооружений обязанности по уборке прилегающей территории, изложены в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Кроме того, исключение данных норм повлечет невозможность исполнения в полной мере вопросов местного значения по утверждению правил благоустройства, организации благоустройства территории городского округа, а также организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Автор жалобы обращает внимание судебной коллегии, что в других муниципальных образованиях принятые Правила благоустройства и содержания также содержат нормы, закрепляющие за собственниками зданий (помещений в них) и сооружений обязанности по уборке прилегающей территории (в городах: Орел, Оренбург, Томск, Мурманск, Ростов, Новосибирск, Калуга).
Указывает, что согласно решению суда недействующим признан пункт 1 части 1 статьи 45 Правил благоустройства, определяющий обязанности председателей правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не только в отношении уборки прилегающей территории, но и в отношении организации работ по уборке и благоустройству мест общего пользования в границах некоммерческого объединения граждан.
Также недействующей признана статья 57 Правил благоустройства, согласно которой собственники, арендаторы, пользователи зданий, строений, сооружений, не предусмотренные в главах 5 - 17 части II настоящих Правил, обеспечивают благоустройство и уборку территорий, содержание зданий, строений, сооружений в соответствии с главами 2, 3 части I настоящих Правил.
Главами 2, 3 части I Правил благоустройства регулируются отношения, связанные не только с уборкой прилегающих территорий, но и с другими мероприятиями по благоустройству.
Ссылается на то, что в решении суда в нарушение части 4 статьи 198 ГПК РФ не приводится доводов, по которым суд считает в указанной части Правила благоустройства незаконными. Указанные доводы отсутствуют и в заявлении прокурора.
По вопросу указания в части 2 статьи 1 Положения не предусмотренного Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определения термина "лечебно-профилактические отходы" судом не было учтено, что определение "лечебно-профилактические отходы" не используется в проекте Положения в качестве термина, кроме того, последующие слова части 2 "и другие виды опасных отходов, обращение с которыми регулируется федеральным законодательством" исключают его двусмысленную трактовку. Вместе с тем, судом признана недействующей вся норма, содержащая данное определение (часть 2 статьи 1 Положения), несмотря на то, что в ней определены и другие виды отходов, на которые Положение не распространяет свое действие. При этом ни прокурор в заявлении, ни суд в мотивировочной части решения не приводят аргументов незаконности данной нормы в части других понятий.
По вопросу использования в абзаце 2 статьи 2 Положения не установленного Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ понятия термина "отходы" суд не учел, что в проекте Положения используется понятие "отходы", установленное в "ГОСТ 30772 - 2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст).
Считает, что формулировка данного термина не вступает в противоречие с понятием "отходы", изложенным в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Нарушения действующего законодательства в пункте 2 части 3 статьи 3 согласно требованиям прокурора заключатся в отсутствии в данной норме полномочия по организации сбора отходов. При этом, автор жалобы полагает, что суд не учел, что помимо изложенных в пункте 2 части 3 статьи 3 полномочий по организации вывоза утилизации и переработки отходов, пунктом 1 части 3 статьи 3 Положения на Администрацию г. Тамбова также возложена обязанность по организации сбора отходов.
На апелляционную жалобу прокурором *** района г. Тамбова поданы возражения, в которых прокурор считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Тамбовской городской Думы не подлежащей удовлетворению. Доводы возражений аналогичны доводам заявления, поданного в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поддержанные представителями Тамбовской городской Думы Н.А.В. и Л.А.В., а также представителем администрации г. Тамбова П.Д.О., выслушав помощника прокурора *** района г. Тамбова Р.Е.А. и заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тамбовской области К.И.С., считавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из материалов дела следует, что Решением Тамбовского городской Думы от 15 апреля 2009 года N 949 в редакции от 26 декабря 2012 года N 833, утверждены Правила благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов (далее - Правила).
Статьей 9 названных Правил предусмотрено, что юридические лица независимо от правового статуса и организационно-правовой формы, а также физические лица обеспечивают уборку и содержание территории в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве, предусмотренном федеральным законодательством.
Собственники зданий (помещений в них) и сооружений обеспечивают уборку прилегающей территории.
Границы прилегающей территории, подлежащей уборке лицами, указанными в абзаце 2 настоящей статьи, определяются постановлением Администрации города Тамбова.
Часть 2 статьи 39 Правил предусматривает, что владельцы торговых павильонов, киосков обеспечивают выполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 1 настоящей статьи, а также обеспечивают уборку прилегающих территорий, границы которых определяются в соответствии со статьёй 9 настоящих Правил, но не менее 5 метров.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 45 Правил председатели правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан обязаны обеспечить организацию работ по уборке и благоустройству территорий мест общего пользования в границах некоммерческого объединения и прилегающей территории.
Статья 57 Правил предусматривает, что собственники, арендаторы, пользователи зданий, строений, сооружений, не предусмотренные в главах 5 - 17 части II настоящих Правил, обеспечивают благоустройство и уборку территорий, содержание зданий, строений, сооружений в соответствии с главами 2 и 3 части I Правил.
В пункте 2 части 2 статьи 4 и части 6 статьи 4 приложения к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов - Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов закреплено, что собственники контейнерной площадки (контейнеров) и других ёмкостей-накопителей временного хранения либо уполномоченные ими лица обеспечивают уборку территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим ёмкостям-накопителям временного хранения. Границы территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим ёмкостям-накопителям временного хранения, подлежащих уборке лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, определяются постановлением Администрации г. Тамбова, но не менее 5 метров.
Согласно статьи 8 Правил уборка территорий включает в себя мероприятия, связанные со сбором и вывозом в специально отведенные для этого места мусора, снега, листвы, сколотого льда, отходов деятельности физических и юридических лиц, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Судом первой инстанции удовлетворены заявленные прокурором требования о признании недействующими со дня принятия:
абзаца 2 статьи 9 Правил благоустройства и содержания территории городского округа- город Тамбов в части возложения на собственников зданий (помещений в них) и сооружений обязанности обеспечить уборку прилегающей территории;
части 2 статьи 39 Правил в части возложения на владельцев торговых павильонов, киосков обязанности обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 1 настоящей статьи, а также уборку прилегающих территорий, границы которых определяются в соответствии со статьёй 9 настоящих Правил, но не менее 5 метров.
пункта 2 части 2 статьи 4 приложения к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов - Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов по возложению на собственников контейнерных площадок (контейнеров) и других ёмкостей-накопителей временного хранения либо на уполномоченных ими лиц, обязанности по обеспечению уборки территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим ёмкостям-накопителям временного хранения
При этом суд исходил из того, что возложение на собственников органом местного самоуправления обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и полагает их правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 130, частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа, в том числе отнесены: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Пунктом 25 статьи 6 Устава города Тамбов к вопросам местного значения отнесена организация благоустройства городского округа.
Согласно пункта 36 статьи 24 Устава города Тамбов утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, отнесено к компетенции Тамбовской городской Думы.
Статьей 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, обязанности по обеспечению чистоты и порядка на территории городского округа возлагаются на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся вопросы организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, вопросы организации благоустройства и озеленения территории городского округа.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством. Согласно Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Как установлено в части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статьи 13 Земельного кодекса РФ обязанность проведения мероприятий, по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, возлагается на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, бремя содержания земельных участков, в том числе осуществление санитарной уборки и благоустройства территорий данных участков, несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков (если иное не предусмотрено договором аренды).
В то же время, как следует из установленных по делу фактических обстоятельств, указанная обязанность возложена названными Правилами и приложением к ним не только на собственников и иных титульных владельцев земельных участков, территорию которых следует убирать, содержать и благоустраивать в соответствии с указанными Правилами, но и на иных субъектов, которым на праве собственности или ином праве принадлежат только здания (помещения в нем), строения, контейнерные площадки (контейнеры) и другие емкости-накопители временного хранения, но не земельные участки, на которых расположены эти объекты.
Из системного толкования изложенных выше норм следует, что возложение на собственников заданий (помещений в них), сооружений и контейнеров обязанностей по содержанию территории, прилегающей к их имуществу, которая определяется постановлением органа местного самоуправления (как в данном случае согласно абзаца 3 статьи 9 Правил - Администрацией г. Тамбова) и не находящейся в собственности либо владении и пользовании на каком-нибудь титульном праве, может быть осуществлено либо на основании федерального закона с четким определением размера такой территории, либо на основании договора, но никак не на основании административно-правового акта органа местного самоуправления.
Кроме того, отсутствие в Правилах определения "прилегающей территории" делает невозможным установления зоны ответственности уполномоченного органом местного самоуправления лица по уборке указанных территорий, границы территории и ее пределы.
Поскольку в соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно признал недействующими со дня принятия абзац 2 статьи 9, часть 2 статьи 39 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, а также пункт 2 части 2 статьи 4 и часть 6 статьи 4 приложения к названным Правилам - Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы в части необоснованного признания недействующим пункта 1 части 1 статьи 45 Правил в полном объеме, поскольку возложение обязанности на председателей правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан по обеспечению организации работ по уборке и благоустройству территорий мест общего пользования в границах некоммерческого объединения, не может быть признано не соответствующим действующему законодательству и нарушающими права неопределенного круга лиц по основаниям, указанным прокурором в заявлении.
Пункт 1 части 1 статьи 45 Правил по вышеуказанным в апелляционном определении основаниям надлежит признать недействующим с момента издания в части возложения на председателей правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан обязанности обеспечить организацию работ по уборке и благоустройству прилегающей территории.
По мнению судебной коллегии, обоснованными также являются доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции в части признания недействующей с момента принятия статьи 57 Правил, согласно которой собственники, арендаторы, пользователи зданий, строений, сооружений, не предусмотренные в главах 5 - 17 части II настоящих Правил, обеспечивают благоустройство и уборку территорий, содержание зданий, строений, сооружений в соответствии с главами 2, 3 части I настоящих Правил, поскольку главами 2, 3 части I Правил регулируются отношения, связанные не только с уборкой прилегающих территорий, но и с другими мероприятиями по благоустройству. Кроме того, статья 57 Правил является отсылочной нормой к абзацу 2 статьи 9, части 2 статьи 39 и пункту 1 части 1 статьи 45 Правил, которые подлежат признанию недействующими с момента издания.
При таком положении, решение суда в указанных частях подлежит изменению с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
В соответствии с положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 приложения к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов - Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов предусмотрено, что данное Положение не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, лечебно-профилактические отходы и другие виды опасных отходов, обращение с которыми регулируется федеральным законодательством.
В абзаце 2 статьи 2 названного Положения используется понятие термина отходы - остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершению определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Поскольку термины "лечебно-профилактические отходы" и "отходы", указанные в вышеназванных статьях Положения не соответствуют части 2 статьи 2 и статьи 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности требований прокурора в данной части.
Между тем, часть 2 статьи 1 Положения подлежит признанию недействующей со дня принятия только в части не распространения действия названного Положения на лечебно-профилактические отходы. В остальной части указанная норма Положения не противоречит действующему законодательству, а поэтому в данной части решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Согласно пункта 2 части 3 статьи 3 Положения в системе управления в области обращения с отходами Администрация г. Тамбова организует вывоз, утилизацию и переработку отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов.
Признавая данную норму Положения недействующей, суд первой инстанции исходил из того, что она противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральному закону "Об отходах производства и потребления", которыми к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
С данным выводом суд апелляционной инстанции не может согласиться, поскольку полномочия Администрации г. Тамбова по организации сбора отходов закреплены в пункте 1 части 3 статьи 3 Положения, что не противоречит положениям федерального законодательства.
При таком положении, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим пункта 2 части 3 статьи 3 Положения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 июня 2013 года изменить.
В удовлетворении заявления прокурора *** района г. Тамбова о признании недействующими со дня принятия пункта 1 части 1 статьи 45 в части возложения обязанности на председателей правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан по организации работ по уборке и благоустройству территорий мест общего пользования в границах некоммерческого объединения, статьи 57 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949, в редакции от 26.12.2012 г. N 833, части 2 статьи 1 приложения к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов - Положения о порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов в части не распространения действия названного Положения на радиоактивные отходы, биологические отходы и другие виды опасных отходов, обращение с которыми регулируется федеральным законодательством, пункта 2 части 3 статьи 3 данного Положения - отказать.
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовской городской Думы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 16 сентября 2013 г. N 33-2576
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании