Решение Ленинского районного суда г. Тамбова
от 11 июня 2013 г. N 2-1621/2013
(извлечение)
Прокурор Ленинского района г. Тамбова обратился в суд с заявлением об обязании Тамбовской городской Думы привести в соответствие с требованиями действующего законодательства отдельных норм Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949 в редакции от 26.12.2012 г. N 833, указав, что прокуратурой Ленинского района города Тамбова в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что отдельные нормы Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов в редакции от 31.10.2012 N 752, утвержденных решением Тамбовской городской Думы N 949 от 15.04.2009 (далее Правила) противоречат действующему законодательству и подлежат отмене.
На вышеуказанное решение прокуратурой района в Тамбовскую городскую Думу 13.12.2012 г. принесен протест.
Протест прокурора был рассмотрен на сорок втором заседании Тамбовской (городской Думы и по результатам рассмотрения, решением Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 N 832 отклонён.
Считает действие по отклонению протеста прокурора района незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Часть 2 статьи 19 Правил устанавливает, что собственники контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения обеспечивают их содержание в надлежащем санитарном и техническом состоянии, уборку прилегающей территории контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения, границы которой определяются в соответствии со статьей 9 настоящих Правил, но не менее 5 метров.
Таким образом, на юридических лиц, независимо от правового статуса и (организационно-правовой формы, а также физических лиц возлагается дополнительная обязанность по уборке прилегающих территорий контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения, (границы которой определяются в соответствии со статьей 9 настоящих Правил, но менее 5 метров.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
В статье 3 Гражданского кодекса РФ перечислены законодательные акты, которыми могут регулироваться вышеуказанные правоотношения. Акты органов местного самоуправления к ним не относятся, и возложение обязанности на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Между тем, обязанность по уборке прилегающей территории контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения на собственников возложена решением представительного органа местного самоуправления.
Возложение на собственников, владельцев, пользователей обязанности по содержанию территории, уборке прилегающей к контейнерной площадке территории, не находящейся в их собственности, владении, пользовании является незаконным.
Данная позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2012 N 81-АПГ12-1.
По аналогичным основаниям приведению в соответствие подлежат абз. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 39, п. 1 ч. 1 ст. 45, ст. 57 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов.
Указанные нарушения имеют место и в действующей редакции решения Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 N 833 "О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов и об отмене решения Тамбовской городской Думы от 31.10.2012 N 752 "О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов".
Кроме того, отдельные нормы решения Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 N 833 "О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов и об отмене решения Тамбовской городской Думы от 31.10.2012 N 752 "О внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов" также не соответствуют действующему законодательству и подлежат изменению по следующим основаниям.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 4 Положения "О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов", утвержденного вышеуказанным решением Тамбовской городской Думы установлено, что собственники контейнерной площадки (контейнеров) и других емкостей-накопителей временного хранения либо уполномоченные ими лица обеспечивают уборку территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим емкостям-накопителям временного хранения.
Тем самым, на указанных выше лиц возлагается дополнительная обязанность по уборке прилегающих территорий контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения.
Таким образом, пункт 2 ч. 2 ст. 4, ч. 6 ст. 4 Положения "О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов", а также в подп. 13 п. 1 решения Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 N 833 не соответствуют ст. ст. 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Часть 2 ст. 1 Положения "О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов" содержит перечень отходов (в т.ч. и лечебно-профилактические отходы), на которые не распространяет свое действие Положение.
Вместе с тем, в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" употребляется термин "отходы лечебно-профилактических учреждений".
Таким образом, термин "лечебно-профилактические отходы", определенный ч. 2 ст. 1 Положения, не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержит понятие "отходы производства и потребления (далее - отходы)" - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Абзацем 2 ст. 2 Положения закреплен термин "отходы", содержание которого не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В Положении (п. 2 ч. 3 ст. 3) в числе полномочий Администрации города Тамбова в системе управления в области обращения с отходами установлено полномочие по организации вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов.
Указанная норма Положения не соответствует действующему Законодательству и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.
Тамбовской городской Думой до настоящего времени каких-либо мер по приведению в соответствие с действующим законодательством решения Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов" в редакции от 26.12.2012 N 833, не принято.
Просил в порядке ст. 245 ГПК РФ обязать Тамбовскую городскую Думу привести в соответствие с требованиями действующего законодательства следующие нормы Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 в редакции от 26.12.2012 N 833, а именно:
привести в соответствие с требованиями ст. ст. 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации абз. 2 ст. 9 Правил;
привести в соответствие с требованиями ст. ст. 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ч. 2 ст. 39 Правил;
привести в соответствие с требованиями ст. ст. 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 1 ч. 1 ст. 45 Правил;
привести в соответствие с требованиями ст. ст. 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ст. 57 Правил;
привести в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ч. 2 ст. 1 приложения к Правилам;
привести в соответствие с требованиями абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" абз. 2 ст. 2 приложения к Правилам;
привести в соответствие с требованиями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" п. 2 ч. 3 ст. 3 приложения к Правилам;
привести в соответствие с требованиями ст. ст. 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 2 ч. 2 ст. 4 приложения к Правилам;
привести в соответствие с требованиями ст. ст. 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации ч. 6 ст. 4 приложения к Правилам.
11 июня 2013 г. прокурор Ленинского уточнил заявление. Просил признать недействующими со дня принятия абзац 2 ст. 9, ч. 2 ст. 39, п. 1 ч. 1 ст. 45, ст. 57 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949, в редакции от 26.12.2012 г. N 833, а также ч. 2 ст. 1, абзаца 2 ст. 2, п. 2 ч. 3 ст. 3, п. 2 ч. 2 ст. 4, ч. 6 ст. 4 приложения к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949, в редакции от 26.12.2012 г. N 833.
В суде прокурор Р.Е.А. заявление, с учетом его уточнения, поддержала.
Представители Тамбовской городской Думы Н.А.А. и Л.Л.А. с заявлением прокурора района не согласились, пояснив, что заявление прокурора направлено, по существу, на то, чтобы суд своим решением обязал представительный орган местного самоуправления - Тамбовскую городскую Думу внести изменения и дополнения в решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов".В соответствии со статьей 253 ГПК РФ суд вправе проверить, соответствует ли принятый нормативный правовой акт действующему законодательству или не соответствует. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суд не вправе обязать орган или должностное лицо внести в нормативный правовой акт, являющийся предметом судебной проверки, соответствующие дополнения или изменения, поскольку такие действия будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный акт. В этом случае такой нормативный правовой акт признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Согласно заявлению прокурора нормы Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов (далее - Правила благоустройства), закрепляющие за собственниками зданий (помещений в них) и сооружений обязанности по уборке прилегающей территории, противоречат статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако, Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения городского округа в настоящее время относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. В соответствии с пунктом 36 части 2 статьи 24 Устава города Тамбова утверждение правил благоустройства территории городского округа относится к полномочиям Тамбовской городской Думы. Также, Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 были утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (далее -Методические рекомендации). Согласно пункту 8.2.1 раздела 8.2 "Уборка территории" Методических рекомендаций физических и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, следует обязывать обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, разделом 8 Методических рекомендаций и порядком сбора, вывоза и утилизации отходов производства и потребления, утверждаемых органом местного самоуправления. Аналогичные требования по благоустройству прилегающей территории содержат и другие разделы Методических рекомендаций. Тамбовской городской Думой в комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления было направлено письмо с просьбой дать разъяснение является ли требование, указанное в пункте 25 части 1 статьи 16 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об установлении органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий предусмотренным законом исключением из правила, установленного статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, и вправе ли органы местного самоуправления в правилах благоустройства возлагать обязанность по уборке прилегающих территорий на собственников зданий (помещений в них) и сооружений (приложение 1). 21.02.2013 было получено ответное письмо, в котором председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы К.В.Б. дал соответствующие разъяснения и подтвердил правовую позицию Тамбовской городской Думы по вышеуказанному вопросу (приложение 2). В письме говорится, что федеральный законодатель, не предусматривая прямых требований к собственникам в отношении эстетического облика их имущества, недвусмысленно предоставил право устанавливать такие требования органам местного самоуправления. И это право предоставлено органам местного самоуправления не только в отношении самих объектов права собственности (сооружение, его фасад, ограждение, земельный участок, на котором сооружение расположено), но и в отношении прилегающей к таким объектам территории. Обязанности собственников зданий (помещений в них) по участию в мероприятиях по благоустройству прилегающих территорий возникают в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей) и не регулируются статьей 210 "Бремя содержания имущества" Гражданского кодекса Российской Федерации. В свою очередь, определение муниципальным правовым актом параметров и размеров прилегающих территорий в целях установления обязанностей собственников зданий (помещений в них) по участию в мероприятиях по благоустройству будет основано непосредственно на нормах статей 14 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Таким образом, нормы Правил благоустройства, закрепляющие за собственниками зданий (помещений в них) и сооружений обязанности по уборке прилегающей территории, изложены в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий органов местного самоуправления. Кроме того, исключение данных норм повлечет невозможность исполнения в полной мере вопросов местного значения по утверждению правил благоустройства, организации благоустройства территории городского округа, а также организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Вышеуказанные выводы подтверждаются судебной практикой, сформированной в иных субъектах Российской Федерации (Постановление ФАС Центрального округа от 06.11.2012 по делу N А23-1212/2012). В других муниципальных образованиях принятые Правила благоустройства и содержания также содержат нормы, закрепляющие за собственниками зданий (помещений в них) и сооружений обязанности по уборке прилегающей территории (в городах: Орел, Оренбург, Томск, Мурманск, Ростов, Новосибирск, Калуга и др.). В определении Верховного суда Российской Федерации от 30.05.2012 N 81-АПГ12-1, на которое ссылается прокурор Ленинского района города Тамбова, отсутствует подтверждение изложенной в заявлении позиции.
В определении говорится о превышении законодательным органом субъекта Российской Федерации компетенции в области законодательства об административных правонарушениях по вопросам, которые уже урегулированы федеральным законодателем.
Вместе с тем, указанное определение не содержит информации о неправомерности возложения на собственников зданий (помещений в них) и сооружений обязанностей по уборке прилегающей территории нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Что же касается вопроса употребления в части 2 статьи 1 Положения "О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов" (приложение к Правилам благоустройства) (далее - Положение) не предусмотренного Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определения "лечебно-профилактические отходы", то считают, что определение "лечебно-профилактические отходы" не используется в проекте Положении в качестве термина. Кроме того, последующие слова части 2 "и другие виды опасных отходов, обращение с которыми регулируется федеральным законодательством", исключают его двусмысленную трактовку. По вопросу использования в абзаце 2 статьи 1 Положения не установленного Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" понятия "отходы" считают, что в проекте Положения используется понятие "отходы", установленное в "ГОСТ 30772 - 2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст). Формулировка данного термина не вступает в противоречие с понятием "отходы", изложенном в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". По вопросу полномочий органов местного самоуправления в области обращения с отходами, предписанных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сообщают, что помимо изложенных в пункте 2 части 3 статьи 4 полномочий по организации вывоза утилизации и переработки отходов, пунктом 1 части 3 статьи 4 на Администрацию также возложена обязанность организации сбора отходов. Учитывая изложенное, считают, что полномочия органов местного самоуправления в проекте Положения установлены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а решение Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 N 949 "О новой редакции Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов" соответствующим действующему законодательству и принятым Тамбовской городской Думой в пределах своих полномочий, а требования заявителя - необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации г. Тамбова П.Д.О. с заявлением прокурора Ленинского района г. Тамбова не согласился по тем же основаниям.
Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949 в редакции от 26.12.2012 г. N 833, утверждены Правила благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов.
Отдельные нормы Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, в редакции от 31.10.2012 N 752, утвержденных решением Тамбовской городской Думы N 949 от 15.04.2009 г., противоречат действующему законодательству и подлежат признанию недействующими со дня их принятия.
Так, абзацем 2 статьи 9 Правил предусмотрено, что собственники зданий (помещений в них) и сооружений обеспечивают уборку прилегающей территории.
Часть 2 ст. 39 Правил предусматривает, что владельцы торговых павильонов, киосков также обеспечивают уборку прилегающих территорий, границы которой определяются в соответствии со статьей 9 настоящих Правил, но не менее 5 метров.
Пункт 1 части 1 ст. 45 Правил обязывает председателей правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан обеспечить организацию работ по уборке и благоустройству прилегающей территории.
Статья 57 Правил предусматривает, что собственники, арендаторы, пользователи зданий, строений, сооружений, не предусмотренные в главах 5 - 17 части II настоящих Правил, обеспечивают благоустройство и уборку территорий, содержание зданий, строений, сооружений в соответствии с главами 2, 3 части I настоящих Правил.
Между тем, в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 2 ч. 1 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
В ст. 3 ГК РФ перечислены законодательные акты, которыми могут регулироваться вышеуказанные правоотношения.
Акты органов местного самоуправления к ним не относятся, и возложение обязанности на физических и юридических лиц по содержанию прилегающей к их имуществу территории может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.
Между тем, обязанность собственников зданий (помещений в них) и сооружений обеспечивать уборку прилегающей территории; владельцев торговых павильонов, киосков обеспечивать уборку прилегающих территорий, границы которой определяются в соответствии со статьей 9 настоящих Правил, но не менее 5 метров; председателей правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан обеспечить организацию работ по уборке и благоустройству прилегающей территории и собственников, арендаторов, пользователей зданий, строений, сооружений, не предусмотренных в главах 5 - 17 части II настоящих Правил, обеспечить благоустройство и уборку территорий в соответствии с главами 2, 3 части I настоящих Правил, то есть территории, не находящейся в их собственности, противоречит требованиям действующего законодательства.
Решением Тамбовской городской Думы от 26.12.2012 г. N 833 введено Положение о порядке сбора, вывода, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов, являющееся приложением к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов.
Частью 2 статьи 1 Положения предусмотрено, что оно не распространяется на лечебно-профилактические отходы.
Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" употребляется термин "отходы лечебно-профилактических учреждений".
Таким образом, термин "лечебно-профилактические отходы", определенный частью 2 статьи 1 указанного Положения, не соответствует Федеральному закону от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
В абзаце 2 статьи 2 Положения используется понятие отходов как остатков продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Между тем, статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержит понятие "отходы производства и потребления (далее - отходы)" как остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, абзацем 2 статьи 2 Положения закреплен термин "отходы", содержание которого не соответствует Федерального закону от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В Положении (п. 2 ч. 3 ст. 3) в числе полномочий Администрации города Тамбова в системе управления в области обращения с отходами установлено полномочие по организации вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов.
Указанная норма Положения также не соответствует действующему законодательству и подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 4 Положения "О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов", утвержденного вышеуказанным решением Тамбовской городской Думы установлено, что собственники контейнерной площадки (контейнеров) и других емкостей-накопителей временного хранения либо уполномоченные ими лица обеспечивают уборку территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим емкостям-накопителям временного хранения.
А частью 6 этой же статьи Положения предусмотрено, что границы территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим местам-накопителям временного хранения, подлежащей уборке лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, определяются постановлением Администрации города Тамбова, но не менее 5 метров.
Тем самым, на указанных выше лиц возлагается дополнительная обязанность по уборке прилегающих территорий контейнерных площадок (контейнеров) и других емкостей - накопителей временного хранения и в границах территории, прилегающей к контейнерным площадкам (контейнерам) и другим местам-накопителям временного хранения, определяемых постановлением Администрации города Тамбова, но не менее 5 метров.
Суд считает, что пункт 2 ч. 2 ст. 4, ч. 6 ст. 4 Положения "О порядке сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов, образующихся на территории городского округа - город Тамбов", не соответствуют ст. ст. 2, 3, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и также должны быть признаны недействующими.
Руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ суд
решил:
Заявление прокурора Ленинского района г. Тамбова удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия абзац 2 ст. 9, ч. 2 ст. 39 в части возложения обязанности на владельцев торговых павильонов, киосков обеспечение уборки прилегающих территорий, границы которых определяются в соответствии со статьей 9 настоящих Правил, но не менее 5 метров, п. 1 ч. 1 ст. 45, ст. 57 Правил благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденных решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949, в редакции от 26.12.2012 г. N 833, а также ч. 2 ст. 1, абзац 2 ст. 2, п. 2 ч. 3 ст. 3, п. 2 ч. 2 ст. 4, ч. 6 ст. 4 приложения к Правилам благоустройства и содержания территории городского округа - город Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 15.04.2009 г. N 949, в редакции от 26.12.2012 г. N 833.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 11 июня 2013 г. N 2-1621/2013
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании